2 октября. Дальний Восток 2 октября. "Этот день в истории".
Экспериментальная подводная лодка "Форель" была построена в 1903 г. на верфи фирмы Круппа (Германия, Киль) и в мае 1904 г. подарена России после заключения контракта на строительство трех подлодок типа Е ("Карп"). В августе 1904 г. она была зачислена в состав российского флота и отправлена во Владивосток. 29 сентября 1904 г. лодка прибыла к месту назначения и 2 октября была введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане. Наличие во Владивостоке отряда подлодок во время русско-японской войны 1904-1905 гг. (к концу войны во Владивостоке находился отряд из 13-ти субмарин) стало одним из решающих факторов, который повлиял на решение японского командования отказаться от осады Владивостока.
Подлодка "Форель" у причальной стенки Дальзавода, 1904 г.. Фото: фото из открытых источников
Католическая община во Владивостоке существовала с 1866 года, но лишь в 1909 г. началось сооружение католического храма по проекту архитектора Владимира Плансона. Строительство шло медленно из-за недостатка средств, событий Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Летом 1921 г. Владивосток посетил посланец Папы Римского архиепископ де Гуебриант, оказавший владивостокским католикам материальную помощь в размере 3 тысяч рублей на окончание строительства храма. Архиепископ разрешил закончить стройку с отклонением от проекта — без колокольных башен. 2 октября 1921 г. храм был освящен. Первым настоятелем римско-католической церкви стал Кароль Сливовский, который в 1923 г. был произведен в сан епископа Владивостокского, а храм получил титул собора. В 1932 г. здание костёла было национализировано и передано под краевой архив. В 1993 г. Приморский краевой совет народных депутатов вынес решение о возвращении здания католического храма католической общине. В 2001—2010 гг. храм был достроен по первоначальному проекту с колокольными башнями.