В Приморье завалили жалобами — в Банке России рассказали о региональных проблемах ОСАГО

Советы экспертов, как защитить свои права при оформлении страховки, когда отказывают в заключении договора или уменьшают выплаты
автострахование, техосмотр, полис осаго , страховка, права
Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia

7 ноября 2022. За восемь месяцев 2022 года более 90% обращений приморцев в Банк России по вопросам страхования были связаны с проблемами в оформлении ОСАГО. Среди причин жалоб в данном сегменте все банально просто: от отказа в заключении договора до технических сбоев на сайтах страховщиков. При этом, есть случаи, когда по итогам проверки, нарушений в действии последних не выявляется. Чтобы не оказаться в патовой или спорной ситуации, ИА PrimaMedia совместно с пресс-службой Дальневосточного ГУ Банка России подготовило материал о правах и обязанностях потребителей финансовых услуг. 

Как рассказали в пресс-службе, с января по сентябрь 2022 года поступило более 3 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг Приморского края, из них порядка 1,3 тысяч обращений касались вопросов страхования.

Чаще всего причинами обращений приморцев в сегменте ОСАГО являются:

  • отказ в заключении договора;
  • неверное применение коэффициента бонус-малус при заключении договора;
  • несогласие с размером страхового возмещения по ОСАГО, нарушение сроков выплаты страхового возмещения;
  • проблемы с покупкой электронного полиса, например, технические сбои на сайтах страховщиков. 

Специалисты объяснили, что каждая жалоба рассматривается Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России индивидуально, данные, изложенные в обращениях, проверяются во взаимодействии с поднадзорными организациями. В случае, если проверка выявляет нарушение закона, Банк России доводит до страховщика информацию о необходимости пересмотра принятого решения в пользу клиента. Однако существуют и такие моменты в практике, когда потребитель финансовых услуг не до конца понимает свои права и обязанности. 

Например, страховщик вправе отказать в оформлении полиса ОСАГО, если заявление оформлено с ошибками или не хватает каких-то документов. Сообщить об этом страховщик должен в день обращения.

"Также будет обоснован отказ компании, если не предоставлены оригиналы документов, а предыдущий договор был заключен в другой страховой. Если вы обращаетесь в компанию, с которой был заключен предыдущий договор ОСАГО, страховщик не вправе требовать оригиналы документы, сведения в которых не менялись", — уточнили в пресс-службе Дальневосточного ГУ Банка России.

Кроме того, при оформлении электронного ОСАГО на сайте страховая компания может отказать в продаже полиса, если ваши данные не прошли проверку в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (АИС ОСАГО). Об этом страховщик должен сообщить вам по электронной почте и запросить копию документа, сведения о котором не прошли проверку.

"Загрузить скан-копии или качественные фото документов нужно в личный кабинет на сайте в течение трех часов, иначе страховщик вправе прекратить процесс заключения договора", — дополнили специалисты. 

В случае, если вы подали корректно оформленное заявление и предоставили все документы, но страховщик отказывает в продаже ОСАГО, нужно обращаться в Банк России. Для применения надзорных мер к страховой организации Банк России должен иметь достаточные доказательства нарушения прав потребителя.

Чтобы можно было выявить возможные нарушения, в обращении следует указать ФИО страхователя, наименование страховщика, дату и способ обращения в страховую организацию. Также приложите к жалобе все имеющиеся у вас подтверждения отказа страховщика продать вам ОСАГО (свидетельские показания, аудио— и видеозаписи вашего обращения к страховщику, скриншоты с мобильного устройства или компьютера с возникшими на сайте ошибками, адрес электронной почты или логин от личного кабинета, использовавшиеся при обращении к сайту страховщика и т.д.). 

Неверное применение коэффициента бонус-малус (КБМ) может быть связано с отсутствием в базе Российского союза автостраховщиков (РСА) информации о замене водительского удостоверения. Так бывает, если после получения новых прав в ГИБДД автомобилист не передал сведения об этом в свою страховую компанию. В результате при расчете стоимости нового полиса водителю может быть присвоен КБМ как для начинающего водителя, поскольку данных о его предыдущем опыте безаварийной езды не будет в базе данных Российского союза автомобилистов (РСА).

"Самостоятельно проверить свой КБМ можно бесплатно на сайте РСА. В случае необходимости исправить его можно, обратившись к своему страховщику (если есть действующий полис ОСАГО) или напрямую в РСА (если полиса нет), а также в Банк России", — уточнили специалисты.

Добавим, по закону максимальная сумма возмещения по имуществу в рамках ОСАГО составляет 400 тысяч рублей. Подавать заявление на выплату вместе с комплектом необходимых документов можно как лично в офисе страховщика, так и по почте заказным письмом с описью вложения. При оформлении ДТП по европротоколу, если не сделана фотофиксация аварии с помощью мобильного приложения "Госуслуги Авто", размер компенсации снизится до 100 тыс. рублей. В случае несогласия с размером возмещения по ОСАГО для досудебного урегулирования можно обратиться к финансовому омбудсмену. 

Подать жалобу в Банк России можно через интернет-приемную. Эксперты регулятора также отвечают на вопросы потребителей финансовых услуг в чате мобильного приложения "ЦБ онлайн" и по телефонам круглосуточного контактного центра: 8 800 300-30-00; 300 (с мобильных телефонов).

Напомним, что основная проблема приморцев в этом сегменте сейчас — урегулирование убытков. Так, читатели ИА PrimaMedia рассказали об ограничениях в работе с клиентами страховой компании "СОГАЗ" по данному вопросу — на сутки выдавалось ограниченное количество талонов, чего не хватало всем желающим, поэтому люди занимали очереди с ночи. 

Смотрите полную версию на сайте >>>