2 августа 2022. "Главное управление Северного морского пути" ("ГлавСевморпуть") для организации деятельности на Северном морском пути (СМП) будет создано в рамках госкорпорации "Росатом". Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин, сообщает ИА PrimaMedia. Президент РФ Владимир Путин ранее заявлял, что планы развития грузопотока по Севморпути не должны сдвигаться, и остаются в силе цели роста грузопотока по СМП в объеме 80 млн тонн в 2024 году.
"Росатому", как исполнителю функции учредителя ФГБУ "Главное управление Северного морского пути", предстоит в ближайшие два месяца утвердить бюджет и обеспечить регистрацию этой организации
Северный морской путь проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5,6 тысяч киометров от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения у юго-восточного берега Чукотского полуострова.
"В этом году централизация полномочий по организации деятельности на Северном морском пути (СМП) передана "Росатому". Также в "Росатоме" создается Главное управление по СМП, в состав которого входит Штаб морских операций. Соответствующее распоряжение подписано. Это обеспечит безопасность хождения по трассам СМП, стабильную доставку грузов в рамках северного завоза, и безусловно, привлечет дополнительно на СМП новых транзитных грузоперевозчиков", — сообщил в ходе совещания премьер-министра Михаила Мишустина с его заместителями вице-премьер Александр Новак.
В 2021 году грузопоток на Севморпути составил 35 млн тонн, что на 6% выше плана.
"В этом году, по состоянию на июль, мы еще прирастем на 5%. Что касается перевозки транзитных грузов, здесь за последний год рост составил 3 раза, число рейсов удвоилось, это является свидетельством востребованности СМП. Ожидаемый перспективный грузопоток — задача, которая была поставлена президентом — 80 млн тонн в 2024 году. А к 2030 году, по данным компаний, которые могут перевозить свою продукцию, мы ожидаем, что объем может составить около 200 млн тонн.
Это прежде всего связано с реализацией СПГ-проектов компании "НОВАТЭК", нефтедобычных проектов компаний "Роснефть" и "Газпром нефть", реализации проекта Баимский ГОК. "Норильский никель" будет наращивать объемы",
— сказал вице-премьер РФ Александр Новак.
Ранее был принят закон, который централизует в "Росатоме" полномочия по управлению судоходством в акватории Северного морского пути. Он предусматривает организацию судоходства на базе подведомственного "Росатому" ФГБУ "Главное управление Северного морского пути". При этом меняется механизм выдачи разрешений на плавание по акватории: теперь кроме выдачи разрешений предполагается возможность их приостановления, возобновления, внесения изменения и отзыва. Эти правовые новации вводятся в условиях роста грузопотока по СМП, чтобы усилить безопасность судоходства на трассе.
Полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, курирующий вопросы развития Арктики, ранее сообщил в интервью "Интерфаксу", что отправной точкой увеличения грузопотока по СМП является составленный прогноз с четкой привязкой к конкретным инвестиционным проектам и юридически обязывающим документам.