7 октября. Дальний Восток 7 октября. "Этот день в истории".
Сергей Максимов родился в посаде Парфеньево Кологривского уезда Костромской губернии в семье уездного почмейстера. В 1850 г. окончил Костромскую мужскую гимназии и поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1852 г. переехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургической академии. Публиковался с 1853 г., начинал с очерков из народного быта. Его очерк "Крестьянские посиделки в Костромской губернии" (16+) (1854) заслужил одобрение И.С. Тургенева. В 1855 г. предпринял литературно-этнографические экскурсии по Владимирской и Вятской губерниям, результатом которых стали очерки "Извозчики" (16+), "Швецы" (16+), "Вотяки" (16+), "Нижегородская ярмарка" (16+) и др., впоследствии вошедшие в книгу "Лесная глушь" (16+) (1871). Во второй половине 1850-х гг. Морское ведомство организовало ряд экспедиций по малоисследованным областям России. С.Н. Максимов выбрал Русский Север и по результатам поездок опубликовал ряд статей в "Морском сборнике" (16+), "Библиотеке для чтения" (16+) и "Сыне Отечества" (16+), составивших книгу "Год на Севере" (16+) (1859). Это произведение было отмечено малой золотой медалью Русского географического общества.
В 1860 г. Морское ведомство направило С. Максимова на Дальний Восток для исследования только что приобретённых Приамурья и Уссурийского края. По итогам путешествия Максимов опубликовал ряд статей в "Морском сборнике" и "Отечественных записках" (16+), а в 1864 г. вышла книга "На Востоке" (16+). На обратном пути Максимов обследовал сибирские тюрьмы и каторги, но это исследование не было разрешено к публикации, а было издано Морским ведомством под грифом "Секретно". Позже в "Вестнике Европы" (16+) и "Отечественных записках" появились статьи по этой теме, а через 10 лет после путешествия книга "Сибирь и каторга" (16+) (1871) была опубликована. Из этой книги Н.А. Некрасов позаимствовал два сюжета для поэм "Дедушка" (16+) и "Княгиня Трубецкая" (16+).
В 1862-1863 гг. Максимов посетил юго-восток России, Прикаспийский край и Урал. После этого путешествия появились статьи "Секта общих", "Молокане", "Духоборцы", "Прыгуны", "Скопцы", "Хлысты", "Субботники" и др. В 1868 г. был командирован Русским географическим обществом в Северо-Западный край, объездил Смоленскую, Могилевскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую, Минскую губернии. Позже свои наблюдения описал в книге "Бродячая Русь" (16+) (1877). Самой известной стала книга С. Максимова "Крылатые слова" (16+) (1890) — она неоднократно переиздавалась в СССР. Скончался в 1901 г. В 1903 г. посмертно была издана последняя книга С. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила" (16+).
Сергей Максимов. Фото: фото из открытых источников
Виталий Шенталинский родился в г. Кемерово. В 1959 г. окончил Лениградское арктическое училище и получил распределение на полярную станцию о. Врангеля, где три года работал радистом. Затем работал в Магадане тележурналистом, заочно окончив факультет журналистики МГУ. В 1969 г. переехал в Москву, но продолжал держать связь с Дальним Востоком, постоянно приезжал в Магадан и на о. Врангеля в качестве специального корреспондента журнала "Вокруг света" (16+). Автор 12-ти книг стихов и прозы. Одно из наиболее известных произведений В. Шенталинского "Ледовый капитан" (16+) — повесть о выдающемся гидрографе и полярном капитане Борисе Давыдове. В годы перестройки В. Шенталинский организовал и возглавил Комиссию по творческому наследию репрессированных писателей России. Опубликовал хранившиеся в архивах КГБ рукописи и материалы о жизни и творчестве И. Бабеля, М. Булгакова, О. Мандельштама, А. Платонова, М. Цветаевой, Б. Пастернака и других русских писателей. Книги Шенталинского переведены на французский, английский, испанский и другие языки мира. Принимал участие в создании нескольких документальных фильмов в качестве ведущего и консультанта, в том числе — "Секретная жизнь Советского Союза" (18+) (Британское ТВ, 1990), "КГБ и гласность" (18+) (ТВ ФРГ, 1992), "Рукописи не горят" (18+) (Голландское ТВ, 1997), "На фоне Пушкина. 1937" (18+), 8 серий (Телеканал "Культура" (0+), 2007) и др. Выступал с лекциями во многих университетах и общественно-культурных центрах Европы и США. Скончался в 2018 г.
Трасса Аляска — Сибирь (Алсиб) была организована во время Второй мировой войны для перегонки американских самолётов в СССР по договору ленд-лиза. С 1 октября 1941 г. США должны были поставлять в СССР 400 боевых самолетов в месяц, но в 1941 г. было доставлено всего 204 самолета, в основном, через Мурманск. Стало ясно, что пути доставки самолетов через Атлантику малонадежны. Потребовался надежный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась трасса Аляска-Сибирь. К осени 1942 г. на огромном пространстве от Чукотки до Сибири за 10 месяцев были построены 16 аэродромов и началась перегонка из США боевых и транспортных самолетов. 29 сентября 1942 г. из Фэрбенкса (Аляска) вылетела первая группа самолетов — 12 тяжелых штурмовиков "Дуглас" А-20. Первый перелёт сопровождался трудностями: из-за повреждения поршневых колец в моторах бомбардировщики застряли в Номе. Пришлось ожидать, пока в Ном не доставят необходимые запчасти. Только 7 октября 10 "Дугласов" поднялись в воздух и приземлились в поселке Уэлькаль на Чукотке. Трасса Алсиб заработала. Всего за 1942 — 1945 гг. по Алсибу в СССР было доставлено 7831 самолетов. Кроме того, по трассе перемещались дипломаты и военные, в том числе: послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, вице-президент США Генри Уоллес. С октября 1942 по октябрь 1945 гг. по авиатрассе были перевезены 128,4 тысячи пассажиров, 18,7 тысячи тонн грузов и 319 тонн почты.
Группа самолетов летит из Нома в Уэлькаль. Фото: фото из открытых источников