Переход на монеты: как появились первые денежные дворы России при Петре I

История о том, как началась чеканка круглых медных монет, пришедших в 1700 году на смену денгам
Тематическое фото
Фото: freepik.com

20 сентября 2022. Судя по архивным документам, переехавший из Ярославля Денежный двор, принадлежащий Приказу Большой казны, и был одним из трех московских "Серебряных Денежных", упомянутых в документах как "Старый двор позадь Казанской Богородицы". Находился он по соседству с Кремлем, на углу Никольской улицы, и выпускал первоначально меленькие проволочные серебряные копейки. Уже при Петре I, а было это в 1701 году, получил название "Серебряный Денежный". Позднее на нем стали чеканить крупные монеты правильной округлой формы. 

Именно от того самого времени и начат был отсчет действовавших Денежных, а затем и Монетных дворов Москвы, которые входили в ведение Приказа Большой казны.

"Три из них были "серебряными" и денежными, — писал в одной из своих исследовательских работ патриарх советской нумизматики Иван Григорьевич Спасский. — Четвертым в перечне назван "Медный денежный двор" под Набережным садом.

Этот сад находился в пределах Кремля, неподалеку от Боровицких ворот. По другим документам видно, что Медный двор в Кремле "возле дворца" был открыт в 1699 году. После 1701-го он назывался то "Двор у Набережного сада", то "Набережный двор", то "Медный монетный двор". Действительно, он и был первым монетным двором, так как на нем началась чеканка круглых медных монет, пришедших в 1700 году на смену денгам.

После 1704 года на медных копейках появился его знак — буквы НД или ЕДЗ. В последний раз они встречались на пятаках 1727-го. Как действующий этот монетный двор упоминается в документе того же года, а в 1734-ом — уже как "прежний".

Назовем еще два серебряных денежных двора "Набережный" и "Китайский", который размещался в здании бывшего Земского приказа. Забегая вперед, скажем, что они были недолговечными, и "били" вручную из проволоки серебряные копеечные монеты, которые позднее в сообществе тогдашних нумизматов получили название "чешуйчатые" или "чешуя".

И еще об одном, неназванным пока, но уже Монетном дворе, который был размещен в старом Хамовном ткацком дворе, расположенном в Кадашевской слободе Замоскворечья. Обратим внимание читателей на тот факт, что новый двор не входил в состав Приказа Большой казны, а деньги для его создания были выделены Адмиралтейским приказом, который и оставался в его распоряжении на протяжении десяти лет.

Весь доход от чеканки монет шел на нужды военного флота: на строительство кораблей, а также на выплату жалования офицерам и матросам. В документах петровского времени этот монетный двор именовали то, как "Хамовный", то, как "Кадашевский", а еще — "Замоскворецкий", "Новый монетный", "Монетный денежный", "Адмиралтейский" и "Военно-морской двор".

Отметим, что еще в 1701 году этот двор начал чеканку первых серебряных монет, а спустя три года — и первые рублевики. В конце 1701 года здесь же начали выпуск золотой монеты, а затем и "свой" медный денежный знак.

Еще одним Монетным двором Москвы со временем стал "Старый" ("Красный" или "Китайский") бывший денежный двор, который был переоборудован под чеканку машинных видов монет той поры. "Опись монетных дворов 1727 года показывает, — писал И. Г. Спасский, — что уже тогда он стоял пустой, под присмотром сторожа, а часть помещений была занята какой-то комиссией.

Только в 1732 году там начались большие строительно-восстановительные работы. "Заднее строение", примыкавшее к "Училищному" Спасскому монастырю, было разобрано до фундамента и выстроено заново, для чего монастырю пришлось потесниться. Заложенный в 1733 году архитектором И. Гейденом новый корпус вырос на Красной площади напротив бывшего Земского приказа.

Была разобрана часть Китайгородской стены, и после пожара 1737 года, расчистившего от деревянных строений Охотный ряд, там выросли каменные здания для чеканки медной монеты, а на реке Неглинной еще в 1735-ом Гейден начал сооружение каменно-земляной плотины для серебряной плющильной. Такой широкий размах строительства объясняется, вероятно, тем, что в 1730-х годах Москва на время вернула себе положение столицы государства. В 1736 и 1737 годах Кадашевский был закрыт, и Красный Монетный двор остался единственным в Москве".

Доктор исторических наук, Борис Лившиц

Виталий Жуков

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость