20 января 2023. Автоконцерн Toyota первым из зарубежных производителей возобновил прямые поставки запчастей в Россию. На данный момент ввозятся детали, не подпадающие под санкции. При этом, российская дочка "Тойота Мотор" (официальный поставщик продукции в РФ) разрешила своим дилерам параллельный импорт запчастей, на которые распространяются ограничения, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на "Известия" (16+).
В марте 2022 года "Тойота Мотор" притормозила работу в России. Это произошло из-за торговых ограничений, которые ввели западные страны, и серьезных логистических проблем, сказано в письме компании партнерам, которое она представила суду в середине декабря.
В суд пошли "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) и Роспотребнадзор: общественники и чиновники потребовали соблюдать права потребителей и возобновить поставки запчастей.
В 2021 году Toyota реализовала почти 10,5 млн автомобилей, что стало самым большим показателем в мире. При этом производство новых машин по сравнению с 2020 годом выросло на 9,4%.
В суде "Тойота Мотор" подтвердила, что начала самостоятельный импорт деталей, и предоставила таможенные декларации в качестве доказательств.
"Поставки некоторых деталей возобновлены в тестовом режиме для проведения гарантийных ремонтов и отзывных кампаний (производитель отзывает у автовладельцев продукцию для устранения дефектов). Наименование деталей и их количество меняются в зависимости от ситуации с каждой конкретной поставкой. Ключевым препятствием для возобновления полноценных поставок является серьезное нарушение логистических цепочек поставок", — сказали "Известиям" в пресс-службе "Тойота Мотор".
В Минпромторге изданию уточнили, что планов по исключению бренда из списка параллельного импорта нет.
"Действия компании фактически подтверждают, что у дочерних компаний иностранных автоконцернов есть объективные возможности обеспечить права потребителей: с помощью прямых поставок и через параллельный импорт, — добавил председатель ОПИ Олег Павлов. — Все действия и заявления других автопроизводителей, ссылающихся на мифические трудности, — среди них санкции, изменение цепочек поставок — это сознательное нарушение прав граждан и попытка уйти от ответственности".
Российский автозавод японского автоконцерна Toyota — ООО "Тойота Мотор" (Санкт-Петербург) — завершил процедуру увольнения сотрудников в январе 2023 года. ООО полностью прекратило производство автомобилей, но обязалось сохранить послепродажное обслуживание машин Toyota и Lexus, а также поддержку дилерской сети.
Сейчас финансово-экономическая ситуация по всему миру улучшилась по сравнению с весной 2022 года, считает независимый эксперт автомобильного рынка Владимир Беспалов. В начале года на рынках была большая неопределенность, ее связывали не только с логистическими проблемами, но и с геополитическими, уже не говоря о колебании валют. К настоящему моменту многие вопросы удалось снять.
"Большая часть комплектующих санкциями не запрещены, ввозить детали в страну можно, тем более что в конце года внешняя торговля во многих отраслях экономики возобновилась. Поэтому можно предположить, что компании просто понадобилось время, чтобы осмотреться и проанализировать ситуацию, а также принять решение — как можно возобновить поставки в новых условиях", — считает эксперт.