28 ноября 2022. На прошлой неделе Комитет по политическим технологиям Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО) включил Олега Кожемяко в шорт-лист премии "Гамбургский счет"-2022 (18+) в номинации "Губернатор года". Победу здесь предсказуемо одержал глава граничащей с Украиной Белгородской области Вячеслав Гладков. Тем не менее, попадание в список уважаемой премии является уже проявлением политической неслучайности.
"Олег Кожемяко попал в число номинантов вполне ожидаемо. Пусть он и не победил в премии, но сам факт появления в номинации примечателен, — говорит политолог, член РАСО Ольга Кишаковская, принимавшая участие в голосовании. — В этом году он активно задавал тренды на, скажем так, внутриполитическом поле повестки СВО. Это и региональные меры поддержки семей участников СВО, которые поддержал президент и рекомендовал к анализу и принятию другим субъектам. Это и поддержка участников СВО как в регионе, так и на линии соприкосновения, причем личное участие губернатора. Его текущий образ органичен, естественен для него самого и при этом соответствует времени. Именно эти успехи, полагаю, послужили основанием для его включения в список номинантов. Поскольку и премия политическая, то понятно, что речь в данном случае, действительно, не про управление регионом и ситуацию в крае".
"Премия "Гамбургский счёт" — это результат экспертной оценки РАСО политической жизни страны, — говорит политолог Вячеслав Беляков. — Можно с уверенностью сказать, что Олег Кожемяко стал одним из самых эффективных губернаторов. И оценка здесь даётся не с точки зрения хозяйственной деятельности, а с точки зрения пиара и политических технологий. Активное использование темы СВО, выход на федеральный уровень информационной работы — всё это доступно не многим губернаторам".
Также во внимание экспертов РАСО попала муниципальная кампания "партии власти" на выборах в Думу Владивостока. И она также не стала призером (победил Петропавловск-Камчатский), но отметилась среди номинантов.
Следует добавить, что владивостокская кампания строилась вокруг так называемого "Блока Шестакова" — команды мэра города Константина Шестакова, основной костяк которой составили единороссы с небольшими вкраплениями самовыдвиженцев и представителей ЛДПР. Практически все они прошли в представительный орган, несмотря на не раз отмеченные экспертами размытость месседжа и бессодержательность блока, — здесь друг с другом соседствовали театралы, урбанисты, застройщики, главы управляющих компаний, и так далее. Грубо говоря, собравшись вместе такому пестрому коллективу было бы просто не о чем поговорить и нечем заняться. Впрочем, Думу Владивостока не раз критиковали за отсутствие субъектности, инициативы и собственной повестки. Новый состав вряд ли изменит ее политический статус-кво.
"Кампания "Единой России" была крайне эффективной. Можно спорить о методах, но факт остаётся фактом: после поражения 8:0 в пользу КПРФ годом ранее, команде политтехнологов удалось сформировать в городской Думе подавляющее лояльное большинство. И это не могло пройти незамеченным", — прокомментировал Вячеслав Беляков.
Ольга Кишаковская, комментируя муниципальную кампанию во Владивостоке, заметила, что политтехнологи не воспользовались высоким рейтингом губернатора, чтобы подтянуть позиции "партии власти". Причём, по ее мнению, сознательно.
"Пошли другим путем, более технологическим. Что обусловило успех кампании? Первое, перевод выборов со смешанной на мажоритарную систему. Второе — предварительные договоренности со всеми политическими силами, даже, судя по всему, с КПРФ. Третье — ставка на технологию досрочного голосования. Можно много говорить об этичности этого приема, но если закон позволяет, то технологи этим пользуются, да и возмущений со стороны оппонентов не было, потому что см. п. 2".
По словам эксперта, главным бенефициаром этой кампании стал, собственно, сам глава Владивостока.
"Константин Шестаков смог повысить свою публичность и нарастить рейтинг, а с точки зрения имиджа в глазах избирателей еще и получить определенную субъектность, — продолжает Ольга Кишаковская. — Оставшись ставленником губернатора, в публичной плоскости произошла, так сказать, их сепарация".
Добавим, если в случае с предыдущим ставленником губернатора — экс-мэром Владивостока Олегом Гуменюком — все провалы мэрии и сопутствующее народное недовольство транслировались сразу на Олега Кожемяко в виду отсутствия иной политической фигуры, которой можно было бы их адресовать, то сейчас на этом пути выросла фигура Константина Шестакова.
В качестве оффтопика следует сказать, что победившая на премии кампания "партии власти" в Думу Петропавловска-Камчатского имеет вполне себе приморские корни. Кампания была реализована под кураторством первого вице-губернатора Камчатки Сергея Нехаева и заместителя председателя регионального правительства Павла Ясевича (последний представлял проект на его защите). Оба — бывшие приморские чиновники. Нехаев в ранге вице-губернатора и Ясевич на посту главы профильного департамента курировали внутренню политику Приморья.
Таким образом, Приморский край подтверждает свой статус кузницы политтехнологических кадров для Дальнего Востока.