Лидия Василенко: Хочу, чтобы Приморский кукольный театр стал театром номер один

Художественный руководитель театра кукол о ремонте, новом сезоне и откровенности
PrimaMedia ГОРОД
Лидия Василенко, художественный руководитель Приморского театра кукол
Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

28 ноября 2022. В Приморском краевом театре кукол завершается масштабный капитальный ремонт. Работы проводят по национальному проекту "Культура", изменения коснулись большого зала, где оборудовано 200 посадочных мест, холла и дополнительных помещений, сообщает ИА PrimaMedia.

Сейчас в здании театра почти завершен косметический ремонт — здесь полностью заменена проводка, обновлены балконы, отштукатурены стены и отреставрированы отдельные исторические элементы декора. Кроме того, совсем скоро в учреждении культуры откроется и малая сцена, которой раньше здесь никогда не было.

82-й театральный сезон откроется 25 ноября с премьеры музыкального спектакля "Любовь к трем апельсинам" (6+) по мотивам одноимённой сказки Карло Гоцци, которая отсылает нас к комедии дель арте, карнавалам, шутам и маскам, а яркие персонажи-маски Труффальдино, Смеральдина, Панталоне и Бригелла являются частью мировой классической культуры

О грядущем сезоне, театральных планах и новом подходе к работе мы поговорили с художественным руководителем Театра кукол Лидией Василенко, которая пришла на пост в середине апреля 2022 года.

— Лидия, чего ждать зрителям от премьерного спектакля нового театрального сезона в Приморском театре кукол?

— За основу мы взяли выпущенный в 1964 году текст советского поэта и драматурга Михаила Светлова по мотивам сказки Гоцци — нам хотелось играть постановку в стихотворной форме.

Зрителей ждет пять музыкальных номеров и импровизационное существование актеров.

Кроме того, на сцене будет существовать возможность отчуждения, то есть, раздвоения персонажа. Это такой стилистический приём, когда человек на сцене высвобождается от персонажа и предстаёт перед аудиторией просто как актёр.


Лидия Василенко, художественный руководитель Приморского театра кукол. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

— Многое ли в премьерном спектакле "Любовь к трем апельсинам" было сделано "по-повому"?

— Я думаю, что впервые в театре кукол у спектакля такой большой бюджет. В этот раз бюджет у постановки около миллиона рублей.

Обычно здесь всегда обходились очень малыми средствами, что не всегда хорошо. Сейчас мы сделали красивые и красочные костюмы у артистов, заказали парики, обувь.

Как и положено для профессионального театра.

— Театр кукол обновляется. Что изменится для приморских зрителей?

— Те полгода, которые я нахожусь на посту худрука, я фактически выполняла обязанности прораба — такого масштабного ремонта в здании театра никогда не было. Честно говоря, для самой было открытие — я не предполагала, что у меня есть такие способности.

Я пришла как раз в самом начале ремонта и мы успели уговорить нашего подрядчика перенести операторскую на третий этаж, на её месте сделали гардеробную комнату, уговорили переделать санузлы. Мы расширили пространство и сделали на цокольном этаже малую сцену, которая очень нужна в театре.

Слава богу, что подрядчик пошел нам навстречу, хотя это и была дополнительная работа по изменению проектно-сметной документации.

Мы подняли под углом подиум зрительного зала. Раньше на задних рядах люди по сути ничего не видели, сейчас мы сделали так, что и с задних рядов спектакль хорошо просматривался. Перекрасили стены, сделали систему кондиционирования...

К счастью, с нами сотрудничает театральный художник Петр Окунев, который в качестве художника-постановщика оформил десятки оперных, балетных и драматических спектаклей в России и за рубежом. Он с душой отнесся к этому пространству и по его эскизам мы реализовали все задумки.

Вообще, перед этим залом была огромная ответственность. Мы все трепетали, ведь у площадки невероятная история — чего здесь только не было. Волновались о том, чтобы сохранить лепнину и о том, чтобы ничего не испортить дополняя.

За эти полгода к нам пришло большое количество просто замечательной молодежи — от световика до дизайнера. Поэтому, мне кажется, что уже всё получилось.

— Какие еще технические изменения ждет Театр кукол в будущем?

— Сейчас мы позаботились о зрителях, затем основные работы будут касаться сцены театра. На 2023 год выделены деньги на проектно-сметную документацию, сам ремонт назначен на 2024-й. Мы уже разговариваем с нашими техниками, размышляем о том, что нам действительно нужно.

Прежде всего это опускающиеся конструкции для изменения конфигурации сцены — в настоящее время планшет сцены расположен достаточно высоко, что не очень удобно для маленьких детей. А изменение высоты сцены позволит нам играть ширменные спектакли на уровне детских глаз.

Поменяем механику сцены и т.д. Вообще в театре кукол есть определенные и весьма специфические нюансы, которые мы все постараемся учесть. Сделаем всё по-современному.

— Каким должен быть современный театр для самых маленьких зрителей?

— Очень важно, чтобы ты с ребенком разговаривал на "его языке". Чтобы ты был правдив. Многие думают, что в детском театре все должно быть блестящее и разноцветное, но обертка это не самое главное.

С детьми нужно говорить на равных, разговаривать с ними как со взрослыми и относиться к ним с большим уважением. И тогда все сложится, тогда с детьми можно составить большой разговор.

Да, дети остаются детьми. Да, они такие же наивные, они такие же простые. При этом они очень тонко чувствуют фальшь. Их нужно просто не обманывать.

Мы будем продолжать делать бэби-театр. 10 декабря откроем малую сцену таким спектаклем. Там будет всего 10 детей — каждый буквально за руку будет вводится в спектакль.

— Как сделать так, чтобы детский театр был интересен еще и взрослым, ведь вместе с детьми приходят и их родители.

— Знаете, я еще в Приморском театре молодежи начала экспериментировать, когда мы делали спектакли в качестве семейного просмотра. Мы тогда для себя перестали разделять спектакли на "для взрослых" и на "для детей".

Ты просто по-честному рассказываешь историю, не сюсюкаешься, не забавляешься — тогда подключаются и родители. Просто родители считывают свой смысл, дети — свой.

А уже потом, после спектакля у них есть возможность поговорить, обсудить спектакль и прийти к какому-то общему смыслу. Когда в "молодежке" ставила спектакль "Снежная королева", то по сути это и был переход в этот театр, потому что в этом спектакле я впервые использовала кукол.

Вообще, тут уместно поговорит в целом о театре кукол. Ведь и дети и взрослые приходят сюда за чудом. А театр кукол — это либо чудо, либо фокус. Мне кажется, что родители, по большей части, приходят встречаться со своим детством.

А когда им еще говоришь, что "я сейчас вам расскажу что-то такое интересное, что-то такое сокровенное", когда не пытаешься излишне развлекать, воспитывать или грозить пальцем, а делишься своим опытом, историей и переживаниями — то родители и дети поключаются с удовольствием.


Здание Приморского театра кукол. Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia

— Как бы вы сформулировали вашу основную задачу на посту художественного руководителя Приморского краевого театра кукол?

— Безусловно, художественная политика в театре будет меняться. Например, сейчас в репертуаре очень много спектаклей на ширме, а театр кукол гораздо разнообразнее — есть и живой план (когда актер играет персонажа без куклы — прим.ред.), и перчаточная кукла и т.д.

Во многом это была вынужденная мера — ребята очень много ездили по детским садам исполняя государственное задание, не успевая порою даже репетировать в театре.

Сейчас, когда у нас появится малая сцена, мы отреставрируем и туда перенесем наши маленькие спектакли. А на большой сцене будет и ростовая, и планшетная кукла, и живой план.

Что касается репертуара, то будем играть и классический репертуар, а также уделять внимание современным пьесам, сейчас у нас очень много интересных современных авторов.

Я вообще сказала, что каждого пришедшего в театр ребенка мы должны, если хотите, посвятить в нашу веру — веру в театр! Если дети ухватят этут тоненькую ниточку, что в театре возможно чудо и возможно то, чего ты не увидишь в реальной жизни, то они полюбят его навсегда.

Это то место, где можно привить любовь к театру на всю жизнь. И уже тогда ребенок пойдет и в Театр молодежи, и в Театр им. Горького, и в Мариинку.

Хочется, чтобы Театр кукол превратился в театр номер один. Для этого нужно честно работать, много работать и очень любить театр.

Смотрите полную версию на сайте >>>