Общественный совет при Росрыболовстве предложил поддержать флот и обелить аквакультуру

В работе Совета приняли активное участие представители Минтранса, Российского морского регистра судоходства и Росрыболовства
Рыбопромысловые суда, Дальний Восток
Фото: ИА PrimaMedia

7 октября 2022. Вопросы развития аквакультуры и ритмичной работы российского рыбопромыслового флота в условиях санкционного давления рассмотрели на очередном заседании Общественного совета при Росрыболовстве 4 октября, сообщает ИА PrimaMedia. Участники ОС и Федеральное агентство по рыболовству выступили с единой позицией о необходимости повысить объективность статистических данных в сфере производства аквакультурной продукции, что важно в том числе и для выработки адекватных мер господдержки отрасли. Примечательно также, что в работе ОС приняли активное участие и представители Минтранса РФ, которые выступили с подробными разъяснениями действующего порядка освидетельствования рыбопромысловых судов, сняв значительную часть опасений рыбаков, сталкивающихся с начала этого года с проблемами в поставках оборудования, ЗИП и доковании судов.

Первым вопросом повестки заседания ОС при Росрыболовстве 4 октября стало обсуждение механизмов, которые могут повысить качество и объективность учета результатов деятельности предприятий аквакультуры и марикультуры, что необходимо в том числе и для реализации мер господдержки этого важного сегмента отечественного рыбохозяйственного комплекса.

По словам докладчика по этому вопросу, председателя Дальневосточного союза предприятий марикультуры Романа Витязева, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда попадающие в госстатистику данные зачатую на порядок превышают реальные объемы выращенных водных биоресурсов и реализованной продукции. Такой "разнобой" в отчетности провоцирует конфликты между регулятором и пользователями аквакультурных участков. Кроме того, нерелевантность данных оставляет много "окон возможностей" для браконьеров и участников "черного рынка" ВБР.  

Как отметил член ОС, исполнительный директор Национальной ассоциации Предприятий индустриальной аквакультуры Владимир Мазанов, существующий "разнобой" в отчетности приводит, например, к тому, что в случае искусственного воспроизведения лососевых получается, что ежегодно выращивается 125 тысяч тонн рыбы в пересчете на биомассу, а реализуется при этом — только 70-80 тысяч тонн. Между тем объемы производства российской аквакультуры, подчеркнул Мазанов, сравнивают с  импортными поставками, то есть с объемами готовой к употреблению продукции.

Принявший участие в заседании ОС начальник управления науки и аквакультуры Росрыболовства Александр Малашенко согласился с тем, что такая проблема действительно существует, отметив, что и Минсельхоз, и Росрыболовство заинтересованы в ее устранении, в том числе и путем перевода отчетности в электронный вид с одновременным сопряжением ситсемы с ФГИС "Меркурий", отслеживающей оборот продукции.

"Приписки" в сфере аквакультуры искажают экономические координаты в отрасли, в результате и государство, и бизнес живут в кривых зеркалах. Это самый верный способ провалить развитие аквакультуры. Поэтому у Общественного совета при Росрыболовстве и Росрыболовства общая цель — обеление этого сегмента отрасли", — отметил председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев.

Решение проблемы участники заседания ОС сочли необходимым рассматривать в ключе цифровизации системы отчетности, для чего готовившие вопрос к рассмотрению члены Совета Роман Витязев и Виктор Зарайский предложили обратиться с соответствующими рекомендациями в госорган-регулятор — Минсельхоз. По итогам заседания им поручено доработать проект решения.

 Не менее важным пунктом повестки заседания Общественного совета при Росрыболовстве 4 октября стала совместная работа ОС и представителей Минтранса РФ по текущим проблемам и сложностям  обязательного освидетельствования рыбопромысловых судов, которое проводит ФАУ "Российский морской регистр судоходства" (учредитель — Минтранс РФ). Как ранее отмечал Общественный совет, в связи с санкционной политикой недружественных стран с начала этого года у российских рыбаков возникли серьезные проблемы с судоремонтом, с поставкой оборудования и запасных частей к нему. Кроме того, существенную проблему при подготовке рыбацкого флота России (а это почти 1,5 тысячи единиц) к освидетельствованию создает и высокая загруженность необходимых для него доков.

Для минимизации рисков массового простоя рыбопромысловых судов рыбацкое сообщество ранее выступило с предложением нормативно принять решение о пролонгации действующих лицензий Морского регистра (выдаются раз в 5 лет). Нормативные документы, направленные на решение проблемы, находятся сегодня на согласовании, однако у отраслевого сообщества остается еще очень много вопросов, отметили на заседании ОС.

По приглашению президента Общественного совета при Росрыболовстве участие в работе Совета 4 октября приняли директор департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта министерства транспорта Российской Федерации Виталий Клюев и заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Сергей Куликов, которые выступили с подробными разъяснениями позиции госоргана-регулятора и подведомственного ему классификационного общества. 

Как отметил Виталий Клюев, регулятор всецело понимает всю сложность сложившейся ситуации, которая имеет отношение ко всему гражданскому флоту России, и учитывает ее в своей работе. Вместе с тем приоритетом в деятельности Минтранса и Морского регистра были и остаются вопросы безопасности мореплавания и сохранения здоровья и жизни людей. Поэтому в вопросе пролонгации действующей документации, дающей право эксплуатировать судно, регулятором применяется взвешенный подход.

"Если на судне ничего не поменялось, и его проект остается в силе, то такая документация продлевается. Это, отмечу, не имеет никакого отношения к техническому состоянию судна. Это документация, которая будет использована для строительства, ремонта судов, их переоборудования и так далее. Такое поручение Морскому регистру дано, и эти документы будут оставаться в силе", — отметил Клюев.

Что касается технического освидетельствования рыбопромысловых судов, то здесь регулятор поручил Морскому регистру максимально использовать дистанционные методы получения информации в виде, например, видеонаблюдения, документальных проверок и т.п. В отношении же процедуры докования судна (для фактической проверки его корпуса), то необходимость в нем сохраняется. Вместе с тем, учитывая сложности, связанные с критической загрузкой доков, в этом процессе регулятор дал поручения использовать при освидетельствовании корпусов судов телеметрию, подводные съемки и другие современные методы.

"И если можно обойтись без дока — при адекватных иных мерах подтверждения достаточности состояния корпуса судна — то тогда доковое освидетельствование не откладывается. Таких примеров более чем достаточно", — заверил участников заседания ОС представитель Минтранса, напомнив, что просто автоматическое продление всех документов и лицензий может быть чревато и претензиями контролирующих органов иностранных государств, особенно недружественных, при заходе российских судов в иностранные порты.

Заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Сергей Куликов сообщил, что на сегодняшний день классификационным обществом удовлетворены более 600 запросов судовладельцев о продлении действия обязательных документов об освидетельствованиях, не имеющих критической важности для безопасности судна и экипажа.

"То же самое — с точки зрения материалов и изделий, для судов поставляемых. Оборудование, которое приходит иногда даже без документов, — понятно, что с закупками сейчас есть проблемы, — это оборудование принимается, проводится соответствующее освидетельствование на месте, на борту судна. И оформляется акт об освидетельствовании этого оборудования", — отметил Куликов.

Также представитель руководства Морского регистра подтвердил, что для освидетельствования корпусов судов широко применяется подводное телевидение (что снимает проблему невозможности отдоковать выставляемое на освидетельствование судно), и если у конкретного судна нет определенных "противопоказаний" для использования этого метода, классификационное обществе соглашается на такую замену.

Участники Общественного совета поблагодарили представителей Минтранса и Морского регистра за подробные разъяснения, в которых сегодня действительно очень нуждаются судовладельцы рыбопромыслового флота страны.

"Коллеги, как вы считаете: давайте направим на имя министра транспорта РФ письмо от нашего Общественного совета, в котором  поблагодарим Виталия Владимировича Клюева и Сергея Анатольевича Куликова за то, что они приняли участие в заседании Общественного совета, дали очень подробную, развернутую информацию. Мне кажется, это был хороший пример того, что представители ведомства открыто и активно взаимодействуют с отраслевым сообществом", — предложил председатель ОС Герман Зверев и получил единодушную поддержку участников Совета.

От ИА PrimaMedia напомним, что вопросом предотвращения рисков массового простоя рыбопромысловых судов из-за сложностей с прохождением освидетельствования Морским регистром Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), возглавляемая Германом Зверевы, занялась в марте 2022 года. 4 марта этого года Герман Зверев направил письмо статс-секретарю — замминистра экономического развития РФ Алексею Херсонцеву с просьбой учесть эти моменты при подготовке постановления правительства Российской Федерации "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации". После выхода данного постановления президент ВАРПЭ обращался к главе Минтранса РФ Виталию Савельеву с просьбой установить соответствующим ведомственным приказом возможность облегченного продления на 1 год разрешения Морского регистра на плавание рыбопромысловым судам. В настоящий момент приказ находится на согласовании в Минюсте.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость