Кино для гурманов показывает во Владивостоке Дмитрий Рыкунов. С ним встретился корр. РИА PrimaMedia.
СПРАВКАДмитрий Рыкунов – историк, старший научный сотрудник музея им. Арсеньева, основатель и координатор уникального проекта "Синематека". За два с половиной года действия проекта зрителям показано более 50 фильмов эпохи немого кино. Каждый показ предваряется увлекательным рассказом об истории режиссере и актерах, сопровождается живой фортепианной музыкой в исполнении настоящего тапера. В фильмофонде "Синематики" - около 800 фильмов продолжительностью от полутора минут до почти четырех часов - из России, Франции, Германии, Китая, Японии, Испании и других стран.
Дмитрий Рыкунов также ведет учебные курсы "История кино" в ДВГУ и МГУ им. Невельского, "История Отечества" в ДВГТУ.
"Кино для гурманов"
- Дмитрий, не во всяком городе вот так запросто можно попасть на сеанс немого кино. Причем в зал, где полностью воссоздана атмосфера той эпохи.
- К счастью, в России немало людей, которые любят немое кино, интересуются этим периодом и так же пытаются воссоздать атмосферу начала 20 века. А во Владивостоке так удачно получилось, что все это происходит в музейно-выставочном центре, в здании, которое соответствует тому периоду: пристройка построена в 1909 году - в год, когда в городе открылось сразу 5 иллюзионов. Помещение мы в силу возможностей оборудовали так, чтобы оно выглядело, как залы первых иллюзионов: "венские стулья", старинное пианино. Обязательный участник показа - тапер. Мы очень рады, что с нами работает талантливый пианист, заслуженный артист России Леонид Петрович Букин. Это выдающийся мастер, он оживляет и подчас "спасает" фильм. И иногда даже приятно просто слушать музыку, абстрагировавшись от картинки на экране.
Тапер Леонид Букин - заслуженный артист России. Фото: Автор: РИА ПримаМедиа
- Жаль, что профессия тапера теперь совсем забыта!
- Сегодня некоторые современные группы берутся озвучивать старые фильмы. Но я считаю, что это не дело, потому что не соответствует исторической действительности. Таперами были сначала только пианисты, потом инструментальные трио, а потом уже оркестры. Эта же схема работала и во Владивостоке.
Ведь кино здесь смотрят давно! По Светланской чуть ли не через дом стоят здания, так или иначе связанные с кинематографом. И так же важно, что фильмы, которые мы демонстрируем – это фильмы, которые люди здесь смотрели 100 лет назад!
- Ваша аудитория – это "киногурманы"? Немое кино сегодня вряд ли может быть "массовым"!
- Есть постоянные зрители. Некоторые из них за время действия проекта всерьез увлеклись и стали настоящими фанатами этого дела - как мои друзья и помощники Катя Гнитина и Иван Калита. Но ожидать того, что все бросятся смотреть немое кино – это нереально. Будет уже хорошо, если "что-то кого-то зацепит". Если кто-то увидит, что немое кино – это не только Чарли Чаплин, а масса людей, зачастую забытых, но по таланту нисколько не уступающих Чаплину.
- А что было для вас такой зацепкой?
- Фильм режиссера Титова "Здравствуйте, я ваша тетя". Там есть момент, когда герой Калягина забегает в Иллюзион, а в это время идет на экране подборка фильмов немого кино. Меня поразили и заворожили трюки: на быстрой скорости герой Бастера Китена на мотоцикле проскакивает перед самым "носом" паровоза. Гарольд Ллойд лезет на небоскреб, цепляется за часы, они начинают падать… В общем, увидел и "загорелся": вот бы посмотреть, где бы достать! И, слава богу, наступили времена, когда это все можно найти и показать. И самое интересное, что эти фильмы не надоедают!
Благородная задача
Дмитрий Рыкунов: современные фильмы проигрывают немому кино. Фото: Автор: РИА ПримаМедиа
- Практически все - комедии, фантастика, драма... Когда я стал заниматься историей немого кино и людей, которые его делали, потрясла их самоотверженность и отношение к искусству. На первом плане - творчество, любовь к кино, неудивительно, что большая часть их не стала миллионерами. Кто-то был забыт, а другие, как Жорж Мильес, умер вообще в безвестности в доме престарелых.
- Напомнить о них – благородная задача!
- Тем более что есть повод – Мильесу в следующем году исполняется 150 лет со дня рождения. И это важно. Потому что с таких людей кино начиналось: рождались жанры, кинотеатры, и с этим связана масса интересных историй, в том числе и во Владивостоке.
- Эти истории вы и рассказываете перед сеансом, наряду с историей создания фильма?
- Да, ведь показывать кино без рассказа о режиссере и актерах бессмысленно. Те же Гарольд Ллойд и Бастер Китон не использовали дублеров и делали все сами. Гарольд Ллойд лишился большого и указательного пальцев при взрыве бутафорной бомбы, ему сделали специальную перчатку и он с удвоенной силой начал работать. Бастер Китен при съемках тонул и при этом кричал кинооператору: "Снимай!", прекрасно осознавая, чем это может закончиться.
Эти люди пережили очень многое, прежде чем достигли славы. И не сказать об этом – несправедливо. Вот Жорж Мильес – человек, который делал все сам: придумывал, снимал, снимался, делал декорации, билеты продавал, сам продвигал свои фильмы. И все это гениально!
сеанс немого кино. Фото: Автор: РИА ПримаМедиа
- Вы наверняка подсознательно сравниваете современное кино с фильмами той эпохи. Для вас современный кинематограф проигрывает немому кино?
- Комедии – однозначно! В остроумии – все нынешние комики типа Эдди Мерфи и Джима Керри проигрывают Чарли Чаплину, Оливеру Харди, Стэну Лоурэлу. А фокусник Мильес! Это первый маг кино. Как делать комбинированные съемки – никто до него не знал. С него начались эти технологии.
- Какое кино вы покажете в ближайшую пятницу?
- Это будет фильм знаменитого французского кинорежиссера Рене Клера "Соломенная шляпка" (1927 г.). Как всегда начало сеанса – в 18.30!
Это интересно: Из более чем 2000 игровых фильмов, снятых в дореволюционной России, к настоящему времени сохранилось только 370. Остальные пленки утрачены в бурные годы революции и гражданской войны или уничтожены позже по "идеологическим соображениям".