18 октября. Дальний Восток 18 октября. "Этот день в истории".
Изыскания по строительству Амурской железной дороги были проведены в 1895 году, но в связи со строительством КВЖД были прекращены. Вопрос о сооружении дороги и Амурского моста был вновь поставлен русско-японской войне 1904–1905 гг. Был объявлен конкурс на лучший проект моста, в котором приняли участие ведущие инженеры-мостостроители. Победил проект инженера Л. Д. Проскурякова, а Г. П. Передерий спроектировал железобетонную арочную эстакаду (западный проход к мосту). Постройкой моста заведовал инженер путей сообщения Б. И. Хлебников, старшим производителем работ был инженер В. А. Пинус.
Торжественная закладка моста состоялась 12 августа 1913 г. в присутствии приамурского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти. По проекту срок ввода в эксплуатацию был назначен 1 октября 1915 г., то есть на строительство было отведено 26 месяцев. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка 18-ти ферм происходила на месте.
Сдать мост в срок помешала Первая мировая война. Осенью 1914 г. в Индийском океане германский крейсер "Эмден" потопил пароход с двумя последними фермами для моста, которые затем пришлось заказывать в Канаде. 18 октября 1916 г. мост был освящён и открыт для постоянного движения. Стоимость сооружения составила 13,5 млн рублей. Пуском Хабаровского моста было завершено строительство Транссибирской магистрали. До 1917 г. мост назывался Алексеевским в честь наследника престола цесаревича Алексея. В начале ХХ в. Алексеевский мост был одним из крупнейших в мире и получил прозвище "Амурское чудо".
В ночь на 20 апреля 1920 г. два пролёта моста (фермы № 12 и 13) были взорваны отступающими партизанами, в результате чего Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Работы по восстановлению моста начались после установления Советской власти. Ферма № 13 была собрана во Владивостоке на Дальзаводе из частей повреждённых пролётов. Вместо другой (№ 12) была установлена запасная ферма моста через р. Ветлугу (приток Волги), которая имела несколько отличные очертания, но подходила по размерам и конструкции. Сквозное движение по Транссибу было восстановлено 22 марта 1925 г. В 1980-х гг. были проведены исследования моста, которые показали, что опоры моста находятся в удовлетворительном состоянии, но пролёты были признаны дефектными. В 1992-1998 гг. был построен новый Хабаровский мост, а Амурский мост демонтирован. В 2010 г. был открыт Музей истории Амурского моста, где выставлен главный экспонат — последняя демонтированная в ходе реконструкции ферма Алексеевского моста.
Приказом заместителя председателя правления Союзрыбы № 99 от 26.09.1930 и уполномоченного по Дальневосточному краю № 116 от 18.10.1930 на базе объединения краболовов Дальгосрыбтреста и Акционерного Камчатского общества организован трест плавучих консервных заводов Кработрест. С годами Кработрест наращивал мощности, включая в себя тресты по добыче китов, морского зверя и других биоресурсов. В 1937 г. по распоряжению Дальневосточного рыбного управления в состав Кработреста влился Далькитозвертрест. Предприятию присвоили наименование Крабморзвертрест, его задачей был промысел крабов, китов и морского зверя.
Судно "Второй краболов" Кработреста. Фото: фото из открытых источников
Бухта Ванина (названа в честь военного топографа Иакима Ванина) была открыта в мае 1853 года и впервые появилась на картах в 1876 году. Освоение бухты началось в 1939 году. В 1943 г. Государственный Комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. Днем основания порта считается 18 октября 1943 г., когда Дальневосточное морское пароходство утвердило штатное расписание портового пункта Ванино. В апреле 1944 г. был сдан в эксплуатацию первый пирс. В строительстве порта и железной дороги большую роль сыграли заключённые, солдаты строительных батальонов, а также около 50 тысяч немецких и японских военнопленных. Значение Ванинского порта резко возросло летом 1946 года, после того, как в порту Находка произошел взрыв парохода "Дальстрой" и были разрушены портовые сооружения. Ванинский транзитно-пересыльный лагерь стал пересадочным пунктом для заключённых, следовавших на Колыму. С 1950-х гг., после окончания эпохи репрессий, порт развивался как торговый, с экспортом грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1973 г. открылась паромная переправа Ванино — Холмск. В 2000-х гг. порт был перепрофилирован на экспорт угля.
Порт Ванино, 1977 г.. Фото: фото из открытых источников
Ансамбль был организован при Доме культуры Корякского автономного округа в пос. Палана Камчатской области. Основателем и первым руководителем ансамбля был А. В. Гиль (1943–1988). "Мэнго" явился первопроходцем корякского искусства на сценах мира. С 1969 по 1988 гг. ансамбль выступал в Монголии (1969), во Франции (1972—1973, 1985), в ГДР, Болгарии (1973), Польше (1975, 1978), США (1976), Италии (1984), Бельгии, Швейцарии, Монако (1985), Японии (1987). Ансамбль "Мэнго" стал лауреатом Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1973), участником культурной программы Олимпиады-80, выступал на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985). После трагической гибели А. В. Гиля (он погиб от выстрела психически неуравновешенного человека в родном селе) коллектив возглавляли П. Яганов, И. Жуков. С 1997 г. — балетмейстер Марк Нюмен. В 1999 г. “Мэнго” получил статус Государственного академического ансамбля. В 2003 г. ансамбль переехал из Паланы в Вилючинск. В 2005 г. ему было присвоено имя А. В. Гиля.
Ансамбль "Мэнго", в центре — Александр Гиль. Фото: фото из открытых источников
Договор о продаже Русской Америки (Аляски) США был подписан 30 марта 1867 года в Вашингтоне. 15 мая 1867 г. договор был подписан императором Александром II, а 8 июня 1867 г. в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. 18 октября 1867 г. в Ново-Архангельске (ныне г. Ситка) состоялась церемония передачи Аляски Соединенным Штатам Америки. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А. А. Пещуров. Церемония передачи состоялась у дома губернатора Русской Америки в Ново-Архангельске, куда на борту американского военного шлюпа Ossipee прибыли уполномоченные представители американской стороны. С 1917 года 18 октября отмечается в США как День Аляски.
Чек о покупке Аляски на 7,2 млн долларов. Фото: фото из открытых источников