Цифровое Приморье – это про то, как цифра меняет жизнь края к лучшему уже сейчас

Представляем одного из участников Восточного цифрового форума Russky MeetUP & Digital Region - компанию-концессионера Цифровое Приморье
Russky MeetUp & Digital Region
Ольга Королькова
Фото: ИА PrimaMedia

13 октября 2022. На Восточном цифровом форуме Russky MeetUP & Digital Region (12+), который проходил 30 сентября — 1 октября во Владивостоке, в кампусе ДВФУ на Русском острове, компания "Цифровое Приморье" представила  30 удобных сервисов, запущенных в крае, для того чтобы сделать жизнь приморцев комфортнее и безопаснее. И жители четырех крупнейших городах региона — Владивостока, Уссурийска, Находки и Артема — уже ощутили это на себе: цифровые остановки и умные светофоры, сервис контроля доступа в школы, туристические информационные киоски, карты школьника, весогабаритный контроль, световые зебры — это и много другое становится привычным элементов нашей повседневности. У "цифры" в Приморье большое будущее, считает заместитель генерального директора ООО "Цифровое Приморье" Ольга Королькова, с которой корр. ИА PrimaMedia побеседовал в самом начале работы форума.  

— Ольга, в каком качестве принимает участие в форуме "Цифровое Приморье"? В каких активностях задействовано? А главное, какую цель вы преследуете, участвуя в Russky MeetUP & Digital Region?

— Мы активно участвуем в работе блока "Цифровой регион", в частности, в панельной дискуссии "Беспилотные системы для государства и бизнеса". Для нас также интересна секция, посвященная вопросам информационной безопасности. Цель нашего участия в этом форуме — это, прежде всего, обмен опытом. Мы хотим узнать о том, какие интересные проекты в области IT реализуются сегодня, хотим узнать о наработках коллег и, в свою очередь, рассказать им о своих.

— Как я успел заметить, ваша компания молода, я имею в виду возраст управленческой команды. А сколько лет самой компании?

— Наша компания тоже молода. Она была создана для реализации концессионного соглашения, которое было заключено между правительством Приморского края и ИС "Цифровое Приморье" в апреле 2021 года. Так что мы реализуем этот проект уже полтора года.

— Уместно спросить, что достигнуто за это время. 

— На самом деле достигнуто очень много. Мы полностью реализовали практически все из 30-ти сервисов, которые предусмотрены концессионным соглашением. Так, установлены посты весового и габаритного контроля, камеры фотовидеофиксации, умные светофоры, туристические информационные киоски, устанавливаются новые цифровые остановки, Приморский край получил современные беспилотные летательные аппараты для решения самых разных задач, большой туристический портал для развития, безусловно, своего огромного потенциала в этой сфере, сервис диспетчеризации общественного транспорта единую карту жителя и тд.

В четырех муниципальных образованиях Приморья — Владивостоке, Уссурийске, Находке и Артеме — в каждой школе установлены системы контроля доступа, видеонаблюдения, оплаты питания, видеоконференцсвязи — современные системы, которые работают как единое целое.

Цель нашего проекта — сделать цифровые сервисы для граждан удобными, комфортными, с единой точкой входа. IT-сердце нашего края — это цифровая платформа "Цифровое Приморье", объединяющая на своей базе все разносторонние сервисы.


Ольга Королькова на однйо из дискуссий. Фото: ИА PrimaMedia

Как делается в других регионах? Допустим, отдельно — сервис "Парковки", отдельно — "Общественное питание", отдельно — "Транспорт". Все разрозненно, имеется множество мобильных приложений. Я считаю, это неправильно, поскольку неудобно для людей. Современные IT-технологии достигли такого уровня, что всё можно и нужно делать так, чтобы жителям было максимально удобно и просто пользоваться IT-сервисами.

Что сделали мы? Мы создали единый цифровой портал "Цифровое Приморье", в который по добавляем сервисы, готовые к запуску, и таким образом складываем единое мобильное приложение.

Есть, конечно, моменты, когда требуется вынесение отдельного сервиса. Например, у нас есть туристический портал, который работает отдельно. Но и он связан с остальными. У нас имеется цифровой ID, по аналогии ID некоторых банков, позволяющий обеспечить отдельную систему авторизации для всех наших продуктов. То есть, если человек зарегистрировался на едином портале "Цифровое Приморье", он получает автоматический доступ и на туристический портал. Конечно, это очень удобно.

Также мы сделали синхронизацию с Госуслугами. На нашу платформу можно зайти через Госуслуги, что позволяет, например, получить дополнительные сведения о тех или иных льготах и социальных выплатах, предусмотренных в Приморском крае.

Также у нас есть несколько сервисов, которые направлены на обеспечение создания комфортных городских условий. Это сервис цифровых остановок, сервис туристических киосков.

— Что дают эти сервисы?

— Они позволяют создать комфортные условия ожидания на остановках общественного транспорта, узнать расписание движения этого транспорта. Помимо этого предусмотрены другие опции: актуальная афиша городских мероприятий, актуальная информация о близлежащих достопримечательностях, туристических маршрутах.

Приморский край очень богат достопримечательностями и интересными местами. И одна из наших задач — популяризировать их так, чтобы люди как можно больше путешествовали по Приморью.

Еще одно немаловажное направление — обеспечение безопасности. В настоящее время в рамках нашего проекта реализуется система интеллектуального видеонаблюдения. Мы не только установили новые камеры видеонаблюдения, но и создали платформу, на базе которой можно интегрировать уже существующие системы видеонаблюдения.

Сейчас разными службами и ведомствами реализуется достаточно много систем видеонаблюдения. Однако тем же правоохранительным органам это неудобно, из-за того что приходится работать в разных программных продуктах, писать запросы, ходить куда-то за получением информации.

На базе нашей платформы можно быстро агрегировать информационные потоки и камеры и получить необходимую информацию в режиме одного окна. Главный принцип, которым руководствуется наша компания, — единая точка входа. Это удобно для пользователя.

Но чтобы добиться этого, нужно проделать колоссальную работу, ведь каждую информационную систему нужно интегрировать с другой информационной системой. В нашем проекте уже более 200 интеграций. В дальнейшем это число будет только расти. И за каждой интеграцией — большой человеческий труд и ресурсы.


Ольга Королькова. Фото: ИА PrimaMedia

— А у вас коллектив большой?

— Большой. Сейчас он насчитывает более 50-ти человек. Дело в том, что мы не только создаем сервисы, но и обеспечиваем их надежную эксплуатацию и поддержку дееспособности в течение 11 лет.

— Насколько ваша компания уникальна в масштабах Дальнего Востока?

— Она уникальная, я бы сказала, даже в масштабах Российской Федерации. Потому что это первый проект государственно-частного партнерства, в котором присутствует и субъект Федерации, и муниципалитеты.

Именно такая разноуровневая конструкция дала нам возможность не только реализовать цифровые сервисы на базе региона, но и предоставить муниципалитетам доступ к ним. И при этом реализовать на территориях муниципалитетов те же технические средства — умные остановки, туристические информационные киоски, камеры видеонаблюдения, всю систему в целом.

— Кто был инициатором этого концессионного соглашения? 

— Началось с того, что на Восточном экономическом форуме 2019 года между правительством Приморского края и Дальневосточным фондом высоких технологий было заключено соглашение о развитии цифровых технологий. Это и послужило толчком для идеи реализации масштабного концессионного соглашения на территории Приморского края.

Какое-то время прорабатывалась юридическая модель реализации соглашения. В результате это вылилось в частную концессионную инициативу и в заключение концессионного соглашения в апреле 2021 года.

— Можно ли говорить о том, что в Приморье достаточно много IT-специалистов, способных обеспечить цифровой прорыв региона во многих областях?

— Я бы сказала, их в России достаточно много. Для реализации концессии мы как компания-интегратор выбрали лучшие программные продукты и наработки, которые широко используются на отечественном рынке. Например, систему видеонаблюдения, где нашим партнером был Ростелеком. Используем также программные продукты, которые внедряет Сбер, "Ланит", другие компании.

Как правило, эти программные продукты внедряются как разрозненные компоненты. Мы же соединили их друг с другом, интегрировали и заставили работать вместе более эффективно. Как раз на стыках между программными продуктами можно реализовать больше интересных решений, которые упростят жизнь жителей города.  

— На форуме вашей компанией организована небольшая выставка беспилотных летательных аппаратов. Давайте поговорим об этом. 

— Беспилотные летательные аппараты, представленные на выставке, как раз созданы для реализации целей концессионного соглашения. В данном случае мы выполняем задачи для МЧС и министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края.

— О каких задачах идет речь?

— Это обследование русел рек на наличие засоров от падающих деревьев и веток. Это поиск незаконных вырубок. БПЛА облетает участок леса, а потом нейронная сеть автоматически обнаруживает пеньки и следы порубок и сообщает об этом. Это, конечно же, и поиск пропавших в лесной местности людей. Это исследование термических аномалий. Допустим, со спутника поступила информация о термической аномалии. Требуется конкретное обследование участка, а человека туда отправить нельзя. Тогда эту задачу берет на себя беспилотник.

— То есть с помощью БПЛА можно обнаружить очаг возгорания уже на раннем этапе (например, оставленный туристами незатушенный костер) и локализовать его?

— Да. А если пожар уже случился, определить площадь выгорания леса. С помощью таких беспилотников можно решить очень много задач.

Также у нас есть интересный сервис контроля над обращением с отходами. На мусорных контейнерах устанавливаются RFID-метки, а водителям мусоровозов выдаются специальные устройства, с помощью которых эти метки считываются. Контейнерная площадка фотографируется до уборки и после уборки. Также контролируется и путь движения мусоровоза. Помимо этого, установлено 50 видеокамер, которые в автоматическом режиме фиксируют подброс строительного мусора на контейнерную площадку и посылают сообщения Приморскому экологическом оператору.

В настоящее время вносятся изменения в законодательство, которые позволят привлекать к ответственности за подобные нарушения.  

— То, что вы рассказали, очень интересно. Хотелось бы узнать ваше мнение о том, насколько цифра вообще меняет нашу жизнь и к чему могут привести эти изменения уже в ближайшее время? 

— "Цифра" — несомненное благо и примета времени. Всего 10 лет назад мы звонили друг другу, используя кнопочные телефоны. А сейчас мы и звоним, используя месседжеры на смартфонах.

Я считаю, что цифровые технологии могут сделать нашу жизнь гораздо комфортнее и удобнее. При этом основной акцент надо делать в сторону того, чтобы снижать количество заполняемых бумажек. Мы все-таки погрязли в бюрократии.

И как раз одна из целей нашего проекта — упростить и документооборот, и методы сбора информации. Например, у нас есть центральная платформа, которая позволяет агрегировать информацию. И это делается не только жителей, но и для сотрудников правительства Приморского края и сотрудников органов управления муниципалитетами. Платформа упрощает документооборот, снижает количество запросов и повышает эффективность работы. Это важно, это нужно, и это правильное направление развития цифровых технологий.

— Я чувствую, что вы пришли на этот форум не с пустыми руками. У вас есть чем поделиться с коллегами. Есть перспективы развития. Я желаю вам успеха и на этом форуме, и вообще во всей вашей деятельности. 

— Спасибо.  

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость