23 декабря 2022. Губернатор Приморья пытается выжать максимум преференций из отличных отношений с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Запустить прямой авиарейс из Владивостока пока не получается, а вот нарастить поставки продуктов, строительной и коммунальной техники, бытовой техники — вполне. Приморские рыбопромышленники и стивидоры на фоне сокращения экспортных поставок просят полпреда Юрия Трутнева поддержать перевозку рыбопродукцию автотранспортом с Дальнего Востока в западные регионы, освободив перевозчиков от платы по системе "Платон" и предоставив им топливные льготы. Тем временем на Сахалине вовсю идёт процесс создания конкурента портам Приморья. Реконструируемый порт Корсаков будет включен в план развития Северного морского пути на период до 2035 года.
Новые экономические реалии перекраивают экономику Приморского края, которая с подачи губернатора всеми силами ищет возможность нарастить внешнеторговую деятельность с Белоруссией. Ранее президент дружественной не на словах, а на деле страны Александр Лукашенко заявил, что белорусские производители должны развивать собственную товаропроводящую сеть за рубежом и самостоятельные поставки продукции на экспорт, в том числе в Россию, а то дилеры очень серьезно наживаются на белорусских товарах.
Лукашенко считает, что белорусские производители сегодня недостаточно активны в развитии экспортных поставок. "Вы почему-то раскачиваетесь. Думаете, что будет и дальше так. Момент истины сейчас. Рынки — вези куда хочешь, только дай. И не только в России. Китай готов потребить сколько угодно продукции", — заявил Лукашенко. "Президент требует, чтобы предприятия развивали свои торговые сети и самостоятельно занимались продажами, а не просто стремились поскорее выпихнуть продукцию за свои ворота", — сообщила пресс-служба главы Белоруссии.
Товарооборот Белоруссии и Приморского края РФ в 2020 году составлял $17,3 млн, в 2021 году — уже $32,7 млн. В 2022 году объемы взаимной торговли также демонстрируют положительную динамику: за 9 месяцев товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос практически в два раза (для сравнения внешнеторговый оборот Приморья с Китаем оценивается в $5 млрд).
Из Белоруссии в Приморье поставляют продукты (сеть "Белорусский фермер"), автодорожную и коммунальную технику (продукция холдинга "Автодор" пополнит парк "Примавтодора"), реализуется совместная программа реконструкции лифтового хозяйства.
"У нас начинает работать совместное предприятие между Уссурийским авторемонтным предприятием и Минским электротехническим заводом по сборке трансформаторов. Сейчас начинает строиться демонстрационно-выставочная сервисная площадка под реализацию белорусской техники, чтобы это было удобно приморским производителям. Мы работаем активно по поставкам семенного картофеля", — рассказал глава Приморья Олег Кожемяко в ходе визита в Белоруссию в конце ноября, где по традиции встретился с Александром Лукашенко.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко и президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече в Минске (ноябрь 2022 года). Фото: правительство Приморского края
Также Приморье заинтересовано в поставках электробусов. "Они нужны для Владивостока, есть такой заказ, который мы будем здесь осуществлять и делать так, чтобы они были поставлены в 2023 году", — цитирует главу Приморья госагентство БелТА (16+).
Приморские предприниматели выходят на заключение прямых договоров с "Савушкиным продуктом" (лидер молочной отрасли Белоруссии) и Брестским мясокомбинатом. Один из крупнейших белорусских молочных холдингов "Могилевская молочная компания "Бабушкина крынка" уже два года работает с партнером во Владивостоке — ООО "Стандарт". В этом году в Приморье было поставлено продукции на $1,5 млн.
Что может предложить Приморье со своей стороны — поставки рыбы и морепродуктов, сотрудничество в лесопереработке и, конечно, удобную логистику через местные порты в Китай и другие дружественные страны АТР.
Мы видим — акценты смещаются на Восток, в наши порты идет очень много продукции для машиностроения белорусского, обратным ходом идет продукция на Китай через наши порты. Поэтому и здесь перспективы сотрудничества весьма и весьма большие, и с каждым годом они расширяются",
— сказал губернатор Приморья Олег Кожемяко.
"Амкодор" через свою дальневосточную структуру уже принимает участие в инвестпроекте ООО сельскохозяйственный комплекс "Скиф" по созданию элеваторного комплекса в Уссурийском городском округе, обеспечивая комплектацию и инжиниринговую проработку строительства (стоимость этой части проекта — более 200 млн рублей).
Компания "Сельскохозяйственный комплекс "Скиф" создано в 2014 году в селе Покровка Октябрьского района Приморского края. Отрасль — выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Согласно ЕГРЮЛ, учредителями ООО на паритетных началах являются два физлица, в том числе ее гендиректор Андрей Делех. Выручка компании за 2021 год — 427,5 млн рублей, чистая прибыль — 297,9 млн рублей.
Минск также планирует увеличить численность белорусских строителей на возведении культурно-выставочного центра во Владивостоке.
"Белорусские строители участвуют в возведении одного из самых знаковых объектов на территории России. Олег Николаевич (Кожемяко — прим. ТАСС) выразил удовлетворенность качеством и сроками работы белорусских подрядчиков, поэтому выдвинул инициативу увеличения числа белорусских строителей. Эта тема будет взята в проработку", — сказал премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, с которым также плодотворно пообщался Олег Кожемяко.
Решение об участии белорусских строителей в федеральных стройках в Приморье было одобрено президентом Белоруссии Лукашенко во время визита губернатора Кожемяко весной 2021 года.
Увы, но пока нет предпосылок для запуска прямых регулярных или чартерных авиарейсов в Белоруссию с Дальнего Востока, на что надеются губернаторы Приморского и Хабаровского краев.
На данный момент есть одно послабление — авиакомпании РФ и Белоруссии смогут выполнять пассажирские рейсы между двумя странами по схеме "треугольник", что означает возможность авиакомпании одной страны совершать рейсы не только в другую страну, но и внутри нее. К примеру, авиакомпания "Белавиа" сможет летать как по маршруту Минск-Москва, так и Минск — Москва — Самара — Минск. В текущем зимнем сезоне I (действует с ноября по апрель) авиакомпании двух стран будут придерживаться договоренностей о 63 рейсах в неделю. Сейчас прямые рейсы между Москвой и Минском выполняют "Аэрофлот", его "дочка" "Победа" и "Белавиа".
Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) обратилась к полпреду президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Трутневу с просьбой поддержать предприятия, доставляющие рыбную продукцию автотранспортом в европейскую часть страны.
Авторы письма просят "инициировать вопрос об освобождении автотранспортных организаций, осуществляющих доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в российские регионы, от платы по системе "Платон", а также инициировать введение топливных субсидий на перевозку рыбопродукции с Дальнего Востока в российские регионы по аналогии с субсидиями на железнодорожные перевозки и перевозки по Северному морскому пути".
АРПП создана в 1994 году. На данный момент объединяет порядка 30 рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Приморского края, Владивостокский морской рыбный порт, Диомидовский рыбный порт.
По данным АРПП, в последнее время альтернативой железнодорожным перевозкам является перевозка рыбопродукции автомобильным транспортом, перевозки автотранспортом почти в четыре раза превышают железнодорожные перевозки.
Рыбохозяйственные предприятия и организации выбирают автоперевозки из-за быстрых сроков, мобильности, сборности груза и доставки с берега моря до склада.
"По информации ООО "Торговая компания Нерей", входящей в состав АРПП, и являющейся одним из крупнейших дистрибьюторов дальневосточной рыбы, в настоящее время в структуре расходов по отношению к выручке при перевозке рыбопродукции автомобильным транспортом в российские регионы оплата за пользование системой "Платон" составляет 5,5%. С учетом тарифов, месячные расходы предприятия на оплату системы "Платон" выглядят чрезвычайно завышенными и несоразмерными в сравнении с другими затратами, в денежном выражении это более 1,5 млн рублей ежемесячно", — говорится в обращении.
"Платон" — система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн за проезд по федеральным дорогам РФ, которая должна компенсировать вред, причиняемый ими этим трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 года, ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 рублей за километр, увеличившись на 20 копеек с 1 февраля 2022 года. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд.
По данным Счётной палаты РФ, доходы федерального бюджета от сбора платы в "Платоне" за прошлый год составили 34,7 млрд рублей, от штрафов — почти 3 млрд рублей.
В АРПП отмечают, что при осуществлении автомобильных грузоперевозок рыбопродукции с Дальнего Востока в европейскую часть страны 43,8% себестоимости грузоперевозок составляют затраты на оплату дизельного топлива.
В настоящее время субсидируются только перевозки железнодорожным транспортом потрошеного минтая без головы — из расчета 6 рублей на килограмм доставляемой продукции. Сама мера была введена в июле 2021 года из-за дефицита холодильных мощностей в Приморье на фоне введения коронавирусных ограничений главным импортером дальневосточной рыбы — Китаем.
"Российские железные дороги" (РЖД) в январе-ноябре 2022 года отправили со станций Приморского края 681,1 тысячи тонн рыбопродукции и морепродуктов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. "Это уже превышает объёмы перевозок тихоокеанских морепродуктов 2021 года, когда был отмечен рекордный показатель за всё время работы РЖД", — отмечается в сообщении "Дальневосточной железной дороги" (ДВЖД).
Основной объем рыбной продукции в ноябре отгружен в адрес грузополучателей Московской области (24,2 тыс. тонн), Урала (19,8 тыс. тонн) и Сибири (18,5 тыс. тонн). Экспортные отправки рыбы с железнодорожных станций Приморья в ноябре 2022 года составили 11,4 тысяч тонн, в том числе в Китай — 10,5 тысяч тонн. В целом за 11 месяцев 2022 года на экспорт отправлено 149,3 тыс. тонн.
Холодильные мощности Приморья сейчас составляют около 150 тысяч тонн единовременного хранения. В этом году Владивостокский морской рыбный порт запустил холодильник на 7 тысяч тонн единовременного хранения, группа компаний "Доброфлот" — на 15 тысяч тонн в Большом Камне.
Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минтрансу РФ выделить дополнительные средства на реконструкцию морского порта Корсаков на Сахалине, а также перенести на более ранний срок мероприятия по его развитию.
Корсаковский морской торговый порт является крупнейшим портом Сахалина — принимает до 80% грузов. АО "Корсаковский морской торговый порт" владеет в порту 6 причалами.
"На транспортном совещании был поднят вопрос модернизации морского порта Корсаков, в том числе его включение в план развития Северного морского пути на период до 2035 года. На совещании удалось достичь договоренности о дополнительном федеральном финансировании на реконструкцию морской гавани. Минтранс России в 2023 году планирует выделить на эти цели 1 млрд рублей", — сообщила пресс-служба полпреда.
Также Трутнев поручил Главгосэкспертизе провести экспертизу проектной документации на объекты гидротехнических сооружений без подтверждения финансирования, что позволит быстрее приступить к работам. Кроме того, вице-премьер дал поручение Минфину, Минтрансу и Минстрою РФ рассмотреть вопрос о переносе сроков мероприятий по развитию порта Корсаков с 2026-2028 годов на 2023-2025 годы.
Ранее сообщалось, что реконструкция морского порта Корсаков обойдется примерно в 15 млрд рублей. Цель развития порта — появления бизнеса в сфере хранения и переработки рыбы. В целом проект был презентован как "многофункциональный глубоководный хаб с волнозащитными сооружениями полного профиля и контейнерным терминалом". Начало строительных работ планировалось на 2023 год.
"Газпром" продолжает реализацию проекта Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ, Амурская область). Новое предприятие должно стать мировым лидером по производству гелия, который планируется поставлять на экспорт через Приморье.
"Завод возводится в круглосуточном режиме, сейчас на строительной площадке завода работает более 20 тысяч строителей. Прогресс реализации проекта строительства Амурского ГПЗ на сегодняшний день превышает 87,5%", сообщили РИА PrimaMedia в пресс-службе предприятия.
Инвестором, заказчиком, а также эксплуатирующей организацией Амурского ГПЗ является ООО "Газпром переработка Благовещенск" (входит в Группу "Газпром"). Генеральный подрядчик проекта строительства — АО "НИПИГАЗ".
На протяжении всего 2022 года велось строительство основных объектов Амурского ГПЗ, монтаж и наладка оборудования. На первых трех линиях пусконаладочные работы вошли в финальную фазу, ведется подготовка к приему сырьевого газа. К концу 2022 года завершено возведение второй по счету установки очистки, сжижения и затаривания гелия, способной обеспечивать высочайшую степень очистки в 99,9995%. Ее производительность составляет 20 млн кубометров сжиженного гелия в год. На этой установке также завершаются пусконаладочные работы, проверка и испытания всех узлов и агрегатов.
В 2022 году достроено и введено в эксплуатацию семиэтажное здание заводоуправления, площадью 7 тысяч кв. м, рассчитанное на 285 человек административного и производственного персонала Амурского ГПЗ.
На сегодняшний день на строительной площадке Амурского ГПЗ смонтировано 150 тысяч тонн металлоконструкций (87% от общего объема) и 309 единиц крупнотоннажного оборудования (92% от общего объема). Уложено 504 тыс. тонн бетона (93% от общего объема), смонтировано и проложено свыше 11 тысяч км электрокабелей, а также кабелей управления и КИП (72% от общего объема). Смонтировано 1104 км надземных трубопроводов (67% от общего объема), проложено 125 км подземных трубопроводов (88% от общего объема). Огнезащитой покрыто свыше 650 тысяч кв. м поверхности конструкций и оборудования (92% от общего объема).
На завод уже поступила шестая пара газоперекачивающих агрегатов ГПА-32 "Ладога", произведены в Санкт-Петербурге на Невском заводе. В ближайшее время их смонтируют на шестой технологической линии предприятия. Здесь в круглосуточном режиме строятся площадки и ангары для размещения оборудования, под которое уже завершено бетонирование фундаментов.
ГПА-32 "Ладога" — самые мощные отечественные агрегаты — являются ключевым оборудованием дожимных компрессорных станций (ДКС) Амурского ГПЗ. ДКС предназначены для компримирования товарного газа перед подачей в газопровод. ГПА-32 "Ладога" отличают высокие мощность и КПД, надежность работы в природно-климатических условиях Дальнего Востока, в том числе при низких температурах и сейсмичности до 8 баллов.
Амурский ГПЗ. Фото: пресс-служба Амурского ГПЗ
Поэтапный пуск шести линий Амурского ГПЗ, каждая из которых способна переработать 7 млрд кубических метров сырьевого газа, синхронизирован с развитием добычных мощностей "Газпрома" в Якутии и Иркутской области. Амурский ГПЗ станет одним из крупнейших в мире предприятий по переработке природного газа мощностью 42 млрд кубометров газа в год. При полной загрузке здесь ежегодно будет выпускаться 38 млрд кубометров товарного метана, 2,4 млн тонн этана, 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ), 200 тысяч тонн пентан-гексановой фракции и 60 млн кубометров гелия.
Вместе с заводом растет и совершенствуется социальная инфраструктура. Для сотрудников Амурского ГПЗ строится жилой микрорайон на 5 тысяч человек. Его проект предусматривает собственное, автономное от города коммунальное хозяйство, школу, детский сад, поликлинику, дворец культуры и спортивный комплекс. На сегодняшний день непосредственно в городе Свободном для сотрудников ООО "Газпром переработка Благовещенск" уже построено восемь домов на 602 квартиры.