4 августа 2022. Аниме о адмирале Невельском, якутское кино, приморский евроазиатский модный хаб — эти и другие креативные проекты и идеи, а также айдентику Дальнего Востока и каждого из регионов, в него входящих, обсудили эксперты на дискуссии "Дальневосточная идентичность и креативные индустрии: инструменты взаимного продвижения в сфере медиа на примере региональных СМИ" (12+), которая была проведена в рамках форума ProДФО (12+) в Якутске.
Дальний Восток — территория, богатая людьми творческими, свободными духом и инициативными, что уже является фундаментом для развития здесь креативных индустрий. За последнее время это направление получило мощный старт и проявляется в массе проектов — реализованных, находящихся в стадии реализации или на подступах к ней. Объединить этот опыт попытались эксперты в рамках дискуссии.
Участие в ней приняли руководитель арт-резиденции "Маяк" (г. Южно-Сахалинск) Филипп Ермак, руководитель проекта Киберателье и креативные индустрии Приморья (г. Владивосток) Наталья Карпова, директор студии "Мечталет" (г. Хабаровск) Илья Кузнецов, директор Центра новых образовательных программ НИТУ "МИСиС", руководитель магистерской программы "Технологическое искусство" Екатерина Беляева, руководитель школы креативных индустрий (г. Благовещенск ) Ростислав Азизов, Исполнительный директор ФедералПресс Олег Орлов, главный редактор Сетевого издания "Якутское-Саха Информационное Агентство (ЯСИА)" Андрей Никифоров. Модератором секции стал председатель приморского регионального отделения Союза журналистов России Виктор Суханов.
Собственно, первая часть экспертного разговора касалась дальневосточной идентичности. По мнению руководителя школы креативных индустрий (г. Благовещенск ) Ростислава Азизова, каждый регион ДВ может похвастаться своими особенностями и фишками. В Амурской области этот набор широк: от "рукотворного" нового моста, который построили через границу с КНР, до "природного" Амурозавра. Именно в этом регионе были найдены останки последнего вида динозавров, ходившего когда-то по нашей планете. Что уже используется в брендировании территории. Ростислав Азизов рассказал также о школе креативных индустрий в Амурской области, которая должна распахнуть свои двери уже в сентябре. Это творческое пространство, куда будут бесплатно приходить дети от 12 до 17 лет и обучаться основным направлениям в сфере креативных индустрий — дизайн, фото и видеопроизводство, электронная музыка, звукорежиссура и звуковой дизайн.
Руководитель магистерской программы "Технологическое искусство" Екатерина Беляева, говоря о дальневосточной идентичности, подчеркнула, что "нас отличает свободный дух". По ее словам, на Дальнем Востоке живут свободные люди, которые продвигают свою повестку, которые любят свою территорию, гордятся природой, фортификационными сооружениями, эндемиками, морской робототехникой.
Неудивительно, что в итоге здесь зарождается много интересных проектов и креативных производств.
Так, например, Илья Кузнецов рассказал о творческом пути и планах своей анимационной студии "Мечталет".
"Мы, наверно, единственная студия за Уралом с такими амбициями, — сообщил он. — Разрабатываем бренды для выхода на международный рынок. У нас уже есть продукты, с которыми мы вышли на все мультипликационные платформы в России. Вышли в Китай, Казахстан. Когда разрабатывали большой проект, приехали на Союзмультфильм, попросили экспертов оценить — следует ли выходить на производство. Что нам ответили? "Мы тут сидим — пыжимся, чтобы сделать продукт, который зайдет в Китае. А вы просто взяли и сделали такой продукт". И ведь нас этому никто не учил. Мы сами учимся, впитываем из окружающей нас среды. У нас есть дальневосточное мировоззрение, которое так или иначе будет проявляться в нашем творчестве и будет интересно соседним странам".
Кстати, сейчас хабаровская студия реализует интересный проект в коллаборации с коллегами из Владивостока — художественной группировкой Hero4Hero, которые создают манга-комикс об адмирале Невельском и уже издали два художественных романа. Они мечтали снять полнометражный анимационный мультфильм. Сейчас хабаровская студия помогает им сделать тизер для большой ленты.
"Хотим показать для всех новый Дальний Восток, — отметил Илья Кузнецов. — Он будет а-ля Пандора из фильма "Аватар" (12+). Здесь все можно делать. Делать крутые проекты и выходить с ними на весь мир".
Эксперт добавил, что сейчас креативным индустриям не хватает проектов общероссийского масштаба, которые бы способствовали закреплению здесь людей. Многие профессионалы уезжают в Москву не столько ради заработка, сколько для реализации своих амбиций — быть сопричастными к чему-то масштабному.
Главный редактор Сетевого издания "Якутское-Саха Информационное Агентство (ЯСИА)" Андрей Никифоров рассказал о том, что Якутия экспортирует свою идентичность на общефедеральный и международный уровни благодаря своим фильмам, а также благодаря музыкантам и рок-группам, собирающим полные залы в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас в регионе не достает удобной площадки, где бы все желающие могли бы ознакомиться с самобытным и современным якутским кино.
Руководитель проекта Киберателье и креативные индустрии Приморья (г. Владивосток) Наталья Карпова, говоря о дальневосточной идентичности, отметила способность и готовность людей быстро принимать решения, и при этом присущую им романтику. По ее словам, сегодня существует грандиозная мечта — до 2030 года создать в Приморье евроазиатский, модный, технологичный хаб, центр притяжения талантов и молодежи. В продвижения этой идеи большую поддержку оказывают региональные СМИ.
Много внимания экспертов было обращено на то, что именно региональные СМИ могут являться инструментами продвижения креативной индустрии. По словам исполнительного директора ФедералПресс Олега Орлова, региональные СМИ — это лакмусовая бумажка креативной экономики.
"В тех территориях, где была сильная экономика — Дальний Восток, Урал , Санкт-Петербург — появилось большое количество региональных СМИ, — отметил он. — Они же являются драйвером креативных индустрий, потому что СМИ — это не только журналисты, а еще и IT-специалисты, разработчики мобильных приложений, продакшн— и ивент-студии".
Все это в сочетании дает почву для развития и продвижения креативных индустрий на Дальнем Востоке с большими экспортными возможностями — как за пределы региона, так и за пределы страны.
Напомним, что "ProДФО" — это серия уникальных форумов, которые объединяют представителей власти, экспертов и СМИ и жителей регионов ДФО. Каждый форум посвящен актуальным для каждого региона темам: экономике, бизнесу, образованию, городской среде, поддержке молодежи, туризму, экологии. Форум "ProДФО" в Якутске проходит с 4 по 6 августа. Организаторы форума — Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном Округе, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив" и ODBT Group.