Тариф на содержание жилья в многоквартирном доме должен быть экономически обоснован

Заместитель генерального директора ООО "УК Первореченского района" Татьяна Плотникова по пунктам рассказала, из чего формируется тариф
Татьяна Плотникова
Фото: ИЗ личного архива Татьяны Плотниковой
ВЛАДИВОСТОК, 20 сентября, PrimaMedia. Коммунальные платежи сегодня "съедают" львиную долю бюджета среднестатистической российской семьи. И если контролировать тарифы ресурсоснабжающих организаций пытается Правительство РФ, то сколько платить за содержание жилья - по установленным нормам или так, чтобы дом обслуживали достойно - решают сами собственники. Минимальные нормы были установлены во Владивостоке местной администрацией несколько лет назад, с тех пор цены выросли в несколько раз, но некоторые собственники по-прежнему считают, что не должны платить больше.

Управляющей компании в такой ситуации остается одно - экономить на качестве приобретаемых материалов, а значит и на качестве обслуживания. О том, почему экономически обоснованный тариф на содержание жилья более чем в 2 раза превышает нормативный, и из чего тариф складывается, РИА PrimaMedia рассказала заместитель генерального директора ООО "УК Первореченского района" Татьяна Плотникова.

- Татьяна Леонидовна, по каким тарифам сегодня платят за содержание жилья собственники обслуживаемых вашей компанией домов?

- Тариф в доме формируется по решению общего собрания жильцов. В настоящее время в управлении нашей УК находятся 559 домов. В соответствии с решениями общего собрания тарифы изменились в 75% домов. В одной группе домов тариф поднимается ежегодно на 10%, в другой - на 15% на ремонт жилья и еще на 10% на содержание. Есть дома, где тариф поднимался на 20%, а есть дом, где тариф на ремонт жилья подняли по решению собрания в 2 раза.

К сожалению, жильцы некоторых домов наотрез отказываются повышать тариф на содержание, и мы до сих пор работаем с ними по ставкам, которые действовали на момент принятия многоэтажек в обслуживание, например в 2005 году. Кроме того, есть дома, жильцы которых платят по тарифу, установленному старым Постановлением администрации города № 263. В этом случае у нас просто нет иного выхода, как либо уменьшать количество проводимых работ, либо экономить на качестве материалов, цены ведь растут разве что не ежемесячно. Это сказывается на качестве обслуживания, но и жители должны реально смотреть на вещи.


За что мы платим?. Автор: https://cheboksar.net/uploads/posts/2009-03/1238279233_zhkh2.jpg

- Взяв на обслуживание дом, как вы рассчитываете, какой у него будет тариф?

- Управляющая компания, принимая дом на обслуживание, в первую очередь считает, во сколько он ей обойдется. Для начала мы определяем, какие специалисты нам нужны. Как правило, это слесарь (который будет следить за всеми инженерными сетями), сварщик для проведения ремонтных работ, электрик, плотник, который будет смотреть за состоянием дверных и оконных проемов. Необходим и блок санитарного обслуживания. Если это пятиэтажка, то достаточно уборщицы и дворника. Если дом девятиэтажный, то нужны специалисты по обслуживанию лифтов и мусоропровода.

- Количество необходимых рабочих на один дом определяется какими-то нормативными документами?

- Есть нормативы, разработанные десятки лет назад еще Госстроем, но мы до сих пор на них опираемся. Нормативы учитывают этажность дома, материал стен, год постройки, износ дома - на основании всех параметров мы и определяем количество необходимых специалистов. Например, на 5-этажный 70-квартирный дом нужно "0, 3 единицы слесаря, электрик - 0,05 единицы, газосварщик - 0,05 единицы, уборщик л/клеток - 0,84 единицы, дворник - 0,36 единиц". Вот и посчитайте сколько домов в обслуживании специалиста той или иной специальности. Далее, всему этому персоналу необходима зарплата, которую мы рассчитываем с учетом установленного МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и тарифной сетки, по которой определяется разряд. Таким образом, мы формируем годовой фонд оплаты труда, в который мы включаем и налоги на зарплату.


На один пятиэтажный дом нужно 0,36 единиц дворника. Автор: https://visualrian.ru/storage/PreviewWM/1603/13/160313.jpg?1184605080

У каждого нашего дома есть своя "история", какие работы мы произвели, какие материалы приобретали, какое оборудование устанавливали. Исходя из этого, мы определяем, какие материалы в количественном выражении мы должны приобрести на год следующий. Разумеется, стоимость материалов пересматриваем, поскольку цены у нас год от года растут.

Есть нормативы и по спецодежде и инвентарю, которыми мы людей обязаны обеспечить. Сколько нужно метел дворнику, дезенфицирующего материала мусоропроводчикам и так далее. Все это мы должны пересчитать по реальным ценам и тоже заложить расходы в тариф на дом.

Отдельные траты приходятся на аварийную службу, она также должна быть оснащена специалистами, материалами, оборудованием, транспортом. Наличие аварийной службы обязательно, вне зависимости от того, есть сегодня авария на этом доме или нет.

Еще один важный раздел - подготовка к сезонной эксплуатации. Это серьезная работа. Нам приходится выполнять большой объем работ как своими специалистами так и привлеченными, например, по бойлерам и тепловым узлам. То есть в каждом доме, оснащенном тепловым узлом, должны проводиться определенные работы, чтобы эти системы нормально функционировали зимой.

Кроме того, в тариф необходимо заложить накладные расходы: зарплата специалистов, организующих работы по содержанию и техническому обслуживанию дома и другие расходы: почта, связь, транспорт, содержание помещений, услуги банков, вознаграждение предприятию, осуществляющему ведение лицевых счетов, печатание квитанций, их доставку и прочие.

Пересчитав все вышеперечисленное, мы увидим определенную сумму, которая должна собраться в течение года. Ее нужно разделить на площадь дома и на 12 месяцев - это и будет реальный тариф на 1 квадратный метр жилья.

- Насколько экономически обоснованный тариф отличается от установленного администрацией?

- Как правило, он выше в 2-2, 5 раза.

- То есть жильцы должны ежегодно поднимать тариф за содержание жилья минимум в 2 раза?

- Я не могу этого утверждать. Жильцы должны принимать экономически-обоснованный тариф. Например, они хотят платить три рубля за квадратный метр. Мы, по-хорошему, должны нанять аудитора, который все рассчитает и докажет, что это стоит больше. Но пока мы к такому еще не пришли. Пытаемся либо договориться, либо удешевить определенные работы и услуги, чтобы уменьшить затраты.


В идеале обоснованность тарифа должны доказать аудиторы. Автор: https://escofort.ru/auditan.ru/images/stories/fan2027599_s.jpg

- А это реально - уменьшить затраты?

- Можно закупать материалы подешевле, со своими сотрудниками мы тоже можем как-то договориться. Но как быть с подрядчиками? Мне недавно пришло письмо от компании, занимающейся вывозом мусора. Мы с ними работаем очень давно, они нас всем устраивают....Но, сейчас они сообщают, что стоимость вывоза мусора скоро резко увеличится. Поскольку растет не только стоимость ГСМ (только в этом году на 23 %), но и стоимость утилизации ТБО на муниципальном мусоросжигательном заводе. Причем стоимость за последние два года увеличилась в 10 раз - с 26 рублей до 290! Разумеется, их можно понять, сейчас они работают в убыток. Нам же придется как-то решать вопрос с жильцами, и вариантов тут всего два: либо повысить тариф, либо вывозить мусор не каждый день, а например раз в три дня. Хотя мы обязаны делать это ежедневно...


Мусор УК должна вывозить ежедневно. Автор: https://www.chms.ru/pic/vyvoz_musora_konteynerom_zeny.jpg

Примерно та же ситуация с лифтовиками. Это специализированные предприятия, которых не так много в городе. Эти люди отвечают за механизмы повышенной опасности, и мы дорожим таким партнерством, потому что если они уйдут, просто народ с улицы на обслуживание лифтов не наберешь! В этой сфере цены тоже постоянно растут. А там ведь все материалы привозные, в нашем регионе ничего подобного не делают.

Увеличение стоимости электроэнергии, рост цен во всех сферах - все это нужно учитывать и закладывать в тариф. А если этого не делается, то как можно требовать качества обслуживания от УК, когда средства недостаточны?


Обслуживание лифтов можно доверить только профессионалам. Автор: РИА PrimaMedia

- Как вы все-таки выходите из положения?

- Мы очень плотно работаем со старшими по домам, ежемесячно доказываем актами выполненных работ, что и сколько стоит. Объясняем людям, что к тарифу нужно подходить внимательно, ежегодно его пересматривать. Пытаемся уменьшить расходы за счет внутренней оптимизации работы.

Часто конкуренты, пытаясь "отбить" дом, обещают снизить тариф на рубль или два. Это просто уловка. Тариф они может, и снизят, но качество обслуживания, безусловно, упадет.


Тариф определяют на собрании жильцов. Автор: https://nmsk.dp.ua/uploads/posts/2009-10/1256896557_dsc_0050_001.jpg

- А если люди ни в какую не соглашаются поднимать тариф?

- Работать с ними долго мы не сможем, и, скорее всего, просто откажемся от дома. Особенно это касается ветхого жилья. Но, хотелось бы отметить, большинство собственников все-таки понимают - тариф это не просто цифры, а комплекс работ, выполняемый нашей компанией по управлению, техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту многоквартирного дома и пускать это на самотек не стоит.


Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость