Минченко консалтинг: Губернаторы вошли в наиболее сложную эпоху политического управления

Коммуникационный холдинг Минченко консалтинг выпустил доклад Антикризисные стратегии глав российских регионов 2022
Олег Кожемяко
Фото: ИА PrimaMedia

27 декабря 2022. В условиях санкционного давления, социально-экономического кризиса и мобилизационных вызовов, губернаторы оказались в наиболее сложной эпохе политического управления, а одним из ключевых антикризисных инструментов региональных глав стала смена позиционирования. В том числе, губернатора Приморского края Олега Кожемяко. К такому выводу пришли эксперты коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг", выпустившего доклад "Антикризисные стратегии глав российских регионов 2022" (16+).

Начало СВО и введенные в связи с ней санкции Запада, а также частичная мобилизация 21 сентября 2022 г. переформатировали политический контекст регионального управления, считают авторы доклада. Первая "инерционная" фаза завершилась после ЕДГ-2022 — губернаторские выборы прошли по референдумному сценарию, а оппозиционные партии существенно снизили свою результативность (особенно КПРФ).

Введение военного положения в новоприсоединенных регионах, а также различных типов особого реагирования в федеральных округах привело к некоторому расширению полномочий губернаторов: они возглавили призывные комиссии, сформировали новые оперштабы по вопросам СВО и санкций, а также получили ряд дополнительных прав в рамках особых режимов повышенной готовности. С ростом полномочий повышается и ответственность губернаторов, что стимулирует их избегать провалов и вовремя адаптировать региональное управление к новым вызовам.

Среди таких вызовов авторы перечисляют крайне высокую неопределенность и волатильность социально-психологических настроений, нехватку ресурсов для формирования "бюджета развития", риск нарастания внутриэлитных противоречий и кризис урбанистики, которая в некоторой мере была драйвером позитивной повестки, особенно для недавно вступивших на пост врио глав регионов. Проекты благоустройства позволяли привлечь на свою сторону традиционно скептичный городской электорат.

Одним из ключевых антикризисных инструментов стала смена позиционирования глав регионов.

"Одна часть губернаторов скорее избегает политической составляющей повестки СВО и делает упор на повестку стабилизации экономики и социальное спокойствие, а другая часть, напротив, стремится нарастить собственную медийность и выделиться на фоне других губернаторов за счет активного продвижения нарративов спецоперации", — говорят эксперты.

Среди ярчайших примеров использования повестки СВО для перепозиционирования авторы доклада перечисляют главу Приморья Олега Кожемяко.

"Также отличился губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который один из первых посетил Донбасс и затем несколько раз приезжал в ДНР, принимал участие в различных инициативах, связанных со спецоперацией, в том числе демонстрируя в своих социальных сетях кадры в камуфляже и с автоматом в руках", — отмечается в докладе.

По мнению экспертов, активно поддерживающие СВО губернаторы получают возможность реконфигурации своего позиционирования, чтобы выйти за рамки имиджа "губернатора-технократа", который сосредоточен исключительно на функции оператора рутинных социально-экономических процессов.

Повестка СВО может быть интегрирована в новый имидж главы региона, стать основой "квази-идеологии" регионального управления, где борьба с последствиями санкций сопряжена с глобальными нарративами о переориентировании экономики на азиатское направление, внутреннее производство и импортозамещение. Более того, активное участие в повестке восстановления Донбасса, гуманитарных проектах, идеологии СВО может повысить медийность и вывести региональных глав в федеральную повестку.

Однако нельзя сказать, что такая стратегия позиционирования лишена рисков — может возникнуть дисбаланс между PR-составляющей и реальной работой по экономической стабилизации. Фокус-группы, по данным ВЦИОМ, уже фиксируют негативное отношение к чрезмерно вычурным шагам губернаторов, считают эксперты "Минченко консалтинг".

В условиях санкционного давления, социально-экономического кризиса и мобилизационных вызовов, губернаторы оказались в наиболее сложной эпохе политического управления. Региональные главы вынуждены действовать сразу в нескольких стрессовых контекстах. Это нехватка ресурсов, делегирования ответственности с федерального уровня на региональный, запрос на новое качество прямой коммуникации и необходимость ручного управления кризисными ситуациями.

Разные экономические возможности и личный бэкграунд самих региональных глав будут оказывать влияние на конфигурацию конкретных антикризисных инструментов.

Смотрите полную версию на сайте >>>