10 декабря. Дальний Восток 10 декабря "Этот день в истории".
Василий Дончук родился в Киеве, в семье столяра. Его отец скончался в 1921 г., оставив вдову с тремя детьми. Василий с сестрой и братом попрошайничали и некоторое время провели в детском доме. По окончании школы ФЗУ, где получил профессию токаря по металлу, он поступил на Сталинградский тракторный завод, где проработал два года. В 1932 г. окончил Ейское авиационное училище, после чего служил в Московском военном округе, поднявшись в должности до начальника лётной части. В Москве женился и с женой Ларисой отправился на Дальний Восток, перейдя в гражданскую авиацию. С 1935 г. работал начальником лётной части и лётчиком-инструктором в аэроклубе Хабаровска, с 1936 г. — на Камчатке в качестве пилота Акционерного Камчатского общества. занимаясь разведкой местности и доставкой грузов в труднодоступные районы.
С 1937 г. на службе в РККА. В 1938 г. принял участие боевых действиях на озере Хасан, совершив разведывательный полет на самолёте МП-1 бис. За этот вылет Дончук был премирован, купив на полученные деньги мотоцикл. В конце 1938 г. он был переведён из пилотов в наземный отряд техобслуживания, а 30 декабря арестован. 31 июля 1939 г. осуждён по ст. 58-1а-10-11 УК РСФСР, но после этого дело было внезапно закрыто, а Дончук освобождён из-под стражи.
В 1939 — 1941 гг. возглавлял авиаотряд при управлении лагерями на строительстве БАМа. Весной 1941 г. направлен в Воркуту командиром отдельного авиаотряда специальной авиационной группы. Отряд Дончука совершал полеты над побережьем Северного Ледовитого океана по доставке грузов и ледовой разведке, а также участвовал в спасательных операциях.
После начала Великой Отечественной войны Дончук попросил перевести его во фронтовую авиацию. С ноября 1941 г. — на фронте, пилот Северной особой авиационной группы Гражданского воздушного флота. На самолёте П-5 осуществлял вылеты за линию фронта, доставлял боеприпасы партизанам, вывозил раненых и военные донесения, а также обеспечивал доставку в тыл противника разведывательных и диверсионных групп. К маю 1942 г. совершил 94 боевых вылета и был награждён орденом Красной Звезды с присвоением звания капитана, после чего назначен командиром 1-го авиаотряда Карело-Финской особой авиагруппы.
Василий Дончук. Фото: из открытых источников
21 сентября 1942 г. Дончук участвовал в бомбардировке финского города Оулу и высадил в его окрестностях десант. В январе 1943 г. за 190 боевых вылетов, включая 29 ночных в глубокий тыл противника, был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Однако Дончук мечтал о боевой авиации. Он прошел подготовку, как пилот бомбардировщиков Douglas A-20 "Бостон" и в ноябре 1943 г. назначен командиром эскадрильи 114-го Краснознаменного гвардейского ближнебомбардировочного полка 7-й воздушной армии Карельского фронта. Участвовал в бомбардировках войск и стратегических объектов, прославившись умением находить замаскированные вражеские взлётно-посадочные полосы. С мая 1944 г. — командир 108-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи, которую принял после больших потерь, когда в ней оставались лишь три экипажа. Дончук сумел восстановить эскадрилью, смешивая экипажи так, чтобы опытные пилоты летали с начинающими штурманами и наоборот. Воздушная разведка, осуществляемая Дончуком и его эскадрильей, позволила 7-й воздушной армии уничтожить и вывести из строя более 150 самолётов на вражеских аэродромах. На самые трудные задания в дни Свирско-Петрозаводской операции командир эскадрильи вылетал лично. В июле 1944 г. Дончук был награждён вторым орденом Красного Знамени и получил звание гвардии майора.
21 октября 1944 г. Дончук взял на себя выполнение разведывательного полёта в район Киркенеса (Северная Норвегия), где шли тяжёлые бои. Экипаж несколько раз выходил на связь, сообщая о передвижениях и скоплениях войск противника у Киркенеса, но последние сообщения были связаны с повреждением правого мотора и атакой немецких истребителей. После этого связь прервалась. На базу экипаж не вернулся. В 2014 г. в печати со ссылкой на норвежского историка Михаэля Стокке появилась информация об окончании этого вылета. 21 октября 1944 г. жители коммуны Нессебю в Норвегии наблюдали, как горящий советский самолёт упал в воды близлежащего фьорда неподалёку от берега.
К моменту гибели Василий Дончук совершил 270 вылетов на дальнюю разведку, выброску десанта и бомбардировку аэродромов, железнодорожных станций и промышленных объектов. Совершил 5 посадок в тылу врага. Общий налет составил 5 тыс. часов на 14 разных моделях самолетов. 2 ноября 1944 г. Василию Ивановичу Дончуку посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Степан Валентеев родился в с. Бородиновка, ныне Варненского района Челябинской области, в семье рабочего. Учился в педагогическом техникуме в Николаеве. В 1936 — 1938 гг. проходил службу в РККА, участвовал в боях на озере Хасан. Демобилизовавшись, проживал в г. Зима Иркутской области, где работал на лесозаводе. С октября 1941 г. — на фронтах Великой Отечественной войны. Стрелок 363-го стрелкового полка (114-я стрелковая дивизия, 7-я армия, Карельский фронт) ефрейтор Валентеев отличился 21 июня 1944 г. в боях при форсировании р. Свирь (Ленинградская область). В составе группы захвата, одним из первых достигнув берега, преодолел минное поле, проволочное заграждение и забросал гранатами вражеский дзот. Ворвался в первую траншею противника и автоматным огнём уничтожил 5 вражеских солдат и офицеров. Действия Валентеева способствовали успешной переправе роты и созданию плацдарма на северном берегу р Свирь. 21 июля 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 г. окончил курсы младших лейтенантов, после чего командовал миномётным взводом 37-го гвардейского стрелкового корпуса. В 1946 г. уволен в запас. Проживал в г. Партизанске Приморского края, затем в г. Холмске Сахалинской области. Скончался в 1978 году.
Поначалу Корякский национальный округ представлял собой отдельную административную единицу с центром в с. Каменское. В 1934 г. ВЦИК постановил включить Корякский национальный округа в состав Камчатской области. В 1977 г. переименован в Корякский автономный округ. С 1993 по 2007 гг. Корякский автономный округ являлся самостоятельным субъектом РФ.
В 2007 г. Камчатская область и Корякский автономный округ были объединены в единый субъект РФ — Камчатский край, а в составе Камчатского края создано административно-территориальное образование с особым статусом — Корякский округ.