30 января 2023. Санкции и серьезные сдвиги в логистике не помешали долгожданному приходу в Приморский край крупного федерального ритейлера. Вместо сети Metro, отказавшейся от ранее озвученных планов ещё в 2015 году, покорение Дальнего Востока начинает Х5 Group, делающая ставку на придомовые магазины "Пятёрочка".
При этом федералы не планируют выкупать большие магазины местных сетей "Самбери" и "Реми", но присматриваются к сети минимаркетов "Квартет вкусов", являющейся не совсем удачным плодом экспериментов внутри группы компаний DNS.
В Приморье отмечено очередное обострение на "угольном фронте" — если крупные стивидоры, сумели модернизировать процесс перевалки, вложив значительные средства на закупку новой техники, то отсталые игроки в порту Находка продолжают "пылить" по всему фронту, рискуя лишиться своих активов. Подробности — в обзоре ИА PrimaMedia.
X5 Group, управляющая торговыми сетями "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Чижик", на этой неделе озвучила планы по заходу на Дальний Восток (решение было принято ещё в начале сентября 2022 года). В течение 2023 года один из крупнейших ритейлеров страны планирует открыть в округе около 150 магазинов придомового формата, в том числе 60 на территории Приморского края. Уже в марте-апреле начнут работу порядка 40 торговых точек во Владивостоке и Хабаровске, в основном, под брендом "Пятёрочка". На данный момент самой восточной точкой присутствия "Пятёрочки" является Иркутск.
X5 Group управляет магазинами "у дома" "Пятёрочка", супермаркетами "Перекресток", гипермаркетами "Карусель" и "жёсткими" дискаунтерами под брендом "Чижик". На конец 2022 года группа объединяла более 21 тысячи магазинов, в том числе более 19 тысяч под брендом "Пятёрочка".
Интересно, что X5 планирует выход не только в крупнейшие города ДФО (кроме Приморья и Хабаровского края в приоритеты попадают Сахалин и Амурская область), но в перспективе хочет распространить свой бизнес на все города с населением от трех тысяч человек.
Представители "Пятёрочки" опровергли ходившие по рынку версии о выкупе магазинов местных сетей "Реми" (контролируется семьей приморского бизнесмена Дмитрия Сулеева) и "Самбери" (проект основателя хабаровской группы "Невада" Юрия Егорова).
Мы планируем органическое развитие в ДФО. Местные сети мы поглощать не собираемся, потому что они не совсем подходят под наш формат. Что касается логистики, то у нас сейчас есть 2PL оператор в Хабаровске и КДК (кросс-докинговая площадка — прим. ред.) во Владивостоке. В дальнейшем мы планируем построить в ДФО свой распределительный центр",
— сказал в интервью ИА PrimaMedia исполнительный директор проекта "Территория Дальний Восток" Торговой сети "Пятёрочка" Антон Безрядин.
исполнительный директор проекта "Территория Дальний Восток" Торговой сети "Пятёрочка" Антон Безрядин. Фото: Мария Смитюк, ИА PrimaMedia
По данным ИА PrimaMedia, X5 в перспективе запустит во Владивостоке несколько супермаркетов "Перекресток", и в этом случае будут рассматриваться уже имеющиеся локации местных игроков. Также федералы будут развивать параллельно с "Пятёрочкой" формат дискаунтера "Чижик" через партнерство. В Приморье основными дискаунтерами являются сети "Экономыч" (проект "Реми"), "Близкий" ("Самбери") и "Светофор".
Дискаунтеры — один из самых быстрорастущих форматов на российском рынке. По данным NielsenIQ, покупатели стали чаще совершать покупки в "жёстких дискаунтерах": сейчас порядка 29% потребителей посещают такие магазины раз в неделю, аналогичная доля приходится на тех, кто ходит в такие сети 2-3 раза в месяц.
Пикантность ситуации в том, что у производителей продуктов питания время от времени обостряются противоречия с ритейлом из-за штрафов за недопоставку и подтверждение заказов. Как это будет работать в Приморье — большой вопрос.
В сентябре 2022 года X5 заключила соглашение о сотрудничестве с "Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики" (КРДВ), согласно которому инвестиции в создание распределительных центров и магазинов в ДФО могут составить до 10 млрд рублей.
Представители ритейлера провели во Владивостоке торгово-закупочную сессию с производителями Приморья, в ходе которой озвучили приятную для местного бизнеса позицию.
"Мы планируем на сегодняшний день делать акцент на локальных производителей. Это тоже наша стратегия здесь, на территории Дальнего Востока", — пояснил Антон Безрядин.
Для нас, прежде всего, это создание новых рабочих мест и увеличение торгового оборота. То есть, те показатели, которые будут влиять в целом на экономику края. Конкуренция — это двигатель торговли. Здоровая и правильная конкурентная борьба является залогом того, что будут устанавливаться на рынке справедливые цены",
— сказал в интервью ИА PrimaMedia министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин.