25 сентября 2022. Повесткой недели завладела частичная мобилизации, от которой, как от осени, не спрятаться и не скрыться (во многих смыслах), но нельзя не признать, что и приморская повестка что-то дала на событийной рынок.
Депутат ЗС ПК от КПРФ и до недавних пор главный возмутитель политического спокойствия в Приморье Артем Самсонов приговорен к 13 годам колонии строго режима. Приговор, в общем ожидаемо, всех шокировал и ни кого не удивил одновременно. Тем временем регион полноценно погружается во все, что связано с частичной мобилизацией, включая волнообразную отмену всех увеселительных мероприятий. Тем временем, редакцию ИА PrimaMedia посетили бывший губернатор Приморья Евгений Наздратенко и его сын, зампред правительства Приморья Алексей Наздратенко.
Неофициального лидера (уже с приставкой "экс" или с преамбулой "некогда") приморского отделения КПРФ, депутата ЗС ПК Артема Самсонова приговорили к 13 годам заключения в колонии строго режима.
Артема Самсонова ведут на оглашение приговора суда. Фото: ИА PrimaMedia
Оставив за скобками детали дела и обратившись сугубо к политической карте, важно отметить, что в тренде на прореживание коммунистической ячейки в регионе поставлена если не последняя, то одна из финализирующих точек. Хотя бы потому, что дальше секвестрировать электоральные возможности партии просто некуда и незачем. От той КПРФ, которая год назад стала триумфатором во Владивостоке, остались посыпанные солью карфагенские развалины. И именно в дальневосточной столице коммунистам было нанесено самое болезненное поражение.
"Все политические последствия дела Самсонов мы уже увидели в фактическом развале КПРФ в Приморском крае, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Выборы во Владивостоке показали, что партия в существующем виде сейчас не способна ни на какую активную и результативную политическую борьбу. Это, в том числе, результат тех процессов, которые были связаны с делом Самсонова. Каких-то новых последствий я здесь не жду. Все уже случилось. Даже если представить, что приговор политику в будущем будет как-то смягчен, политического эффекта это не возымеет. Единственное, что сможет взбодрить коммунистов в Приморье — его освобождение. Но пока такой перспективы не просматривается".
Добавим, что после муниципальных выборов во Владивостоке фракция КПРФ в новом составе Думы потеряла семь мест (два вместо девяти). Это худший результат партии за все время ее существования.
Если взглянуть на результаты КПРФ в целом по Приморью, ситуация выглядит еще плачевнее. В девяти думских кампаниях, которые прошли в ЕДГ, партии удалось занять всего семь мандатов. То есть меньше, чем у нее было до ЕДГ в одной только Думе Владивостока.
Следует отметить, что проблемы у приморских коммунистов начались сразу после триумфа 2021 года — тогда им досталось 8 из 11 округов ЗСПК, расположенных во Владивостоке. Всего же фракция КПРФ в региональном парламенте выросла до 14 депутатов — достаточное число, чтобы суметь сорвать любое заседание простой неявкой на него. Уже через месяц коммунисты лишились этого рычага — коллеги из других фракций оперативно внесли "кворумную поправку", то есть снизили порог депутатской явки с двух третей (как минимум 27 депутатов из 40) до половины (20 из 40).
Коммунисты, конечно, на заседании ЗС ПК, где все это вносилось и принималось, выражали всяческое возмущение. Но уже то, что они на нем присутствовали, служило главным разведпризнаком движения на попятную. Громче всех возмущался лидер фракции КРПФ Анатолий Долгачев. Бессмертным для потомков видится его диалог с единороссом Сергеем Кузьменко.
— По нашему мнению данный законопроект юридически сырой, он носит ангажированный характер. Фракция КПРФ будет добиваться в правовом поле его отмены, — выразил тогда позицию фракции Анатолий Долгачев.
— Вы сами член этого комитета, голосовали за решение комитета, никаких вопросов на комитете у вас не было. И сейчас вы говорите о его недоработке, сыроватости, — упрекнул его единоросс.
Долгачев ответил на это уже в ходе голосования за поправку.
— Вы этот вопрос не расшифровали на комитете, — оправдался он. — Мы с Сорокиным его поддержали, потому что не понимали, о чем речь. А потом уже всплыло все.
Таким образом лидер приморских коммунистов не только дал искрометные разъяснения по существу вопроса, но и подсветил своего товарища, никем ранее не упомянутого Так сказать, убил двух зайцев на детском празднике.
Когда приморская КПРФ продемонстрировала лояльность системе и всяческую готовность к диалогу, дела у нее пошли еще хуже.
Последовал арест Артема Самсонова — негласного лидера наиболее радикального крыла КПРФ. Гласный лидер приморских коммунистов Анатолий Долгачев сперва обещал "костьми лечь" за своего товарища, но за год ни разу не был замечен в группах поддержки, встречающих и провожающих Самсонова у Советского суда.
Потом начался массовый исход коммунистов — из партии, из стана сторонников, из страны, куда угодно и во все стороны. С прошлого сентября скамейка наиболее активных политигроков и союзников приморского отделения КПРФ значительно поредела.
Россию покинул экс-депутат Думы Владивостока и бывший помощник депутата ЗСПК Артема Самсонова Юрий Кучин.
Уголовное дело было заведено на помощника депутата ЗС ПК Натальи Кочуговой (соратница Артема Самсонова по борьбе с точечной застройкой).
Из КПРФ были исключены депутаты Думы Уссурийска Александр и Яна Шестуны — наиболее заметные и своеобразные лица уссурийского протеста.
Также был арестован по подозрению в мошенничестве при строительстве жилого дома несостоявшийся "красный губернатор", бывший депутат ЗСПК и экс-коммунист Андрей Ищенко.
Убыл в Америку экс-депутат Думы Владивостока от КПРФ Виктор Каменщиков.
Исключены из рядов партии депутаты ЗС ПК Леонид Васюкевич и Геннадий Шульга (за прогремевшее на всю страну майское обращение к президенту с просьбой остановить СВО). Геннадий Шульга с Анатолием Долгачевым заочно обменялись эпитетами "политический труп".
Уже после выборов во Владивостоке заявление о выходе из КПРФ сделала Елена Пономарева — один из ярких, но не победивших кандидатов.
Оставшиеся представители партии все чаще показывают свою политическую гибкость. Известная коммунистка, депутат ЗС ПК Надежда Телелюева в предвыборное время активно фотографируется с мэром Владивостока Константином Шестаковым, направившем в Думу свою команду, в которой нет ни одного представителя КПРФ. Конечно, Телелюева успешно промоутировала и товарищей по партии. В частности, Евгения Брянского, который стал одним из двух коммунистов, победивших во Владивостоке. Но тут одно другому не мешает, а, может, одно без другого и не мыслимо.
Пока можно с определенной долей уверенности сказать, что хребет приморской КПРФ выглядит весьма разболтанным и разобранным, каждый позвонок играет в свою игру, желая удержаться на месте. С другой стороны, в тернистых зигзагах современной истории именно бесхребетность политических тел следует считать важным навыком выживания и преодоления препятствий.
21 сентября президент России Владимир Путин объявил о проведении в стране частичной мобилизации граждан.
"Для защиты нашей родины, ее суверенитета и территориальной целостности, для обеспечения безопасности нашего народа и людей на освобожденных территориях считаю необходимым поддержать предложение министерства обороны и Генерального штаба о проведении в РФ частичной мобилизации", — сказал он в среду в ходе телеобращения.
Президент также поручил главам регионов обеспечить содействие работе военных комиссариатов.
Можно сказать, что в тот же день у глав регионов возник новый KPI — выполнение планов по призыву, что привело к активизации всех имеющихся ресурсов — от управленческих до пропагандистских.
Следует отметить, что все губернаторы дальневосточных регионов поддержали решение президента — в разных мыслеформах, но в мысленном единообразии. Глава Приморья Олег Кожемяко отметил следующее:
Олег Кожемяко. Фото: пресс-служба правительства Приморья
"Мы в Приморье с самого начала специальной военной операции оказывали различную поддержку нашей Армии: формировали добровольческие отряды, снабжали их снаряжением, специальными техническими средствами, направляли гуманитарные грузы, стимулировали финансово. Мы приняли ряд мер социальной поддержки для военнослужащих, добровольцев и их семей. Но сейчас нашим ребятам там необходима еще более существенная помощь, чтобы создать резервы, сформировать вторую линию, которая позволит выводить на отдых передовые отряды. Семь месяцев люди там воюют. Это, конечно, вызывает усталость. Поэтому Президент и принял эти решения, чтобы поддержать наших бойцов, наших людей, которые заявили о желании стать частью России. И мы со своей стороны, конечно, поддержим в этом Президента", — приводит слова главы Приморья пресс-служба регионального правительства.
Позже стало ясно, что в Приморском крае поручено провести мобилизацию более 7,7 тысяч граждан — об этом также сообщила пресс-служба правительства региона.
Мы же в свою очередь отметим, что губернатор Олег Кожемяко, очевидно, подошел к делу наиболее честным образом, не став поголовно обеспечивать бронью сотрудников правительства, 150 чиновников которого получили повестки в первые же дни.
После объявления о частичной мобилизации по Приморью прокатилась волна отмен праздников, увеселительных мероприятий или же развлекательных частей в общегородских программах.
Во Владивостоке отменили шествие и концерт ко Дню тигра (0+), фестиваль, посвященный закрытию байкерского сезона (12+). Праздничные и массовые мероприятия ко Дню города отказались проводить в Большом Камне, ЗАТО Фокино, Дальнегорске. В целом, из официальной ивент-сферы ушел развлекательный раздел. Рекомендации четко и понятно закрепил для всех глав региона Олег Кожемяко.
"Есть спортивные мероприятия, есть дни города, есть чествования героев. Проводите торжественные собрания, поздравляйте людей. Но делайте это скромно и достойно. Не нужно пышных фейерверков, салютов, концертов на площадях. Людям повестки выдали. Для тех, у кого сын или муж пойдет служить, время сейчас очень тяжелое. Мы не думали, что это случится. Запланировали денежные средства, организовали необходимую работу. Но это сложно представить. В муниципалитетах по 50, 100, 150 людей, а где-то и больше получили повестки. Радость не коснется этих домов. Спортивные мероприятия мы можем проводить, патриотические тоже. Но не увеселительные. Не время широко праздновать. Прошу всех глав, профильные министерства и ведомства соответствующим образом отреагировать. Я даю вам такие рекомендации", — подчеркнул глава региона.
В какой-то дополнительной аналитике, в общем, эта тема не нуждается.
В гостях у ИА PrimaMedia побывали сразу две эпохи: экс-губернатор Приморья Евгений Наздратенко и его сын, заместитель председателя правительства Приморья Алексей Наздратенко.
Алексей и Евгений Наздратенко в гостях у ИА PrimaMedia. Фото: ИА PrimaMedia
Евгений Иванович был предельно откровенен, красноречив и расточителен в фактах и подробностях своей работы в структурах государственной власти. Алексей Евгеньевич был краток и точен в формулировках. И оба прекрасно понимали друг друга без слов, а публика точно также прекрасно понимали обоих. Но слова, конечно, были.
Разговор часто убегал от событий сегодняшних в далекие 90-е. Как решались задачи в то время, и как сейчас — это два совершенно разных подхода. Интересно только, что многие задачи остались теми же самыми, то есть никак за все это время не решенными. Например, Северный морской путь. Бравые реляции о его освоении сейчас уже не кажутся чем-то сверх меры завиральным. В какой-то мере они кажутся даже рациональными и реалистичными. Но попытки возрождения Севморпути имеют длинную историю, в которой есть и бомбящие лед американские бомбардировщики, и караваны ледоколов, и прочее, прочее, чего нельзя списывать со счетов. Опыт накоплен изрядный. И это только по одной теме, коих было проговорено — не счесть.
Алексей Наздратенко больше отвечал за настоящее — погранпереходы, туризм, отношение региона с федеральными структурами и бюджетные процессы.
Большой материал с этой эпохальной встречи читайте уже скоро на сайте ИА PrimaMedia.
Что касается политики, здесь же важно упомянуть, что оба Наздратенко выступили за сохранение института выборов, который еще весной этого года подвергался серьезному испытанию — ходили разного рода слухи о том, что в высших эшелонах власти якобы обсуждается возможность его отмены. В следующем году Приморскому краю предстоит губернаторская кампания. Разговоров о судьбе выборов в России пока в публичном пространстве нет.
С точки зрения анализа ситуации, нельзя не подчеркнуть важность того, что в защиту важнейшего института пусть суверенной, но демократии, выступают бывшие и действующие акторы региональной политики.