Четвертый визит Кожемяко на Донбасс, над Шульгой знатно поклубились и парковочные страсти

Главные события политической недели в деавтомобилизационном материале ИА PrimaMedia
Тематический фотоколлаж
Фото: ИА PrimaMedia

29 октября 2022. Политическая повестка в Приморье потихоньку возвращается к самобытности, не избавляясь от влияния общероссийских трендов, но и не ограничиваясь ими.

Губернатор Олег Кожемяко в четвертый раз посетил Донбасс, что уже давно вышло за рамки политеса и подчеркивает личную вовлеченность главы региона в решение задач СВО и в судьбу приморцев, прибывших на театр спецоперационных действий.

Силовики нагрянули с проверкой в один из владивостокских клубов, принадлежащих семье оппозиционного депутата ЗС ПК Геннадии Шульги. Дорожная революция во Владивостоке на этой неделе достигла некого промежуточного пика. Во Владивостоке назначен 10-й вице-мэр. И длинный процесс выхолащивания оппозиции в Приморье продолжается яркими примерами.

Донбасский вояж губернатора 4

Губернатор Олег Кожемяко в четвертый раз посетил Донбасс, став лидером среди дальневосточных коллег в этом неофициальном зачете. Соревновательный дискурс здесь вряд ли уместен, но с точки зрения политической бихевиористики глава Приморья задает цеховой тон, выкручивая военно-патриотические настройки на максимум. Об этом говорят и прочие проявления личной и профессиональной вовлеченности приморского губернатора в решение задач СВО.

Первую поездку на Донбасс Олег Кожемяко совершил еще в апреле 2022 года, задолго до того, как это стало мейнстримом. До него из глав субъектов РФ только глава Чечни Рамзан Кадыров сообщал о своем визите в зону СВО. Сейчас большинство губернаторов побывали на Донбассе, и многие — не единожды, а сам тренд превратился в золотой стандарт политика.


Олег Кожемяко в четвертый раз побывал в зоне СВО. Фото: Снимок с ролика на официальном ТГ-канале губернатор Олега Кожемяко (12 )

Следует отметить, что в многочисленных поездках на Донбасс наблюдается не только глубокое чувство федерального тренда, который на старте спецоперации еще намечался пунктиром и не имел богатого набора физических воплощений. Скорее, стоит говорить о сочетании навыка улавливать политические вибрации с характером личности губернатора, который сразу, без форы наблюдателя, занял проактивную позицию по СВО и ныне продолжает ее придерживаться.  

На прошлой неделе Олег Кожемяко сообщил, что его семья закупила пять пикапов для нужд спецоперации. На этой неделе глава региона опубликовал в своем телеграм-канале (12+) пост о том, что предприниматели Дальнереченска решили также поддержать бойцов и передали им два внедорожника.

Добавим, что Олег Кожемяко стал одним из немногих губернаторов, озвучивших расходы региональной казны на поддержку СВО, сделав публичные слушания по бюджету осмысленными.

Умение не пользоваться готовыми шаблонами, а в некотором смысле создавать их — это признак организационного интеллекта, который в мире больших управленцев цениться не ниже, а то и выше эмоционального и, собственно, профессионального, то есть простого набора компетенций. В этом смысле Олег Кожемяко вполне очевидным образом демонстрирует готовность перехода на федеральный уровень, которая видится уже осуществимой опцией. При этом опция остаться губернатором Приморья еще на один срок (выборы пройдут в следующем году), само собой, укрепляется.

Клубные разборки

В начале недели силовики нагрянули с проверкой в один из владивостокских клубов, принадлежащих семье оппозиционного депутата ЗСПК Геннадии Шульги. Событие, которое не стали комментировать официально, широко разошлось в телеграм-каналах (12+) с апломбом в духе "доигрался".


Геннадий Шульга. Фото: Пресс-служба ЗС ПК

Оппозиция в Приморье, даже в виде ее системного аватара — краевой ячейки КПРФ, — с прошлогодних выборов в ЗС ПК последовательно терпит кадровые и смысловые проблемы. Перечислять конкретные неудачи можно долго, но необходимым и достаточным будет вспомнить судьбу депутата ЗС ПК Артема Самсонова, приговоренного к 13 годам колонии строго режима, и результаты сентябрьских выборов, когда в девяти думских кампаниях, которые прошли в ЕДГ, партии удалось занять всего семь мандатов. То есть меньше, чем у нее было до ЕДГ в одной только Думе Владивостока (было 9, стало — 2).

Геннадий Шульга стоит на некотором удалении от этой истории. Долго он считался оппозиционером без флага. Политик номинально примкнул к системной оппозиции в прошлом году, получив выдвижение от КПРФ на региональные выборы. Но в этой ипостаси задержался ненадолго, и уже в мае этого года, будучи депутатом ЗС ПК, был исключен из фракции КПРФ за демарш, устроенный на заседании парламента, на пару с Леонидом Васюкевичем, с которым они озвучили скандальное обращение к президенту остановить спецоперацию.

За это Шульга был клеймен лидером приморских коммунистов Анатолием Долгачевым "политическим трупом". Словесная петарда первого секретаря крайкома КПРФ не осталась без ответа. Шульга назвал "политическим трупом" Долгачева.

Эксперты называют Геннадия Шульгу "радикальным" оппозиционером, хотя это определение не то, что бы соответствует реальности. Особенно в последнее время, когда доносящаяся от него критика ограничена институционально и геополитически, то есть распространяется в основном на узкий круг городских проблем. С другой стороны, если взять конкретную, несколько стерильную реальность сегодняшнего дня, то и Шульга, безусловно, выглядит в ней радикалом отъявленным и заядлым.

Беды на голову оппозиционера падали и до, и после краткосрочного "системного" периода (да и во время оного). Приснопамятен эпизод двухлетней давности с приходом силовиков в квартиру Геннадии Шульги, всплывший в медиа видеороликом, где его кладут лицом в пол рядом с собачьей миской. Нынешний эпизод с клубом показателен тем, что, с одной стороны, продолжает эту длинную тенденцию, а с другой — демонстрирует шаткость положения свободных политических художников.

"Геннадий Шульга довольно неоднозначный персонаж, — считает политолог Вячеслав Беляков. — Его "беды" можно связать не столько с его оппозиционностью, как таковой, сколько с его способностью портить отношения с коллегами по политическому цеху.

Думаю, у многих есть личные обиды на Геннадия, а когда таких обид среди влиятельных людей много — срабатывает синергетический эффект. При этом с одной стороны, деятельность Шульги довольно неоднозначна, а с другой, любой скандал и притеснения работают на его имидж "оппозиционера". Так что все довольны".

Политолог Павел Наливайко отмечает, что еще до избрания депутатом Шульга был радикально настроен к региональной вертикали. И, будучи избранным, не меняет своей риторики.

"Во-первых, это, в целом, удержание образа. Во-вторых, когда ты переходишь на такой уровень, нужно быть гибче, — считает эксперт. — Политическая система находится сейчас в режиме мобилизации, и, собственно, кейс Самсонова наглядно подтверждает — игры с системой, наверно, стоило бы отложить. Но эти сигналы должны быть услышаны, в том числе, и со стороны представителей радикальной оппозиции. Пока господин Шульга не до конца улавливает эти сигналы. Чем это закончится, сложно сказать. Но история локальная — если посмотреть на отношения регионального отделения КПРФ и правительства, сейчас они, скорее, работают в унисон, чем в состоянии раздрая".

Парковки раздора

Дорожная революция во Владивостоке на этой неделе достигла некого промежуточного пика. На центральных улицах появилась новая разметка, специальные полосы для автобусов, делиниаторы, введен термин "kiss&ride" (целуй и езжай дальше — для родителей школьников), опубликованы расценки на платные парковки и дата их ввода.

Все это обрушилось на не совсем подготовленные головы автовладельцев и на некоторое время завладело ими.

Возникающие по ходу дела подробности приводили к еще большей сумятице. Особенно активно обсуждалось распределение средств, взымаемых за парковочные места. Городу достанется только 15 процентов, остальные 85 уйдут в пользу концессионера, которым выступила компания "Цифровое Приморье".

В администрации Владивостока справедливость долей объяснили тем, что "Цифровое Приморье" одновременно реализует целый пакет сервисов в рамках Интеллектуальной транспортной системы — от "умных" светофоров, остановок и пешеходных переходов до диспетчеризации общественного транспорта и установки камер наблюдения. Платные парковки — лишь один из 30 услуг, предоставляемых городу бесплатно, и единственный, где есть возможность заработка.


Тематическая иллюстрация. Фото: предоставлено компанией "Цифровое Приморье"

Пока можно констатировать, что сумма объяснений не покрыла сумму недовольства. Этот тезис можно назвать само собой разумеющимся — автовладельцы будут вынуждены платить за то, что раньше было бесплатным, а, когда в ваш карман кто-то залазит без спроса, его аргументы не делают процесс более приятным и безболезненным.

Удивляет то, что козырь общественного недовольства остался не использован оппозицией. Которая, очевидно, в нынешних реалиях решила вовсе отойти от игрового стола.

"Использовать резонансную тему как политическую сейчас попросту некому, — считает Вячеслав Беляков. — КПРФ — некогда главная оппозиционная сила — находится в упадке, Самсонов сидит, а Долгачёв выстраивает "договорные отношения" с оппонентами. Общественных объединений типа "ТИГРа" давно нет, а граждане в целом заняты другими жизненно важными вопросами. При этом любой системный политик, заботящийся о городе, понимает, что платные парковки и выделенные полосы — благо. Вопрос в методах деавтомобилизации. Эти темы, безусловно, носят политический характер и их развитие мы наверняка увидим в ходе грядущей губернаторской кампании. Если, конечно, она будет".

Павел Наливайко отмечает, что в дорожных страстях, разгоревшихся во Владивостоке, политики как таковой нет. Наблюдается лишь отсутствие грамотной работы с информационным полем.

"Многие вспоминают, как проходила история с круговым движением в центре Владивостока. Были ведь и пробные периоды, и переходные периоды, позволявшие людям привыкнуть, — говорит эксперт. — Здесь же серьезной информационной подготовки не было. Методички относительно разметки, которыми сейчас делятся в социальных сетях, не мешало бы запустить месяца два-три назад. В некоторых местах новую разметку нарисовали поверх прошлой. В итоге путаница стала еще сильнее.

Недовольство жителей понятно. Это город автомобилистов. Но политики здесь искать не нужно. Это вопрос к информационному блоку Владивостока. Если вы занимаетесь хозяйством — похвально, но повестку реальных дел надо разбавлять грамотной разъяснительной работой".

Лучше меньше, но больше…

Выхолащивание оппозиции в Приморье иллюстрирует и то, как тихо и мягко сквозь нежные жернова ЗС ПК прошла инициатива о снижении порога общей площади квартир, приобретаемых для передачи детям-сиротам. Норма урезана с 26 до 21 квадратного метра в силу того, что подорожала стоимость жилья.

Несмотря на то, что решение имеет вполне прагматичные причины — обеспечить как можно больше детей-сирот квартирами, — нельзя не предположить, что еще несколько лет назад подобное действие вызвало бы очевидное противодействие, бессильное и исключительно риторическое, но детерминирующее оппозицию в регионе.

"Нет оппозиции — нет резонанса. Сейчас биться с краевой властью реально некому и перспективы появления таких акторов в нынешней ситуации, хоть и есть, но весьма туманны", — считает Вячеслав Беляков.

И их стало 10…

Во Владивостоке новым заместителем главы города, отвечающим за дорожное хозяйство, назначен Дмитрий Долгий, ранее занимавший пост главного инженера в Амуруправдоре.


Дмитрий Долгий. Фото: Пресс-служба администрации Владивостока

Из интересного — внимание эта новость привлекла не персоной (тут все логично), а круглой нумерацией. Дмитрий Долгий стал уже десятым вице-мэром в команде Константина Шестакова. Без упоминания и трактовки этого факта не обходился ни один политический комментарий.

В силу текучки кадров и отсутствия статистики сложно посчитать, является ли такое число рекордным или уникальным. Удобнее всего, но не обязательно верно, делать это на основе деклараций о доходах заместителей главы в разные годы. По подсчетам ИА PrimaMedia, до этого максимум замов был у Игоря Пушкарева — девять. В администрациях Виталия Веркеенко и Олега Гуменюка трудились семь вице-мэров.

Еще сложнее сказать — необходим ли градоначальнику или нет такой набор замов, особенно в условиях ползучего сокращения полномочий муниципалитетов. Но, думается, каждый глава настраивает управленческий аппарат под себя. Поэтом судить не беремся.

В то же время депутат Госдумы от "Новых людей" Сардана Авксентьева включила новость о назначении 10-го вице-мэра Владивостока в телеграм-пост (12+), который начинается со слов "Читаю соцсети чиновников родного Дальнего Востока и удивляюсь — как будто и не 2022 год на дворе". Перечень состоит всего из двух позиций — помимо приморского кейса (по мнению депутата, нового зама здесь почему-то "торжественно презентовали") упомянут Сахалин, где местный чиновник выложил фото из бизнес-класса самолета.

"Так и хочется сказать — люди, очнитесь. Точно стоит тратить деньги именно таким образом и именно сейчас? Выглядит так, как будто средства, выделяемые президентом на развитие ДФО, могут пойти куда-то не туда. Ну и народ, собирающий всем миром на носки мобилизованным, такие вещи, мягко говоря, раздражают", — написала Сардана Авксентьева.

Заметим, что критический пост депутата Госдумы имеет двойную обличительную силу, так как наравне с промахами дальневосточных чиновников демонстрирует признаки смысловой растерянности самих "Новых людей". На фоне СВО и обсуждения бюджета страны на 2023 год партия играет роль резонера, сглаживая свои позиции, чтобы они подходили под любую политическую конфигурацию. При этом полумеры одинаково не понятны ни глубинному народу, ни либералам. Все, что остается лидерам НЛ, чтобы оставаться в информационной повестке, — покусывать изредка региональных чиновников, что безопасно и безболезненно для обеих сторон, как и любая полумера.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость