17 января. Дальний Восток 17 января. "Этот день в истории".
Первая Пастеровская станция появилась в Париже в 1885 г. после открытия Луи Пастером вакцины против бешенства. Вторая в мире станция открылась в России, в Одессе, третья — в Петербурге. Владивостокская станция стала десятой в России и первой на Дальнем Востоке. Находилась она в доме главного врача городской больницы доктора Тенчинского по ул. Суйфунской. Здание сохранилось до наших дней по адресу ул. Уборевича, 36.
Это происшествие, случившееся 17 января, — 7 марта 1960 г. потрясло весь мир. Во время шторма, в ночь с 17 на 18 января, в заливе острова Итуруп была сорвана со швартовки самоходная баржа Т-36. На борту баржи находились четверо военнослужащих: сержант Асхат Зиганшин и рядовые Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский, Иван Федотов и трёхдневный запас продуктов. Борьба со стихией продолжалась более 10 часов. Радиостанция вышла из строя, и Зиганшин посчитал необходимым выброситься на берег, но при первой попытке баржа столкнулась со скалой и получила пробоину. При следующей попытке закончилось топливо и двигатели заглохли. Штормовой ветер понёс потерявшую ход баржу в открытый океан. Пробоину экипаж залатал, прижав к ней доску с помощью домкрата.
Зиганшин, Крючковский, Поплавский и Федотов провели в неуправляемом дрейфе 49 дней. За период дрейфа баржа была отнесена от острова на расстояние свыше 1700 км. 7 марта дрейфующие были обнаружены и спасены экипажем американского авианосца "Кирсардж", направлявшегося в Сан-Франциско. Спасённым предложили бульон, белый хлеб и кофе. Американцев поразило, что солдаты в таком состоянии сохранили человеческий облик и самодисциплину — когда им предложили еду, они не набросились на неё, а спокойно передавали тарелку товарищам. Все четверо ели понемногу, понимая, что от большей порции могут умереть. После еды их отвели в душевую, где Зиганшин потерял сознание и очнулся в лазарете.
Поплавский и Зиганшин на борту авианосца "Кирсадж". Фото: Общественное достояние
Информацию о спасении передали в штаб-квартиру флота в Перл-Харборе и в советское посольство в Вашингтоне, но в Москве поначалу не знали, как на нее реагировать. 9 марта новость попала в американские газеты. В СССР первая публикация появилась 12 марта в газете "Известия". 15 марта спасённых доставили в Сан-Франциско, где их встретил представитель советского посольства в США Анатолий Кардашев и около 50 журналистов, включая трёх советских. 18 марта они были отправлены самолётом в Нью-Йорк, где они несколько дней отдыхали под присмотром врача посольства А. Н. Озеровой.
По настоянию Озеровой, запретившей им межконтинентальный перелёт, солдаты были отправлены в Европу на трансатлантическом лайнере "Куин Мэри". 28 марта 1960 г. они прибыли во французский порт Шербур и затем выехали в Париж. 29 марта на самолёте "Ту-104" участники дрейфа прибыли в Москву, где им была устроена торжественная встреча. Все четверо были награждены орденами Красной Звезды, а министр обороны СССР Родион Малиновский вручил им штурманские часы, "чтобы они никогда не теряли курса". В июне 1960 г. Зиганшин, Поплавский, Крючковский и Федотов посетили Владивосток, где им устроили торжественную встречу в штабе ТОФ. 2 июля 1960 г. они участвовали в празднествах, посвященных 100-летию со дня основания Владивостока.
Зиганшин, Поплавский, Федотов и Крючковский на 100-летие Вадивостока. Фото: Общественное достояние