Хорошо, давайте ездить на передвижных домах

О фантастике и урбанистике, о Стругацких и Тарковском – в интервью с владивостокским урбанистом Антоном Савенко
ЛиТР
Антон Савенко
Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

8 сентября 2022. Дальневосточный фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) продолжает рубрику "Полка ЛиТРа" (6+), в рамках которой известные люди и медийные личности Дальнего Востока рассказывают о своих книжных инсайтах, а также делятся топами любимых произведений. На этот раз на встречу с журналистом ИА PrimaMedia в книжный магазин "Игра слов" пришел участник сообщества по исследованию и улучшению городской среды "Решение Город" и сети велопрокатов "Сам себе велосипед" Антон Савенко.

"С чего начинается чтение"

— С чего началось ваше чтение? Помните самую первую книгу, которую прочитали в своей жизни?

— Самую первую не помню, их в детстве очень много было. Это было что-то околодетское, то, что я читал запоем. Помню, родители приносили мне книжки про каких-то черепашек-ниндзя, кажется. Там была целая серия, штук шесть-семь. И я их читал. Была еще беллетристика по каким-то сериалам и фильмам. Более того, когда ложился спать, оставлял лампу включенной и читал. Мама приходила и говорила: "Всё, хватит, ложись спать, глаза испортишь".

— Мне тут сказали, что вы молодой папа. Сколько лет дочери?

— 8 месяцев.

— Нормально. Самое время начинать читать ей книги. Ребенок все равно воспринимает информацию, пусть пассивно. Надеюсь, вы чтение правильно построите, начнете с Агнии Барто, с Маршака, Сергея Михалкова? 

— Я помню, что мне что-то такое читали. Дедушка был военный, он очень своеобразно читал. У него был командирский голос, но он пытался с нами мягко говорить. Очень странная синергия. До сих пор помню, как он читал, увлекался, фразы становились рублеными... Он читал много разного, всё, что можно представить. Маршака не помню. Но сказки, более-менее детские произведения, Чуковского — это да, дед читал. 

— Чуковский вообще поэт катастроф. У него таракан всех в страх вгоняет. Потом какой-то Бибигон, свалившийся с Луны, сражается со злодеем Брундуляком. Я уже про Бармалея не говорю…  

— В голливудском стиле, сплошной экшн. 

— Кстати, о кино. Я недавно перечитал стихотворение Маршака "Рассказ о неизвестном герое" (6+). Это там, где "Ищут пожарные, ищет милиция… парня какого-то лет двадцати", который девочку спас на пожаре. Я обратил внимание, что стихотворение очень кинематографично. Там такое интересное сочетание планов — то общий, то крупный. Вот толпа внизу смотрит на горящий дом, и вот уже в дыму в окне — девочка. Я подумал, что, естественно, никаких комиксов Маршак не читал, а, скорее всего, такое кинематографическое мышление пошло у него от немых фильмов, которые он смотрел в детстве. Может быть, даже сами комиксы пошли от немого кино.

— Вполне может быть. Было время, когда к этому всё предрасполагало.


Антон Савенко и его книги. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Хорошо. А в школьные годы чудесные? Как у вас с чтением было?

— В школьные годы с добровольным чтением было чуть похуже, потому что заставляли много читать. Я был гиперактивным ребенком, неусидчивым, очень сложно мне было. А так как в школе заставляли много заниматься, мне в итоге не хватало концентрации, чтобы потом еще и дома сидеть и читать. 

В школьные годы я читал немного до определенного периода. Заново это началось только в старших классах и в институте, когда появилась осознанность и запрос на чтение.

— Читали по программе?

— Конечно. От "Мертвых душ" до Булгакова. Понятно, "Войну и мир" (12+) не прочитал... Начал, но на дальнейшее меня не хватило.

— Я бы сначала рекомендовал юношеству посмотреть фильм Бондарчука (четырехсерийный фильм-эпопея Сергея Бондарчука "Война и мир" (12+) — Ред.). А если заинтересуешься, то можно и за книгу взяться. 

— Сейчас многие так говорят.

— Потому что в принципе там все основные моменты в фильме показаны. Вообще я бы рекомендовал учителям давать задание сначала смотреть экранизации программных произведений. 

— Есть разные мнения. Мне тоже кажется, что многим сначала нужен визуальный ряд, он поможет потом, когда будешь читать. Некоторые спорят, говорят, что сначала должен сформироваться свой образ, что, читая, можно развить фантазию и прочее. А после экранизации готовые шаблоны ложатся, и образы становятся не такими, как задумывались автором. Словом, это такая дискуссионная штука. 

Путь "Сталкера"

— Вижу, вы принесли две книги. Первая — "Полдень. 22-й век" (12+) Аркадия и Бориса Стругацких. Давайте о Стругацких поговорим. Когда вы обратили на них внимание? Когда начали читать?

— Знакомство с фантастикой для меня началось с Сергея Лукьяненко. С его "Дозоров". А потом стало интересно, все закрутилось. До этого я периодически читал Лема, Стругацких, еще какие-то вещи. Но они не как-то очень заходили. Лукьяненко в свое время я прочитал всего, до последнего рассказа. И мало было. Сейчас стал интересоваться другими авторами… Стругацкие тоже все прочитаны. Видимо, пришло время узнать про них. 

— Людям нашего и предыдущего поколений Стругацкие нравились тем, что в их книгах была та самая "фига в кармане", то есть критика советской действительности. Понимающие люди кивали головой, перемигивались, мол, мы то знаем, о чем это. Возьмем известный роман "Понедельник начинается в субботу"(12+). Я как-то взял его, решил перечитать и понял, что он безнадежно устарел. Там главный отрицательный персонаж — не кто иной, как пресловутый академик Тимофей Лысенко, известный гонитель генетики. Но время ушло, и Лысенко давно разоблачен. Причем у Владимира Дудинцева в "Белых одеждах" (12+) критика Лысенко более точная и злая… И многие вещи Стругацких, например, "Трудно быть богом" (12+), сейчас воспринимаются как романтические истории, с моей точки зрения.

— Мне кажется, происходит перерастание. Произведение становится в каком-то виде классикой, перешагивает через те вещи, для которых оно было написано. Некоторые близкие нам моменты можно спроецировать на современность. А что-то становится красивым романтическим произведением.


Антон Савенко и его книги. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Вы кстати смотрели фильм "Трудно быть богом" (16+), который Алексей Герман-старший поставил?

— Смотрел.

— Герман пошел по пути Тарковского: не экранизировал саму книгу, а сделал ее продолжение.

— Да.

— Мне кажется, у Германа не очень получилось. Что касается "Сталкера" (12+) Тарковского, то тут есть два лагеря. Одни говорят, что разочарованы, потому что прочитали книгу и ничего из нее не увидели в фильме. Мол, Тарковский извратил роман Стругацких. Хотя на самом деле они сами написали такой сценарий для фильма. А другие говорят, что это же продолжение истории. Мол, Сталкер вернулся из тюрьмы, женился, но по-прежнему ходит в Зону.

Я хорошо помню свои ощущения от первого просмотра "Сталкера" Тарковского. Это было что-то невообразимое. Меня трясло и колотило весь фильм, и не только меня, но и всех, кто этот фильм смотрел. Тарковский использовал приемы Хичкока, когда пугает на само событие, а его ожидание. И ты весь фильм ждешь чего-то страшного, а оно никак не начинается. И ты выходишь в недоумении, и все спрашивают друг друга: "А что хотел сказать автор?"

— Я был наслышан об этом и как бы предупрежден относительно "Сталкера". Поэтому у меня не было такого ожидания, я понимал, что увижу. Посмотрел — скучновато. Жена у меня не смогла высидеть и досмотреть до конца. Я досмотрел... всё понятно.

— Вы поняли, о чем этот фильм?

— Это такая история, которую можно интерпретировать много и по-разному. Что конкретно в этом случае хотел сказать автор, мне не до конца ясно. Я сопоставляю с книгами, и у меня свой взгляд.

— Я недавно пересматривал эту картину, и она мне стала ясна абсолютно. Мне абсолютно понятно, что хотел сказать автор, и понятно, что это произошло потому, что я достиг возраста понимания того, что хотел сказать автор. Когда я смотрел "Сталкера" в первый раз, мне был 21 год. Что я тогда мог понять? Чтобы понять этот фильм, надо прожить жизнь. И вот я прожил жизнь, и вновь увидел финальный эпизод с утекающей рекой и выброшенными в нее предметами, и до меня вдруг дошла мысль Тарковского. В жизни каждого человека наступает время, когда нужно отказываться. Всё, что выброшено в реку — это отказ от чего-то. Отказ от амбиций, попыток сделать карьеру... Вот о чем фильм. Не надо ничего просить у Комнаты. Путь к ней — путь к пониманию того, что от лишнего надо отказываться… А когда я был молод, я этого, конечно, не понимал.

Путь профессионального горожанина  

— Ну вот мы поговорили о Стругацких, о Тарковском, о его фильме. Теперь давайте поговорим о второй книге.  

— Это второй вид книг, который присутствует в моей библиотеке. Всё, что касается нынче модной урбанистики. Про исследование города, поиск вариантов его улучшения. Там есть и социология, и транспортная мобильность, и многое другое. Книжка, с которой началась вся эта история, — это "Битва за города: как изменить наши улицы?" (12+). Очень интересная история по многим параметрам. Например, про то, как можно, в том числе на примерах других городов, применять какие-то решения у нас. Протоптанные тропинки, которые мы можем применять в наших городах, и все проблемы, которые видишь, когда начинаешь этот путь, поворачиваются к тебе немного другой стороной. Автомобильные пробки, плохая транспортная доступность, застройка... На них начинаешь смотреть под другим углом.

Для меня это был старт. Ну а библией урбанистики я считаю "Жизнь и смерть больших американских городов" (12+).

— Авторы книги "Битва за города: как изменить наши улицы?" — Джаннет Садик-хан и Сэт Соломонов?

— Да. Садик-хан — была заместителем мэра Нью-Йорка по транспорту. Они производили различные преобразования, чтобы город становился комфортнее и удобнее. Это было время трансформации городов, когда там поняли, что ничего хорошего не произойдет, если они будут двигаться в прежней парадигме, ничего не меняя. И они начали применять какие-то инструменты, позволяющие вносить изменения. В моей библиотеке сейчас больше такого вот чтива. Художественное я предпочитаю сейчас в аудио слушать. Времени нет, и это больше развлечение.


Антон Савенко и его книги. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Вам как урбанисту и человеку, который думает о городских проблемах, в виде транспортных пробок, например, наверняка должен быть известен опыт бразильского города Куритибы.

— Слышал. Они построили сеть скоростных автобусов, насколько я помню. Только назывались они как-то по-другому... 

— Мне больше понравились их решения по общественным пространствам. Старые халупы и бараки в фавелах они снесли, но освободившиеся участки не отдали застройщикам, а стали делать там очень красивые общественные пространства. Деревья, цветы, скамейки, зоны для прогулок и т.д. Здорово получилось, учитывая, какая флора в Бразилии. А хотите новостроек — пожалуйста, застраивайте новые микрокрайоны. Считалось, что это единственный город в мире, где нет пробок. Не знаю, так ли это сейчас. 

— Наслышан об этом. Но в любом случае у нас все очень индивидуально. Мы не можем взять и импортировать чужой опыт. У нас свой рельеф, хотя и под него можно привлечь большую часть инструментов и импортировать сюда... 

Единственная логика, которая нас направляет, — это то, что на очень маленькой территории города очень много людей, которых каждый день надо перемещать с одного места в другое в больших объемах в определенные часы. И как перемещать этих людей максимально компактно? Это задачка. Ее решает мобильность, урбанистика и прочее.

Хорошо, давайте мы все будем ездить на этих передвижных домах. Они очень много места занимают. Если каждый захочет поехать на таком, у нас город встанет. Уменьшили до машин, уже лучше, но все равно слишком много места занимают. Кроме этого, земля дико дорогая. Это общественная земля, которая принадлежит всем горожанам. При этом в гиперавтомобилизированном Владивостоке 50% людей машины не имеют. Однако город превращается в одну сплошную парковку. 

Если подняться над этой бытовой проблемой, над тем, что мне хочется ехать в комфорте и тепле с кондиционером от подъезда до офиса, окажется, что надо взять эту массу людей и максимально компактно и быстро переместить в другое место. Какими инструментами это сделать — это уже вопрос к экспертам. 

С Нейбута люди едут в центр с пересадкой на Баляева и Луговой, при этом они оттуда сверху стоят в пробке... Им же в летнее время вообще ничего не надо. Нужна платформа с колесиками. Они уже накопили энергию, поднявшись туда, чтобы съехать вниз. Понятно, что назад они поедут на автобусе. И это 25% трафика. Ни одно решение, ни одна развязка не дает 25% экономии трафика. Здесь история о том, какие инструменты можно применять. Да, это не все люди, в основном молодежь, но если будут альтернативы, которых сейчас нет, все равно комфортно по городу передвигаться не получается. Этими альтернативами воспользуются какие-то группы людей. Молодежь на электросамокатах, хипстеры на велосипедах, люди в возрасте на автобусах... 

Если это будет качественная история, когда можно будет ребенка отпустить в школу на велосипеде и это будет безопасно, тогда конечно. А так думаешь, собьют его сегодня или нет?

— Честно говоря, я не вижу места для велосипедов в нашем городе.

— Это вопрос компактности. Если посмотреть на абстрактный город, в котором еще ничего нет, только дома, то окажется, что самым глупым решением будет разместить там 500 тысяч автомобилей. В городе, где один миллион жителей живет. Невероятно глупое решение. Но тем не менее все сейчас происходит именно. Где парковаться? Хорошо, в центре поставим многоуровневые парковки, а во дворах где мы их будем ставить? Посадим людей на какие-то маленькие машинки? Или вс-таки велосипеды. Это будет более логичным решением, если смотреть в общем. 


Антон Савенко и его книги. Фото: Смитюк Мария, ИА PrimaMedia

— Конечно, у нас есть электричка. Я живу на Второй речке. Это очень удобно. Сел, приехал, пошел на работу. Обратил внимание, что очень много чиновников из белого дома ездят на электричке. Я уверен, что у них есть личные автомобили, но так проще. И не надо думать о парковке.

— Конечно. Человек — очень рациональное существо. Это рациональный выбор. Как Москва, где все сейчас отказываются от машин... Иначе надо приехать в центр, но прежде постоять в пробке, заплатить 500-1000 рублей за парковку. Заправить машину и так далее... Оказывается, доехать на автобусе по выделенной полосе гораздо выгоднее. Выбор очевиден. 

Здесь вопрос рациональных выборов, и задача городской администрации и людей, которые руководят этими процессами, сделать так, чтобы максимально широкой группе лиц было комфортно перемещаться и чтобы город имел от этого выгоду. Пробки — это огромные потери денег. Начиная с простоя людей, которые опаздывают, заканчивая убитыми дорогами и загазованностью.

Люди должны ездить на машинах. Но мой тезис в том, что чем меньше автомобилистов, тем лучше для автомобилистов.

— Наверное, надо делать так, чтобы внутри отдельно взятого микрорайона всё было под рукой и можно было вообще ходить пешком от магазина к аптеке, от аптеки к банку, от банка к кинотеатру и так далее. 

— Это называется "15-минутный город". За 15 минут ты моешь дойти до основных базовых благ. Тогда да, эти поездки в центр становятся гораздо более редкими. И вот такие книги, как "Битва за города: как изменить наши улицы?" помогают обычному горожанину становиться профессиональным горожанином. То есть человеком, который понимает, как работает город, как устроены наши улицы и каким образом можно на это качественно влиять.

Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, Пятый фестиваль "Литература Тихоокеанской России" пройдет 7-9 октября 2022 года. Мероприятия ЛиТРа будут проходить на нескольких площадках. Центральные события фестиваля  развернутся на верхней площадке набережной Спортивной гавани "7 сопок". Здесь 7 октября состоится торжественная церемония открытия, театрализованное представление  "Арсеньев. Легенда" (6+) и литературный концерт.

Организаторы Пятого фестиваля "Литература Тихоокеанской России" — PrimaMedia и интеллектуальный клуб "Культбригада" при поддержке правительства Приморского края, регионального оператора Исторического парка "Россия — Моя История" в городе Владивостоке АНО "Приморский культурно-исторический центр" и НКО "Фонд развития социальных инициатив", Дальневосточный филиал фонда "Русский мир".

Информационные партнеры мероприятия — радио "Дача"(18+), радио "МИР"(18+), "Русское радио"(18+), "MEDIAMETRICS ДВ" (18+), глянцевый журнал "Собрание EXCLUSIVE"(18+), телеграм-канал "Дальневосточные Ведомости" (18+).

Официальный сайт фестиваля https://litrfest.ru/

ТГ-канал ЛиТРа https://t.me/litrfest

Группа ВКонтакте https://vk.com/litrfest (12+)

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость