Машины под присмотром роботов. Как во Владивостоке работают зрячие светофоры

О том, как устроена инновационная система, рассказывают сотрудники Центра организации дорожного движения
Тематическое фото
Фото: ИА PrimaMedia

24 октября 2022. Цифровизация все активнее внедряется в повседневную жизнь столицы Дальнего Востока. Во Владивостоке создана система управления дорожным движением (СУДД), к которой на сегодняшний день подключены почти все светофоры города.

Цифровое решение позволяет моделировать различные условия дорожного движения, нагрузки, транспортные потоки, и настраиваться на оптимальный режим действия. Однако такая мера понравилась не всем водителям. По их словам, на дорогах Владивостока еще есть недоработки, которые затрудняют движение.

О единой системе управления дорожным движением на дорогах столицы Дальнего Востока, решении проблемы модернизации "неумных" светофоров, логике установки "умных" объектов — в интервью ИА PrimaMedia с директором центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александром Гревцевым и транспортным инженером центра Никитой Рогулиным

— Пожалуй, пора приоткрыть завесу тайны и все же рассказать нашим читателям, как работают умные светофоры. Давайте на примере: предположим, на одном из перекрестков в дневное время достаточно плотный поток машин, собирается пробка. Как система решит эту проблему? 

Н.: Камера, установленная на светофорном объекте, записывает видео — в нем есть зона детекции. Внутри этой детекции — зеленые квадратики. Как только автомобиль заезжает в зону детекции, он обязательно фиксируется, квадратики становятся красными. Это значит, что система засчитала проехавшую машину. Далее она делит эти зафиксированные временные промежутки по 15 минут и самостоятельно высчитывает количество автомобилей, проехавших через этот участок дороги за указанное время.

Например, за 15 минут по всем трем полосам на одном участке дороги проехали, допустим, 600-800 машин. Система, используя свой программный код, самостоятельно устанавливает на светофорном объекте фазу не 55 секунд (считается минимальным временем для зеленого сигнала — прим.ред.), а 75. Таким образом, на данном перекрестке система дает преимущество автомобилям. Либо же, если за эти 15 минут проехали лишь 200-300 автомобилей, ПО вновь сработает и даст преимущество пешеходам, не продляя автомобилистам зеленый сигнал светофора.

А.: Нам важно увеличить транспортный поток и улучшить пропускную способность на перекрестках. При этом, мы не забываем про пешеходов. Новые настройки позволяют там, где это необходимо, увеличить пешеходные фазы для комфорта человека.

Раньше интервалы были крайне неправильно выставлены, пешеходы не успевали перейти дорогу. Бывало и такое, что не учитывался поток людей и транспорта. В итоге первые ждали, хотя можно было идти, а вторые стояли в пробке.

— Вы упомянули систему, которая сама все может изменять по необходимости. Подскажите, как она работает? 

Н.: Мы работаем на автоматизированной системе СУДД — это разработка Питерской компании РИПАС, они предоставили нам это ПО. Все данные с датчиков, расположенных на светофорных объектах, в режиме реального времени "сливаются" в единую базу. Коллеги даже сами приезжали к нам, помогали настроить светофорные объекты и саму систему на них. Мы и сейчас продолжаем совместное сотрудничество.

А.: Для того, чтобы прийти к той системе, которая сейчас вмонтирована, была проделана большая работа. Мы ездили в крупные города, где светофоры уже установлены и смотрели, как данный продукт себя зарекомендовал.

— Система полностью автоматизированная? Или для отлаженной работы светофорных объектов требуется ответственный сотрудник?

Н.: Да, система полностью автоматизированная, но за всеми процессами следит специалист в области мониторинга дорожной ситуации. Кроме того, на предприятии есть еще один человек, который занимается аналитикой дорожной ситуации. Исходя из полученных данных с детекторов, я, как транспортный инженер, могу изменить зеленый сигнал светофора: либо для пешеходов, либо для автомобилистов — в зависимости от ситуации.


Система мониторинга дорожного движения. Фото: Предоставлено ЦОДД

— Сколько человек трудится сейчас в Центре организации дорожного движения Владивостока? 

А.: 22 человека. На следующий год планируем значительное увеличение, потому что мы занимаемся созданием новых проектов — это организация парковочного пространства во Владивостоке и комфортного передвижения на общественном транспорте, проектирование дорожных развязок.

— А как происходит работа системы в ночное и дневное время? Тоже все зависит от количества проезжающих машин?

Н.: Светофоры оборудованы контроллерами и МФУ — это приспособления, которые программируют сами светофоры. Мы имеем к ним доступ 24/7. У светофоров есть определенная программа — утренняя, дневная или вечерняя. Например, умный светофор с 8.00 до 10.00 работает по утренней программе — 110 секунд для автолюбителей, 20 — для пешеходов. Когда все сидят на работе, система включает дневной режим. Там, допустим, дают больше автомобилям или пешеходам времени, в зависимости от того, где перекресток расположен. Сами мы ничего не переключаем.

— Сколько "умных" светофоров сейчас работает во Владивостоке?  

А.: На сегодняшний день во Владивостоке порядка 115 светофорных объектов, из них модернизации подверглись около 98. В наших планах — постоянное развитие данного направления. Совсем скоро полностью закроется муниципальный контракт. Данный проект подразумевает установку новых светофорных объектов по городу — в некоторых случаях возможно изменение схемы движения.

— "Неумные" светофоры в дальнейшем будут как-то присоединяться к этой системе? Какое будущее их ждёт?

Н.: Все "неумные" светофоры, безусловно, будут модернизироваться и присоединяться к нашей системе управления. Для того, чтобы их подключить, необходимо закупить оборудование и контроллеры. Конкретных сроков пока нет, скорее всего это будет известно, когда будет утвержден бюджет на 2023 год. Однако если брать самые ближайшие планы, то скоро мы запустим светофор на улице Давыдова, а в начале октября был подключен светофор на Пушкинской.

— После внедрения в жизнь автомобильной столицы России "умных" светофоров улучшилась ли ситуация с транспортными потоками в городе?

А.: Об этом еще рано говорить — сейчас проходит отладка, вводятся те режимы и фазы, которые направлены на то, чтобы увеличить машинопоток. За этот период придется постоянно мониторить пропускные способности перекрестков и проводить другую работу. Ощутимые результаты будут только после того, как пройдет значительный период, а на дорогах будут отсутствовать значительные преграды — ремонтные работы. К тому же, немаловажным является и нанесение разметки, которая диктует схему движения на дорогах.

— В редакцию поступает много жалоб по поводу работы светофоров на Дальпрессе, рядом с ВВГУ (ВГУЭС), на Суханова, на Алеутской, на Адмирала Горшкова. К примеру, на Гоголя около вуза рядом установлены два светофора — сначала водителям нужно отстоять один светофор, потом немного проехать и вновь остановиться. Таких спорных моментов в городе много. Хотя заявляется о разгрузке транспортной системы, но во многих случаях происходит немного иначе, считают автомобилисты. Как-то решается эта проблема и будет ли в дальнейшем модернизирована "умная" система? 

Н.: Любой перекресток мы не только постоянно мониторим, но и корректируем. На примере ВВГУ очевидно, что студенты постоянно переходят дорогу, и установлены светофоры там для безопасности пешеходов. Я сам учился в этом вузе и могу сказать, что переход дороги на этом участке довольно опасен, потому что там четыре полосы движения. Именно по этой причине нам важно было выделить время и для пешеходов, и для транспорта.Точно такая же логика и со следующим пешеходным переходом в этом районе.

Конечно, все светофоры и их режимы будут дорабатываться для более четкого движения, чтобы не стоять несколько раз на одном участке. На Дальпрессе очень загруженное движение, к примеру, один из светофоров распределяет нагрузку с трех потоков — на Комсомольскую, Хабаровскую и Океанский проспект.

— Сейчас ко всем "умным" светофорам в Москве подключены специалисты из различных ведомств, которые следят за различными чрезвычайными ситуациями на дорогах. Так, они могут в моменте вызвать специальные службы, если вдруг на дороге что-то произошло. Во Владивостоке как с этим обстоят дела?

А.: У нас на сегодняшний момент прорабатывается регламент по работе с техническими средствами. В случае возникновения той или иной ЧС будут подключены специальные ведомства. Такая система позволит специалисту в максимально короткий срок отреагировать на происшествие и направить команду по назначению. Кроме того, в случае ДТП или, к примеру, разлива нефтепродуктов — мы сможем оперативно переключить светофоры и изменить направление движения по необходимости.

— Сигналы будут направлены напрямую в ведомство или перед монитором будет сидеть ответственный сотрудник?

А.: Это будет задача для ответственного за этот вопрос сотрудника. Сейчас мы будем устанавливать связь между двумя ключевыми звеньями — светофорным объектом и специалистом по мониторингу, у которого есть регламент взаимодействия со спецслужбами. В случае возникновения ЧС он обязан сообщить о проблеме по адресу.

— Я часто пользуюсь "умными" светофорами. Каждое утро нажимаю на кнопку и жду зеленый сигнал светофора, чтобы перейти дорогу. Каков механизм работы? Что происходит после того, как пешеход нажал кнопку?

Н.: Когда вы нажимаете на кнопку, срабатывает сигнал, который исходит от универсального контроллера. Есть минимальное время зеленого сигнала светофора на любом объекте, например, 25 секунд на Народном проспекте. Если 25 секунд для автомобиля еще не прошли, а вы только-только нажали, вам придется подождать, потому что автомобили еще не проехали. Иначе мы создадим пробку. Однако, как только 25 секунд прошло — идут пешеходы. Пока что нет такой возможнности — нажать и сразу пойти. У нас очень большой машинопоток.

На сегодняшний момент мы столкнулись с большим количеством жалоб от жителей Владивостока: многие не понимали, как пользоваться, кому-то не нравилось долгое ожидание. Чаще всего жалобы были связаны с тем, что кнопки вышли из строя в силу нескольких причин — из-за погодных условий или из-за вандализма.

— Да, проблема сломанных кнопок мне знакома. Самой доводилось видеть пару раз. Как вы думаете, что можно сделать с кнопками, чтобы впредь они не портились из-за погодных условий или от рук вандалов?

А.: На данный момент "Цифровое Приморье" находится в постоянном режиме мониторинга — они ищут производителей практичных кнопок. Они должны быть антивандальными и полностью защищены от погодных условий. Сейчас мы этим занимаемся — в короткий срок мы произведем замену неработающих кнопок и запустим сервис в полном обновленном объеме.

— А что делать в том случае, если я хочу перейти дорогу, но вижу, что кнопка сломана?

А.: Для таких случаев у нас как раз предусмотрен специалист по мониторингу — на его рабочем столе подключены все системы светофоров и сразу определяется, где и что вышло из строя. Так, он удаленно включает режим первичных настроек, где есть фиксированное время для пропуска транспорта и пешеходов.

— Если я, как пешеход, где-то заметила сломанную кнопку — куда обратиться, чтобы ее заменили?

А.: Вы можете обратиться по телефону администрации управления дорог, по телефону ЦОДД (+7 (423) 261-42-62), а также в "Цифровое Приморье" (+7 (495) 989-92-15). Мы рассчитываем на обратную связь от жителей Владивостока. Тоже самое касается и времени работы светофорных объектов. Если где-то вам не хватает времени на проезд или на переход, смело обращайтесь. Так мы сможем откорректировать спорные моменты.

— Вы сказали в начале разговора о том, что на следующий год запланировано много проектов. Поделитесь?

А.: Мы продолжим ту работу, которую ведет сейчас администрация города — это установка видеокамер на улице, которые также позволят нам осуществлять мониторинг. Прежде всего, детекторы, которые считывают дорожный трафик, установлены не на всех перекрестках, а информация необходима. Именно поэтому мы уже составляем планы и ведомости для того, чтобы подойти к этому вопросу комплексно. Кроме того, важное направление, которым мы будем заниматься — это фото и видеофиксация. Во Владивостоке выделят отдельные полосы на центральных улицах для общественного транспорта. На этих дорожных промежутках будут установлены камеры, которые будут фиксировать возможные нарушения со стороны автомобилистов. С каждым годом таких полос станет все больше, поэтому пассажиры автобусов будут меньше проводить времени в дороге, что может стать плюсом для выбора именно общественного транспорта, а не личного. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость