12 сентября 2022. Так ли опасен киберспорт, если его буду преподавать в школе? Почему успешному учителю важно концентрировать свое внимание на двоечниках и хулиганах? Кто виноват в недостаточной подготовке педагогических кадров: школа или вуз? И какой образовательный эксперимент хотят провести власти Владивостока? Эти и другие вопросы обсудили участники дискуссии "Кто воспитывает новых людей для будущей экономики" (6+) в рамках ВЭФ-2022 (6+) во Владивостоке, сообщает ИА PrimaMedia.
Вместе с тем, как динамично развивается экономика Дальнего Востока и растет количество новых рабочих мест для людей с достаточным количеством компетенций, высвечивается и проблема недостатка таких кадров и качественной их подготовки. Рынок не в силах заполнить все свои места выпускниками дальневосточных вузов. Уровень подготовки, с которым школьники приходят в вузы также падает. Количество детей, которые сдают профильный ЕГЭ по биологии, химии и профильной математике, получая при этом хороший балл, также не внушает оптимизма. Об этих насущных проблемах и тенденциях российского образования на Дальнем Востоке рассказали практически все участники дискуссии.
Эльвира Нургалиева — первый заместитель генерального директора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Фото: ИА PrimaMedia
"Все эти звенья одной цепи очень друг от друга зависят. И если мы говорим об опережающем развитии Дальнего Востока, то оно начинается с качества подготовки школьников, с их профориентации, с жизненных преград, которые начинаются со школьной скамьи и доходят до наших резидентов ТОР "Свободный порт Владивосток", — отметила первый заместитель гендиректора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) Эльвира Нургалиева.
Сессия "Кто воспитывает новых людей для будущей экономики" (6+) в рамках ВЭФ-2022 (6+). Фото: ИА PrimaMedia
Ее беспокойство поддержал и ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев.
"Проблема ещё глубже, это извечная борьба между системами среднего и высшего образования. Они говорят: "Вы отправляете нам педагогов, которые вообще не умеют учить". А мы им: "Вы к нам отправляете выпускников, которые вообще ничего не знают". В последние годы мы пошли навстречу и достаточно крепко с ними разговариваем", — отметил Анатолий Николаев.
Ректор обратил внимание на еще одну проблему отрасли: сильный отток студентов педвузов в процессе обучения, а также потеря немалого числа выпускников-педагогов в самом начале их работы в школе.
"Значит где-то внутри мы должны дать будущим педагогам больше. Они должны уже не вылезать из школ, потому что во время обучения они должны питаться школьной аурой, уже видеть, с чем они столкнутся, а не так, что где-то неделю-две быть на практике, а потом получить диплом: "Вот тебе школа. Иди и учи". Конечно, там молодой человек не выдерживает, и может уйти", — говорит он.
О том, какие меры предпринимают в регионе и в стране в целом, чтобы исправить сложившийся дисбаланс в области педагогических кадров и настроенных на учебу школьников поделилась Эльвира Шамонова, заместитель председателя правительства Приморского края, региональный министр образования.
"Это достаточно острая проблема. Математическое, технологическое образование на сегодняшний день вызывает тревогу во многих регионах нашей страны. И в связи с этим министерство просвещения перед всей страной поставило очень серьёзную задачу: выработать золотой стандарт. Это будет федеральная государственная платформа — максимально приближено к единому учебнику, к единой программе. В этом году эта работа уже начинается. Вместе с тем, как меняются дети и поколения, менять согласно современности должны и учителя", — отметила Эльвира Шамонова.
Эльвира Шамонова, заместитель председателя Правительства Приморского края, министр образования Приморского края. Фото: ИА PrimaMedia
Она, как и все собравшиеся, выразила уверенность в том, что если мы хотим, чтобы в вуз приходили достаточно грамотные и заинтересованные дети, будущие студенты, и потом не меняли профессию, получив диплом, нужно начинать со школы. Один из примеров такой работы — сотрудничество школ с вузами и бизнесом.
"У нас заключен договор на 19 аграрных классов на базе сельскохозяйственной академии Уссурийска. Там уже проведено обучение педагогов и методистов. Участвует в этой программе и ВГУЭС. Даже московская территория очень серьёзно относится к этим моментам. Например, Объединенный институт ядерных исследований готов поучить наших учителей физики ядерной физике и преподаванию методики", — рассказала Эльвира Шамонова.
Планируется и сотрудничество школ с другими организациями, которые могли бы помочь в развитии детей. Например между Владивостоком и Приморским Океанариумом планируется заключение договора о том, что дети 5-6 классов будут приходить в их научные лаборатории и развивать интерес к биологии и химии.
Сессия "Кто воспитывает новых людей для будущей экономики" (6+) в рамках ВЭФ-2022 (6+). Фото: ИА PrimaMedia
"Я к представителям бизнеса обращаюсь достаточно серьёзно: начиная работать с маленьким детьми, вы получаете человека, абсолютно убежденного в том, что эта профессия самая лучшая. И он придет к вам на производство. Сегодня это очень хорошо понимает "Росатом", они с нами работают, и другие крупные корпорации, такие как "Звезда", "Прогресс". Они открывают классы для школьников, и дети уже становятся приверженцами той или иной профессии", — сказала Эльвира Шамонова.
Подытожила свое выступление министр образования Приморья словами о том, что региону не хватает педагогического вуза. Эльвира Шамонова уточнила, что уже сейчас ведутся переговоры об открытии такового.
Неожиданно революционным и внушающим оптимизм оказалось выступление первого заместителя главы администрации Владивостока Сергея Дмитриенко.
"У нас очень быстро меняется мир, но при этом мы практически не рассказываем детям, как меняться вместе с этим миром. Мы им рассказываем стандартные математику, физику, химию, иностранный язык. Именно поэтому мы постарались придумать концепцию, что ребёнку должно стать интересно в школе", — сказал он.
Сергей Дмитриенко, первый заместитель главы администрации г. Владивостока. Фото: ИА PrimaMedia
В качестве примера Сергей Дмитриенко привел традиционное пышное празднование выпускного как праздник радости от того, что школа наконец закончилась. Вместо этого мэрия Владивостока решила сделать больший акцент на праздновании начала учебы в школе — 1 сентября, как момента, когда начинается новый, интересный этап жизни.
"Давайте подумаем, как можно дать математику детям так, чтобы им было интересно. Не просто выучить таблицу умножения: "Ах, ты не выучил? Вот тебе двойка! Иди ещё учи!" А так, чтобы это было нетрадиционно. Ведь математику можно изучать не только через таблицу умножения", — предложил Сергей Дмитриенко.
Изменения, считает он, должны происходить не только среди школьников и педагогов, но и среди управляющего состава школы.
"Мы обсуждали возможность для Владивостока провести эксперимент об изменении сознания тех управленческих команд, которые работают в школах. Давайте будем честными: кто такой сегодня директор школы? Он просто главный учитель. А нам же нужен управленец, тот, кто понимает, к какой цели все идут и как туда доблестно всех довести. И вот этих управленцев и его команду хотелось бы воспитать. В таком проекте мы готовы стать экспериментальным объектом. Мы готовы", — решительно заявил первый заместитель мэра Владивостока.
Рассказал Сергей Дмитриенко и о проекте предпрофессионального образования "Технологический класс в школах", соглашение о котором было недавно подписано в рамках ВЭФ-2022. Проект рассчитан на два года, за это время ученики 11 классов из 14 муниципальных школ Владивостока смогут глубже изучить математику и физику в ДВФУ, создав более тесные связи с вузом.
Как отметил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов, роль Дальнего Востока возрастает. Очень важно при этом сохранить и приумножить людей и создать им самые комфортные условия.
"Экономика действительно трансформируется. На Дальнем Востоке за последние годы появилось 2700 предприятий, подписаны соглашения на 7 трлн рублей. 3 трлн — уже осуществленные инвестиции, создано 100 тысяч новых рабочих мест. Новая работа будет высокооплачиваемая, но она требует более высокой профессиональной подготовки. Это новый вызов для тех ребят, которые сейчас учатся, скажем, в начальных классах, и для их родителей", — считает Марат Шамьюнов.
Марат Шамьюнов, заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Фото: ИА PrimaMedia
Отметил замминистра и положительные тенденции в сфере образования — это активная работа с инфраструктурой.
"Невозможно вкладывать какие-то новые подходы, новые знания с использованием старой инфраструктуры в старых классах. Здесь очень много проблем, но важно учитывать, что лёд не то, что тронулся, а набирает огромную силу именно в инфраструктурной модернизации школ, и это очень важный импульс, его очень важно учитывать", — сказал Марат Шамьюнов.
Марат Шамьюнов обратил внимание на то, что министерство открыто к предложениям в области мер поддержки и, в частности, модернизации программы "Сельский учитель", которой еще есть куда расти. Из уже реализованных мер он отметил дальневосточную ипотеку 2%, которая с 2022 года распространяется на врачей, учителей и педагогов.
Своим взглядом на ситуацию поделился директор Академии Минпросвещения в России Павел Кузьмин.
"Перед нами стоит задача обеспечить технологический и мировоззренческий суверенитет нашей страны. Для этого мы должны иметь очень сильные кадры, сильных специалистов. Обеспечить это может работа вузов и, конечно, работа школ, которые для этих вузов будут поставлять абитуриентов. А для того, чтобы у нас были сильные выпускники, нам нужны сильные учителя. Поэтому если хочешь развивать экономику — вложись в учителя, и тогда получишь результат", — сказал он.
Павел Кузьмин, ректор Академии Минпросвещения России. Фото: ИА PrimaMedia
Как рассказал Павел Кузьмин, в ближайшие годы в стране будет создано более 5 тысяч педагогических классов, где школьники, начиная с 8-9 класса, смогут попробовать себя в роли педагога, посмотреть, насколько эта профессия интересна. Однако для такой восоко эффективно работы требует отдельная подготовка педагогов для таких классов в соответствии с веяниями времени и тенденциями.
Огромный потенциал директор Академии Минпросвещения видит в дополнительном образовании, которое дает школьникам возможности с малых лет заниматься какой-то продуктивной деятельностью и обретать свой собственный интерес в определенном направлении.
Интересную мысль выразил Ярослав Артюхин, региональный директор фонда "Новый учитель" и программы "Учитель для России", которая в этом учебном году только стартует в Приморье. Важно отметить, что оба этих проекта обращены в первую очередь к школам с низкими образовательными результатами для того, чтобы помогать им в адаптации к новым образовательным линиям. В своей работе с учителями Ярослав Артюхин обращает внимание на то, что важно работать в первую очередь с теми детьми, которым сложнее всего.
Ярослав Артюхин, региональный директор программы "Учитель для России" и Фонда "Новый учитель". Фото: ИА PrimaMedia
"Большая часть образовательных программ направлена на детей из верхней когорты, из верхней четверти образовательных результатов. Но, я думаю, это не будет большим секретом, если я скажу, что эти дети с высокой вероятностью уедут из регионов Дальнего Востока в один из столичных регионов. Наша задача — работать именно с нижней четвертью, думать про тех детей, которых чаще всего мы называем хулиганами и двоечниками", — сказал Ярослав Артюхин.
Важным его замечанием в этом ключе стало то, что обычный педагог сделать всего вышесказанно не в силах, работая с большой нагрузкой в больших переполненных классах. По мнению специалиста, в школы должны приходить сотрудники поддержки, психологи, тьюторы.
Одной из наболевших проблем современных родителей и педагогов является зависимость детей от гаджетов и то, как электронные устройства отвлекают школьников от учебы. Но эту всеобщую демонизацию гаджетов не поддерживает президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.
"В моём понимании киберспорт в целом является универсальным инструментом для воспитания молодёжи. Но мы совершим большую ошибку, если будем его противопоставлять традиционному спорту или традиционному образованию. Это инструмент, который можно использовать дополнительно, факультативно", — отметил Дмитрий Смит.
Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России. Фото: ИА PrimaMedia
Факультативные занятия по киберспорту, уверен специалист, при правильном подходе не вызовут дополнительной зависимости от гаджетов и не испортят зрение или осанку, если делать правильную зарядку, а лишь помогут укрепить связь учителя и ученика, ученика и родителей, и дать ребенку знания, необходимые в нашем теперь уже цифровом мире.
"В рамках этих уроков, помимо того, что дети просто будут замотивированы на хорошую учёбу, на взаимодействие с учителем и между собой, помимо того, что они будут вырабатывать навыки, полезные в нашем цифровом мире, есть ещё такая вещь, как профориентирование. Человек в киберспорте получает не просто представление о профессии, он уже получает определенный навык. Это тоже вполне, на мой взгляд, достойно рассмотрения на перспективу", — сказал Дмитрий Смит.
Как отметила модератор дискуссии Эльвира Нургалиева, первый заместитель гендиректора по социальному развитию КРДВ, те тезисы, идеи и вопросы, которые прозвучали в рамках сессии, помогут системно изменить ситуацию и лягут в основу сотрудничества Корпорации с макрорегионами и Академией Минпросвещения.