1 декабря 2022. Прошлогоднего коллапса в морских портах Приморья не повторится — ситуация с вывозом контейнеров меняется к лучшему. Президент РФ Владимир Путин считает, что отрасли нужно быть готовым, что количество контейнеров в следующем году на Дальнем Востоке будет только нарастать, сообщает ИА PrimaMedia.
"Знаете, хотел бы два слова ещё сказать всё-таки по транспортному комплексу. Виталий Геннадьевич (Савельев, министр транспорта РФ — прим. ред.), мы договаривались, и я просил вас уделить особое внимание ситуации с вывозом контейнеров из дальневосточных портов. В целом ситуация меняется к лучшему, и хочу вас за это поблагодарить. Но мы с вами понимаем, что количество этих контейнеров в следующем году будет только нарастать", — сказал президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства.
Президент РФ Владимир Путин ходе совещания с членами правительства (в режиме видеоконференции). Фото: сайт Кремля
"Вы абсолютно правы, Владимир Владимирович, ситуация сейчас стабилизировалась благодаря тем решениям, которые вы поддержали. У нас сегодня под погрузку встают три поезда, которые с вашего разрешения мы сняли с угольной тематики на полтора месяца. Вчера у нас был своеобразный рекорд, мы погрузили в полувагоны 688 контейнеров — допустим, 16 ноября это было всего лишь 214, — что существенно", — ответил главе государства Виталий Савельев.
По его словам, для решения задачи необходимо найти системную меру. Ранее Минтранс предложил увеличить количество контейнерных поездов в направлении Дальнего Востока за счет сокращения вывоза угля.
"Мы сейчас думаем над системой тарифов, чтобы в обратном направлении нам двигаться не пустыми вагонами после выгрузки угля, а всё-таки чтобы мы в первую очередь имели возможность везти контейнеры, и это было выгодно нашим грузоотправителям, операторам. Мы работаем в этом плане с Белозёровым Олегом Валентиновичем, очень много у нас в этом плане есть идей. Когда сейчас выработаем конкретные системные меры, мы обязательно доложим в правительстве, согласуем их. Если они будут приняты, я думаю, мы сможем эту работу поставить на постоянную основу.
Пока ситуация, как я говорил, уже нормализовалась. Мы ожидаем всё-таки сейчас, после погрузки трёх поездов, которые добавились, некоторое резкое изменение, ‒ мы снимем эту пиковую нагрузку с новогоднего сезона, о чём мы говорили
Но в целом вы правы, эту задачу надо будет решать, и мы сейчас об этом думаем. Потому что автомобильный транспорт ‒ сейчас там сложились не очень хорошие погодные условия, Вы знаете, поэтому немножко мы тормознули, но всё равно ‒ больше девяти процентов контейнерного груза перевозить не сможет. Поэтому всё-таки основной ориентир, основной тренд ‒ это будет использование железнодорожных мощностей, особенно в обратном направлении", — сказал министр транспорта.
Владимир Путин отметил, что на фоне сложившейся ситуации необходимо продумать дополнительную логистику и дальнейшее расширение Восточного полигона.
"Ну да, кроме тех проблем, которые нам хорошо известны, там ещё ведь в чём дело? Значительный объём товаров, которые шли с востока, они (товары — прим. ред.) просто шли по другим логистическим цепочкам, вы сами это хорошо знаете, через порты европейских стран.
Теперь у них — не у нас, а у них проблема с пропуском наших грузов. Они теряют от этого только определённую выручку от оборота и от грузооборота. Но это их дело. Конечно, возрастает нагрузка на железную дорогу. Здесь нужно продумать дополнительную логистику и техническое перевооружение, и, естественно, расширять Восточный полигон. Но это отдельная большая тема",
— сказал президент России.
По данным Транспортной группы FESCO, по итогам января-октября 2022 года контейнерный рынок РФ сократился на 15,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 4,545 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Импорт снизился на 14%, до 1,692 млн TEU, транзит — на 23%, до 622 тысяч TEU, экспорт — на 23%, до 1,312 млн TEU. Внутренние перевозки выросли на 1%, до 919 тысяч TEU.
Контейнерный рынок России включает в себя внешнеторговый и транзитный контейнерооборот портов РФ, внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на сети РЖД, внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД и каботажные перевозки.
В начале осени 2021 года в портах Приморья возникли сложности с контейнерной логистикой. В результате роста потока увеличилось время обработки контейнеров на всех этапах логистической цепочки: не хватало мест на контейнеровозах, суда простаивали в очереди на рейде в ожидании разгрузки в порту, кроме того, возросло время ожидания подвижного состава для доставки контейнеров в центр РФ.