6 сентября 2022. Спрос на железнодорожные перевозки на Дальний Восток вырос в разы из-за введенных эмбарго и санкций. 140 млн тонн угля, нефти и нефтепродуктов, металлов, удобрений и других грузов, которые ранее шли в Европу и Украину, сейчас готовы ехать в страны Азии. Но БАМ и Транссиб и так загружены на 100%. Справится ли Восточный полигон с экспортным грузопотоком, шла речь в рамках профильной сессии на Восточном экономическом форуме-2022 (6+), сообщает корр. ИА PrimaMedia.
БАМ и Транссиб (Восточный полигон железных дорог) являются единственными транспортными артериями, связывающими запад и восток страны, через которые осуществляются перевозки грузов из России на перспективные рынки АТР. По итогам 2021 года Восточный полигон был загружен на 100%, суммарная провозная способность составила 144 млн тонн. Из-за существующих инфраструктурных ограничений наблюдается острый дефицит провозной и пропускной мощности, а тут еще переориентация грузопотока.
"Очередь желающих вести грузы на восток гораздо больше, чем все программы РЖД по расширению Восточного полигона", — заметил губернатор Кемеровской области — Кузбасса Сергей Цивилев.
Практически все присутствующие эксперты согласились, что увеличивать пропускную способность на Восточном полигоне железных дорог необходимо было еще вчера.
"50-70 млн тонн угля в год — это то, что готово ехать не на запад, а на восток. Если брать во внимание другие грузы, то это 140 млн тонн в год. И объемы грузов в азиатском направлении будут только расти. […] К 2050 году страны Азии будут потреблять половину всех мировых энергетических ресурсов", — отметил заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике Дмитрий Исламов.
Директор по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании (ОАО "УГМК") Ирина Ольховская подтвердила, что уже сейчас направление перевозок поменяло вектор движения. Уголь востребован в Китае, Индии и Турции.
На все претензии экспертов заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Андрей Макаров ответил предложением заключать долгосрочные контракты ship-or-pay.
Ship-or-pay ("Вези или плати") — распространенная практика заключения договоров, который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае его непоставки грузоотправитель должен заплатить штраф.
Напомним, с 5 по 8 сентября во Владивостоке проходит уже VII Восточный экономический форум (6+) на территории кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Тема форума — "На пути к многополярному миру". Всего в программу включено более 70 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги.