Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А если опять про детскую литературу, то, конечно, вспоминается: "Крошка-сын к отцу пришел".
— "Крошка-сын к отцу пришел" — это уже прямое назидание, прямое объяснение ребенку, что хорошо и что плохо. Вы согласны с тем, что всё-таки настоящая детская литература должна быть назидательной? Должна обязательно чему-то учить?
— Да. Но просто мне не нравится слово "назидательная". Потому что оно такое, грубоватое. Попахивает чем-то навязчивым. А мне больше нравится слово "метафоричная". Когда есть какой-то предмет для рассуждения.
Знаете, чем хороша метафора? Ученые доказали, что когда существует метафора, театральная в особенности, то есть когда спектакле есть какие-то метафорические решения, то у человека работает и левая, и правая часть мозга. То есть одна половина мозга пытается разгадать метафору, а другая математически рассчитать. И мы в этот момент полностью используем свой мозг. Но я, конечно, согласна с вами: литература для детей должна учить.
— Мне кажется, беда современной детской литературы как раз в том, что многие писатели и поэты, пишущие для детей, считают, что то, что они пишут, должно быть забавно, весело, прикольно. Но если там отсутствует какой-то обучающий, нравственный стержень, то для чего это писать?
— Всегда были хорошие и плохие авторы. Всегда была хорошая и плохая литература. Тут дело вкуса, наверное. Рядом с ребенком всегда должен быть какой-то значимый для него взрослый, который хоть чуть-чуть разбирается в литературе.
Но сейчас, конечно же, очень много мусора. Много упрощения. Именно не простоты, а упрощения. До комиксов, например. Я не против комиксов, но комиксы комиксам рознь. Есть, допустим, "Дневники Анны Франк" (12+) в виде комиксов. Когда лаконично и вкусно говорится о чем-то важном. А есть серия других комиксов, которые популярны, я их по настоянию ребенка, но это совсем плохо. Может быть, это мне только неинтересно. Может быть, это предвзятость с точки зрения минимальной начитанности. Но я согласна, ориентир для детского чтения должен взрослый давать.
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
— А что еще в вашей авоське припасено?
— Книга "Хлеб той зимы" (12+) Эллы Фоняковой (переиздание, впервые повесть была опубликована в 1971 году — Ред.). Книга про блокадный Ленинград, про девочку, которая взрослела вместе с тем, что происходило (Элла Фонякова ребенком пережила Ленинградскую блокаду — Ред.). Я ее со своей дочкой прочла.
И когда я как-то читала ей это вслух, она сказала: "Мама, я так волнуюсь. Давай на ночь мы не будем это читать". Я говорю: "Да, наверное, не надо. Действительно, такая тема серьезная, сложная, душу задевает". На следующий день она сказала: "Мама, нет, всё-таки надо дочитать. Мне интересно, я пересилю себя, свои эмоции".
Правда, очень интересная книга. Всем рекомендую. Она написана очень маленькими, лаконичными главами в форме дневника этой девочки. И вот она описывает, как она пошла первый раз в школу, как она пришла туда, а на следующий день уже школы не было, потому что на нее бомба упала. И вот девочка взрослеет, и ее восприятие мира взрослеет. И я думаю, что ребенку полезно пройти этот путь через понимание другого ребенка. Понимаете, о чём я? Мне кажется, что мы не должны про это всё забывать, чтобы это всё не повторить. И именно поэтому нужно детям об этом говорить. Выдохнем, да?
— Выдыхаем, действительно. Что еще покажете?
— Эта книга называется "Красная шапочка в стиле поп-арт" (6+). Поп-арт — это такое художественное направление. Всё изображается такими яркими, точечными, контрастными штрихами. У меня таких три было, одна из них, по-моему, "Русалочка". Все книги для возраста 3-7 лет, когда ребенку нужно познакомиться с художественными направлениями.
А это Марк Аврелий — "Наедине с собой" (12+). Может быть, слышали? "Человека огорчают не сами вещи, а его отношение к этим вещам". Это цитата из этой книги. Марк Аврелий как представитель стоицизма говорит о том, чтобы даже в самой горькой ситуации видели и что-то другое. Меняли отношение к происходящему.
— Вот не дали актеру роль, и он расстроился. А может и так подумать: "Ну, не дали мне эту роль, а я так мечтал о ней. А, может быть, и хорошо, что не дали. Много слов учить не надо".
— Это про лень. А рассуждать можно по-другому. Не дали мне роль? Здорово. Я стану зрителем. Проведу больше времени со своей семьей, увижу что-то со стороны. Много всего можно найти…
— Позитивного?
— Да, конечно, тебе жизнь предоставила время, чтобы ты занялся чем-то другим. Почему ты сидишь и ждешь? Давай действуй!
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
А вот книга про моего любимого режиссера Уэса Андерсона. Называется "Уэс Андерсон" (12+). Автор — Нуриа Диаз.
Самый знаменитый фильм Андерсона — "Королевство полной Луны" (12+). У нас не так давно шел его фильм "Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан" (12+).
— Там еще Билл Мюррей играет?
— Да.
— Какой замечательный фильм. Мне очень понравилось.
— Видели, какая у Андерсона красивая картинка? Сама форма? Он вообще не кинорежиссер, он самоучка. И у него все фильмы именно такие, с хорошим юмором, достаточно интеллектуальным.
Например, "Королевство полной Луны". Там про бойскаутов, про детей, которые поехали в лагерь, и параллельно там ещё была одна семья, у которой было много детей. И девочка из этой семьи познакомилась с мальчиком-бойскаутом, они решили сбежать вдвоем ото всех. Каждый взял какие-то вещи. Девочка взяла с собой чемодан с книгами, своего кота и проигрыватель брата. И они устроили пикник, сидели и разговаривали, узнавая друг друга лучше. А в это время поисковая команда начала их искать, а они убегали. Рекомендую всем посмотреть этот фильм, он очень добрый, чудесный, с хорошей музыкой. И комикс полностью повторяет фильмы Андерсона по цветовой гамме, по деталям. Своеобразная энциклопедия его творчества.
— А вы не чувствуете, что мир уже подустал от этих всяких вселенных Marvel?
— Да нет, разные люди есть. Я думаю, люди всегда будут любить разное: одни — то, другие — это. Всё зависит от нашей любви.
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
— Вот вижу знакомое имя — Юрий Коваль, я слышал об этом авторе. "Кепка с карасями". Это про что?
— Этого писателя я открыла его через интервью Юрия Норштейна, режиссера знаменитого "Ежика в тумане" (6+). По-моему, это было на канале "Ещенепознер" (16+), там в конце беседы обычно спрашивается: "А что бы вы порекомендовали почитать?" И Норштейн назвал книгу Коваля. У него наичудеснейший язык. Вот рассказ "Вода с закрытыми глазами" (6+). Уже в названии метафора присутствует, хочется подумать, почему, что это означает. Суть очень простая: девочка с мальчиком возле реки, они пьют воду, они подростки, говорят о своем настроении. Кто-то руками пьет, кто-то железной кружкой черпает эту воду. И совершенно чудесная последняя строчка: "Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза".
— Хорошо сказано.
— Круто, да? В каждом рассказе что-то такое есть. Можно найти вкусненькое такое.
— Хорошая книга, приятно взять в руки, формат удобный, шрифт Times, очень хорошо глазами воспринимается.
— "Школьная библиотека". Тут у меня конверт вложен с открыткой, я всегда в книги кладу. Это посткроссинг. Есть такой сайт, знаете? Я сейчас расскажу. Ты регистрируешься, пишешь о своих пристрастиях, о том, что хочешь получать открытки от совершенно незнакомых людей. Тебе также выдаются генератором случайных адресов чьи-то адреса. И ты пишешь незнакомым людям, и тебе со всего мира приходят открытки.
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Здесь вот маленькая исповедь написана. Девочка: "Привет, Мария. Надеюсь, тебе понравится эта открытка. Меня зовут Наталья, мне 19, я студентка, закончила 1 курс в университете, в Москве. Но сейчас я дома, в Оренбургской области, снова наслаждаюсь жизнью в частном доме, а не в квартире. За первый год учебы я уже поняла, что квартира не для меня. Сейчас делаю ранее ненавистные дела в огороде". То есть у человека переосмысление произошло: она один год в Москве поучилась, вернулась на землю родную и такая: "Ох, огород, привет, моя любовь!" И такие открытки всегда приятно получать. А если из-за границы приходит, то еще и марка особенная. У меня уже 300 открыток.
— Вот вижу, уже следующая книга на подходе. Название — "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна" (12+). Автор — Ульф Старк.
— Эту книгу я сегодня подарю. Она у меня уже давно, но сегодня буду встречаться со своими друзьями, у них сын, и вот ему я хочу подарить эту книгу.
Здесь про двух друзей-мальчиков. У одного есть дедушка, а у второго — нет. И тот, у которого есть дедушка, говорит приятелю: "А давай пойдем в дом престарелых и найдем тебе дедушку".
И они пошли в дом престарелых, и действительно нашли ему дедушку. И он стал дружить с этим дедушкой. А дедушка очень красиво умел свистеть. И, оказывается, так свистела его жена, которая умерла, после чего он оказался в доме престарелых. Ее звали Йоханна.
А мальчик тоже хотел научиться свистеть, но у него никак не получалось. И мальчик долгое время не приходил, потому что он не мог научиться свистеть. А когда научился и пришел, то это был день похорон этого дедушки.
Книга за душу берет. Ее нужно читать, потому что тут много всяких маленьких нюансов, которые нужно понимать самому.
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
И вот еще одна книга — "Фабрика слов" (6+). Авторы Аньес де Лестрад и Валерия Докампо. Здесь очень мало слов и очень много картинок. И, кстати, ее нужно прямо сейчас прочитать, она быстро читается.
— Ну, хорошо. Читаю:
Есть на свете страна, где люди почти ничего не говорят. Эта большая страна называется "Фабрикой слов". Жители этой странной страны должны сначала купить слово, потом проглотить их, как пилюли, и только после этого произнести.
Фабрика слов работает днём и ночью. Слов, которые сходят с её конвейеров, так же много, как в языке. Существуют слова, которые стоят гораздо больше других. Они почти не встречаются — их произносят только богачи.
Нищие иногда роются в мусоре, но выброшенные слова малопригодны к потреблению. Это, в основном, обрывки, да обрезки. Нищие говорят: "Чел! Бро!" и прочее. Весной часто проводят распродажу слов, но скидки бывают на совсем дешевые слова, редкие и забытые. Что, например, делать со словом "чревовещатель", а со словом "филодендрон".
Иногда ветер сдувает слова, и они поднимаются в воздух. Тогда дети достают сочки и ловят эти слова, как бабочки. Вечером за ужином они с гордостью говорят эти слова своим родителям. Те говорят: "Молодцы, детишки".
Сегодня Филиас поймал сачком три слова. Однако, он решил никому их не говорить, а приберечь для кое-чего очень важного: завтра день рождения Сибелы. Филиас в нее влюблен, он хотел бы сказать: "Я тебя люблю". Но еще не накопил денег на эти слова, поэтому он подарит ей три других, которые попались в его сачок: "Вишня, пыль, стул".
Сибела живет на соседней улице. Филиас звонит в ее дверь, он не говорит: "Здравствуй, как дела?" — у него еще нет этих слов. Он просто улыбается. На Сибеле платье вишневого цвета. Выше этажом Филиас замечает Оскара. Оскар его большой недруг. Его родители, очень богаты. Оскар никогда не улыбается. Увидев Сибелу, он говорит: "Я тебя люблю всем сердцем. Сибела, придет время, и ты выйдешь за меня замуж".
"Ему всегда улыбается удача", — думает Филиас. Сибела тоже всегда улыбается, но Филиас не знает, кому адресована ее улыбка. "В глазах Оскара столько уверенности. Мои слова такие крохотные", — думает Филиас. Он глубоко вздыхает, он думает о той любви, которая переполняет его сердца. И он произносит слова, пойманные сачком.
Слова летят к Сибеле, но они сверкают, как драгоценные камушки. "Вишня… Пыль… Стул..." Сибела больше не улыбается. Она смотрит на Филиаса так, словно у нее нет слов. Потом она медленно подходит к нему и нежно целует в щеку, а у Филиаса осталось всего одного слово. Он уже давно нашел его в мусорном ящике среди сотен обрывков и обрезков. Он очень полюбил это слово. Он берег его для торжественного случая. И вот, этот случай представился. Глядя Сибеле в глаза, Филиас говорит: "Ещё".
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
— Чудесная история?
— Да, чудесная. В принципе, это верлибр. Так они и пишутся, хорошие верлибры. В молодости, помню, была такая книжка, ходила по рукам, называлась "Черная шкатулка". Сейчас ее мало кто знает. А тогда все говорили: "Черная шкатулка" (12+) — замечательная книжка. Там такие фотографии! Черная шкатулка — это фотоаппарат имеется в виду".
И вот как-то она мне попалась в руки. Там действительно какие-то фотографии, а рядом с ними какой-то текст. Я удивлен: фотографии меня совсем не впечатляют, а на текст я вообще не обращаю внимания.
А через много-много лет я узнаю, что это были стихи, верлибры прекрасного чешского писателя и поэта Людвика Ашкенази. И это были отличные верлибры, которые и надо было читать. А что касается фотографий, то это был случайный набор фотоиллюстраций для советского издания книги. Вот так. Надо было стихи читать, а я картинки рассматривал.
Потому на верлибры Ашкенази Микаэл Таривердиев цикл песен написал. Слушайте — они все в Интернете есть. Как и стихи Ашкенази.
— Хорошо, я записала. Обязательно найду и почитаю.
Мария Стратулат и книги из ее авоськи. Фото: Кулешов Евгений, ИА PrimaMedia
Напомним, что в сентябре 2022 года пройдет пятый юбилейный фестиваль "Литература Тихоокеанской России". ЛиТР — крупнейшее событие в литературной жизни Дальнего Востока.
Организаторы Пятого фестиваля "Литература Тихоокеанской России" — PrimaMedia и интеллектуальный клуб "Культбригада" при поддержке правительства Приморского края, регионального оператора Исторического парка "Россия — Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр" и НКО "Фонд развития социальных инициатив", Дальневосточный филиал фонда "Русский мир".
Информационные партнеры мероприятия — радио "Дача"(18+), радио "МИР"(18+), "Русское радио"(18+), "MEDIAMETRICS ДВ" (18+), глянцевый журнал "Собрание EXCLUSIVE"(18+), телеграм-канал "Дальневосточные Ведомости" (18+).
Смотрите полную версию на сайте >>>