18 ноября 2022. 17 ноября во Владивостоке состоялось торжественное открытие выставочного проекта "От "Мира искусства" к "Аполлону". Журналы "личной свободы" в музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Выставка посвящена крупнейшим модернистским журналам Серебряного века: "Миру искусства", "Золотому руну" и "Аполлону", вписавшим яркие страницы в историю культуры и искусства рубежа XIX и XX веков, сообщает ИА PrimaMedia.
Как рассказал на пресс-конференции директор музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Виктор Шалай, совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля (ГМИРЛИ) они делают далеко не первый проект.
Пресс-конференция. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить Вам благодарность за то, что государственный литературный музей никогда не отказывает в предоставлении экспонатов, поскольку в этом музее хранится огромное количество документов и различных артефактов. Этот проект полностью создан, спродюсирован Вашими коллегами и является авторским. А мы выступали как принимающая площадка уже готового проекта, который отработал на материнской площадке в Москве",
— обратился Виктор Шалай к директору ГМИРЛИ Дмитрию Баку.
Руководитель музея в Москве сообщил, что не просто любит Приморский край, он сам является "дальневосточником", родившись на Камчатке.
Дмитрий Бак. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Я испытываю огромное уважение к тому, что делает Виктор Алексеевич в музее-заповеднике истории Дальнего Востока имени Арсеньева, потому что мы уже видим, как разворачивается сотрудничество. И да, можно так сказать, что вы предоставили только площадку, но она особенная, на которой происходят великие дела и на которую рады попасть все крупнейшие музеи. Также мы бесконечно благодарны за сотрудничество и Третьяковской галереи",
— ответил Дмитрий Бак.
По словам директора ГМИРЛИ, "От „Мира искусства“ к „Аполлону“. Журналы „личной свободы“" — это объёмный альбом-каталог, автором-составителем которого является ведущий научный сотрудник государственного музея истории российской литературы Ольга Залиева.
Приморцам презентовали выставку крупнейших модернистских журналов Серебряного века. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
В выставочном проекте приняло участие множество замечательных музеев:
Очень масштабный выставочный проект. Выставка соответствует духу дома И.С. Остроухова, где она проходит в Москве. Дух этого проекта — это синтез искусств. Та эпоха, о которой рассказывает наша выставка, совершенно особенна. Серебряный век — это, своего рода сердцевина, которая знаменует собой важнейшие события не только для русской литературы, но и для истории всей страны",
— добавил Дмитрий Бак.
На пресс-конференции присутствовала и начальник службы развития малых музеев Третьяковской галереи Татьяна Гафар.
Вы все прекрасно знаете, что здесь строится филиал Третьяковской галереи на сопке Орлиное гнездо, уже возведены 3 этажа. Но помимо того, что мы готовимся к запуску, который, надеюсь, произойдёт по плану в 2025 году, сейчас мы работаем над общественным пространством филиала, которое откроется на рубеже этого и будущего года совсем рядом, на Алеутской, 15",
— отметила Татьяна Гафар.
По словам представителя Третьяковской галереи, пространство будет открытым, доступным. Будет возможность почитать книги — как каталоги и издания Третьяковской галереи, так и издания партнёрских музеев. Татьяна Гафар очень надеется, что на их "книжной полке" будут и издания музеев Дальнего Востока.
Татьяна Гафар. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Мы очень хотим, чтобы не только Третьяковка была во Владивостоке, но и Дальний Восток был в Третьяковке. И сейчас уже telegram-канал Третьяковки во Владивостоке начал отдельную рубрику "Дальний Восток в Третьяковской галерее", потому что большое количество художников с Дальнего Востока и Приморского края находятся в постоянной коллекции наших фондов. И может быть мы не всегда и сами осознаём роль этого наследия",
— добавила Татьяна Гафар.
В пространстве филиала будет также и зона для мастер-классов, лекторий — и всё строго на семнадцати квадратных метрах.
"Если говорить уже про эту выставку, сейчас здесь присутствует 4 работы из фонда Третьяковской галереи. Я бы хотела отметить, насколько для нас выставка тоже важна. Ведь художественные журналы из этого выставочного проекта не только транслировали то, что происходит в изобразительном искусстве, как развивается художественный процесс, фиксировали появление новых стилей. Изобразительное искусство было неотъемлемой частью и этих журналов, и людей, авторов, которые их создавали. Этические статьи, обзоры, публикации зарубежных выставок были крайне важны для развития художественного творчества и художественной жизни", — рассказала Татьяна Гафар.
Выставочный проект "От "Мира искусства" к "Аполлону". Журналы "личной свободы" по физическому объёму очень компактный, занимает не так много места, но по глубине он безразмерный. По мнению Виктора Шалая, это одна из этих выставок, которая должна давать не эмоции, а знания.
Виктор Шалай. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Эта выставка — классика в чистом виде. Вы идёте в музей, чтобы узнать, в первую очередь. Ныряйте вглубь выставки, не смотрите на её размер",
— выделил Виктор Шалай.
Альбом-каталог проекта "От „Мира искусства“ к „Аполлону“. Журналы „личной свободы“" является первым систематизированным сводом музейных экспонатов, связанных с деятельностью крупнейших художественно-литературных журналов Серебряного века — "Мира искусства", "Золотого руна" и "Аполлона". Каждый из трех журналов был выразителем новых веяний в культуре и знаменовал собой определенный этап в ее развитии. В альбоме-каталоге собраны уникальные материалы из крупнейших российских художественных, литературных, театральных музеев и архивов, дающие максимально полное и объемное представление о культурной жизни России начала XX века.
Посетители могут полюбоваться работами Виктора Васнецова, Константина Коровина, Константина Сомова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марии Якунчиковой и других мастеров Серебряного века. Архивные материалы — фотографии, автографы, книги, журналы, письма — рассказывают о создателях, меценатах, авторах и сотрудниках редакций, помогают раскрыть роль и значение модернистских журналов в организации культурной жизни России начала XX века.