21 декабря 2022. 15 сентября 1992 года компания "ВымпелКом" (бренд билайн) начал работу в Москве, став одним из первопроходцев сотовой связи в России. Спустя тридцать лет мы уже не можем представить свою жизнь без смартфона и скоростного интернета, а бизнес успешно решает задачи по развитию с помощью технологических решений, которые предлагает билайн, поступательно трансформировавшийся в глобального телеком-оператора.
О том, что удалось сделать в Приморье, почему абонентам не стоит беспокоиться за качество связи и мобильного интернета, а также уникальных услугах ИА PrimaMedia рассказал директор Приморского филиала билайна Андрей Сергиенко.
— Андрей Владимирович, почему билайн сегодня не просто оператор связи?
— Чтобы успешно развивать сотовую связь в 90-х, нужно было иметь хорошее бизнес-предчувствие. Создатели билайна, а год назад наше название стали писать именно так, смогли превратить компанию в одного из лидеров отрасли, а Дальний Восток получил мощную базу для своего развития.
Первые десять лет создания рынка — это естественный бурный рост. Экспансия в регионы, привлечение абонентов, предоставление новых услуг. Капитализация, растущая на порядок, даже не в разы. Прошли годы, и просто предоставлять возможность людям звонить и разговаривать, отправлять СМС, — этого уже стало недостаточно. Как и доступа к мобильному интернету. Сегодня клиенты, а это уже давно не только физические, но и юридические лица, В2В сегмент, хотят гораздо большего — качественных комплексных услуг с индивидуальным подходом.
Сегодня сказать, что мы — операторы сотовой связи — это серьезно нас обидеть. Мы — мультисервисная инженерная цифровая компания, готовая откликнуться на любой запрос клиента.
К примеру, в этом году в Приморье, где успешно работают крупные рыбодобывающие компании, мы начали представлять уникальную услугу — видеоаналитика. Наш сервис позволял компаниям отслеживать соблюдение правил использования СИЗ (средства индивидуальной защиты). Это жизненно необходимо для рыбаков, особенно в открытом море. Ношение касок, специальный жилетов, рукавиц, которые позволяют уберечь персонал от производственных травм.
Как на судне, которое уходит в море на 2-3 тысячи километров, проконтролировать соблюдение этих правил? Не вопрос, можно воспользоваться специальным сервисом билайн, который была разработан специально по запросу бизнеса. На добывающих судах одной из крупных компаний мы установили камеры с искусственным интеллектом, которые по определенным критериям определяют, использует ли работник СИЗ или нет. Если он выходит на палубу и начинает работать без спасательного жилета или каски — моментальный сигнал. И человек, который контролирует рабочий процесс, может запретить ему продолжать работу. Это имеет отношение к телекому? Уже да. Это один из примеров, как далеко мы продвинулись вперед.
Идем далее. Этой осенью билайн предоставил на рынке уникальную услугу — беспроводной энергомониторинг. В комплексе представлены беспроводные датчики PAN 10/12/14/42 и модем, который собирает все данные о потреблении электроэнергии каждые 10 секунд. Плюс мощное программное обеспечение, в котором все данные отражаются в онлайн-режиме в удобном формате.
Энергопотребление беспроводными датчиками можно измерять на разных уровнях: по участкам, линиям, цехам и даже конкретным единицам оборудования. Новая система уже успешно выполняет задачи на промышленных и производственных предприятиях, крупнейших сетях ресторанов быстрого питания, АЗС и в других отраслях с расходом электроэнергии от 100 тысяч кВт/ч.
Используя разработанные и внедренные нами решения бизнес получает постоянный мониторинг своей энергоэффективности, что позволяет ему оперативно реагировать на любое изменение ситуации.
— Чего ждать от 2023 года?
— По плану в феврале следующего года билайн бизнес (структурное подразделение ПАО "ВымпелКом") и ООО "Кей Поинт" (бренд Key Point) запустят центр обработки данных (ЦОД) в ТОР "Надеждинская" Приморского края. Это будет без преувеличения уникальный объект — единственный в ДФО ЦОД, отвечающий требованиям международного стандарта Tier III Uptime Institute (инфраструктура с возможностью параллельного ремонта или обслуживания без остановки работы — прим. ред.). Оборудование будет иметь пять уровней безопасности, фактически безотказное.
Центр хранения и обработки данных (ЦОД, англ. data center) — специализированный объект, предназначенный для размещения и эксплуатации ИТ-оборудования. Основная задача ЦОД — предоставление надежного пространства для хранения и обработки информационных данных.
Проект будет реализован по модульной технологии в две очереди общей емкостью 880 ИТ-стоек. При этом ВымпелКом выступает не только партнером-заказчиком проекта, но и станет одним из поставщиков телеком-услуг для клиентов ЦОД после завершения строительства трех независимых волоконно-оптических трасс. На данный момент одна трасса уже построена, вторую завершим до конца декабря. Третий ввод планируем ввести ближе к марту 2023 года.
— Что это даст клиенту?
— Tier III — это безупречное качество работы в области информационных данных, возможность получить необходимые мощности в кратчайшие сроки. Простой пример, у вас бурно развивается бизнес. Не важно какой, но требующий наличия технологических решений определённого уровня. Что происходит на практике. Вам даже закупать компьютерное оборудование для развития не потребуется. Все, что вам нужно сделать — позвонить в билайн и сказать "нашей компании нужны такие-то мощности". После консультации заключается договор, и уже через день ваш бизнес может работать на самом высоком технологическом уровне.
Вы также может получить гибкую систему управления этими мощностями. Для некоторых видов бизнеса бывают периоды сезонности, когда в определенный момент требуется много компьютерной мощности, а затем плановый спад. Нет проблем — составляется гибкий график с учётом пожеланий клиента.
Повторюсь, вам не нужно тратить деньги на покупку и содержание огромного парка компьютеров. Представляете, какое количество головных проблем для любого бизнеса мы решаем?
Назовите сегодня хоть один бизнес, который бы не зависел от развития компьютерной инфраструктуры. Вряд ли этот список будет длинным. Даже точку по продаже фруктов поставить — стоит организовать видеонаблюдение, чтобы не было краж. Терминал оплаты должен работать без сбоев. И желательно, чтобы пожарная сигнализация нормально функционировала. Для этих задача нужны те самые компьютерные мощности, которые билайн может в гибком формате обеспечить.
Наши крупнейшие клиенты уже ознакомились с будущим ЦОДом и все впечатлены его масштабом.
Несмотря на ситуацию с импортным оборудованием, это будет современный объект, который будет обеспечивать высочайшее качество услуг для наших клиентов. В любой момент можно будет туда приехать, посмотреть, получить консультацию, на месте оформить договор и очень быстро воспользоваться мощностями.
Мы живем в век эффективности и задача бизнеса, если он хочет сохранять передовые позиции, постоянно что-то улучшать. И вот мы — компания, которая позволяет бизнесу быть эффективным, производительным, конкурентоспособным, а значит, увеличивать количество рабочих мест.
— Как отражается на бизнесе нынешняя ситуация с санкционным давлением?
— На наших клиентах это точно не сказывается, все как получали качественную связь и комплексные решения, так и получают. Понятно, что мы очень технологически зависимая компания, понятно, что все технологии связи приходят из-за рубежа. И что мы видим в новых реалиях — наша независимость постепенно растет, пусть маленькими шажками, но это уже факт. За этот год нам пришлось самим разрабатывать оборудование, пока самое элементарное с точки зрения софта. Как только появляется даже маленькое окно возможностей, мы туда сразу заглядываем.
Мы стали переходить на российское ПО, сами его генерировать. Мы развиваем IT-направление — мы стали больше набирать программистов в компанию для того, чтобы не просто поддержать те процессы, которые есть, но и развить их.
— Ухода в онлайн продажи — действительно тренд?
— Если смотреть на российские маркетплейсы, то да, они демонстрируют стабильный рост. Мы в телекоме так же уходим в канал digital (цифровой маркетинг — прим. ред.). Это направление у нас растёт. И наша задача — заниматься просвещением. Мы подсказываем клиенту, что к нам в офис сегодня ходить совсем не обязательно, все услуги можно получить дистанционно.
С другой стороны, у каждой медали есть две стороны. И мы хотим, чтобы абоненты продолжали ходить к нам в офис, поэтому предлагаем целый комплекс услуг — например, оформить страховку или ОСАГО. У нас большой портфель продуктов, которые мы можем предоставить клиентам.
— Бытует мнение, что чем более удален регион от центра, тем хуже в нём качество связи и интернета.
— Абонент сегодня очень требовательный. Что говорят исследования? Если в течение трёх секунд загрузка файла не началась, абонент теряет к нему интерес и перестает смотреть. У билайна в Приморье таких историй на сети практически нет. Абонент нажал на окошко — заработало. Это следствие того, что мы сумели вовремя провести рефарминг. Это был самый масштабный в истории работы билайн в Приморье проект по улучшению производительности сети и ее скоростных характеристик. В течение года мы поэтапно расширяли частотный диапазон в сети 4G LTE, увеличив его в 3 раза — до 30 МГц, Поверьте, такой прокачанной сети билайн нет ни в одном другом регионе Дальнего Востока, мы вполне можем на равных конкурировать в уровне качества связи даже с Москвой. Порядка 1 млрд рублей было вложено в улучшения на сети за последние два года. Здесь и рефарминг, и новое покрытие, в том числе в удаленных населенных пунктах.
Рефарминг дал нам внушительный прирост в скоростях. Внутри компании мы теперь называем скорости 4G в Приморье "люксовыми". Для того, чтобы смотреть потоковое видео, вам достаточно 3,5 мегабита в секунду. Мы уже предлагаем среднюю скорость в 13,5 мегабит в секунду! В том числе поэтому в 2022 году наблюдаем рост трафика по сравнению с 2021 годом на 37%.
— ПАО "ВымпелКом" и четыре главы администраций (Приморский край, Чукотский автономный округ, республики Бурятия и Хакасия) подписали соглашения о сотрудничестве на Восточном экономическом форуме (ВЭФ, 12+) в сентябре этого года. Что будет реализовано на практике?
— Для Приморья актуальны технологии билайн по анализу больших данных с помощью искусственного интеллекта. Разработанные нами продукты помогут в развитии транспортной инфраструктуры региона, определении потоков и уровня миграции населения, разработке инновационных программ в сфере туризма, развитии телемедицины, "умного города". И мы видим интерес местных властей к внедрению новых технологий. Думаю, следующий год будет достаточно интересным в этом направлении.
— В конце ноября топ-менеджмент билайна во главе с генеральным директором Александром Торбаховым заключил соглашение о выкупе ПАО "ВымпелКома" у нидерландского телекоммуникационного холдинга Veon. Сделка ещё потребует разрешения регулирующих органов и кредиторов VEON.
— Как я к этому отношусь? Очень позитивно. Конечно, у меня высокая степень доверия менеджменту, и есть понимание того, что компания не изменит свой вектор.
— Тема борьбы с мошенниками не уходит с повестки дня. Недавно была озвучена инициатива билайна о создании в России единой "базы спамеров". Как это может помочь на практике?
— На сегодняшний день "черные спамеры" это реальная проблема. Представляют они из себя как правило, автоматизированные системы с минимальными издержками. Поэтому количество звонков растет и будет расти. Самое ужасное — как только вы один раз в день взяли трубку, отвечая на такой звонок, вы попадаете в число "активных абонентов", и значит ждите еще плюс 15 звонков за этот день с перерывом в один час. С этим, конечно, нужно бороться.
Сегодня у каждого оператора есть система искусственного интеллекта, которая определяет спамеров. И у каждого есть собственная база спамеров. Но это частные локальные базы. Если же мы объединяемся, у нечистоплотных людей просто не остается шанса. Это очень хорошая инициатива, которая разгружает абонентов от ненужных звонков и тем самым поднимает лояльность существующей клиентской базы. Я сейчас говорю не как человек, работающий в телекоме, а как абонент, который тоже получает звонки от имени "крупного банка" или неких "правоохранительных органов", которые якобы записывают мой разговор. Успешно противостоять агрессивной маркетинговой рекламе или мошенниками можно только общими усилиями.
Сергиенко Андрей Владимирович родился во Владивостоке. Закончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г. И. Невельского (теперь Морской государственный университет), факультет "Эксплуатация судовых энергетических установок". Второе образование — Тихоокеанский государственный экономический университет, "экономика управления на предприятии". В 1997 году начал работать в должности торгового представителя компании "Примтелефон". В 2006 году возглавил филиал МТС в Приморском крае. 2010-2020 — директор филиала МТС в Омской области. В 2021 году перешёл в компанию "ВымпелКом", возглавив Новосибирский филиал. С 1 января 2022 года — директор Приморского филиала "ВымпелКома" во Владивостоке. Женат, имеет дочь.