ТОП-10 дворовых игр, в которые играли все школьники в СССР

Дети проводили все свободное время на улице с друзьями, а не с гаджетами в руках
Дети на дереве
Фото: Изображение от Freepik

15 февраля 2023. Проводят ли на улице столько времени ваши дети, сколько гуляли мальчишки и девчонки, жившие в СССР? Наверняка нет. Школа, секции, репетиторы, а в перерывах разве что гаджеты, а по выходным, в лучшем случае, семейные походы в кинотеатр, кафе или развлекательный центр. В Советском Союзе мультфильмы показывали утром в выходные, телефонов и компьютеров не было, потому практически все свободное от учебы время дети проводили на улице. Ребята сидели по домам разве что в лютые морозы. Даже дождь был не помехой для прогулки — если устали мерить лужи во дворе, то школьники располагались на лестничных клетках и играли в различные игры. Жильцам многоквартирных домов такое соседство зачастую было не в радость, потому случались и стычки. Вместе с ИА PrimaMedia вспомним, во что же играли советские дети.

1. Прятки

Это, пожалуй, самая популярная игра, в которую играли дети. Порой число участников достигало 25-30 человек, а водящий даже не знал всех по именам. Правила простые: водящий стоит у стены или дерева, чаще считает до 30, громко кричит "Я иду искать" и отправляется на поиски других игроков. Заметив того или иного участника, он бежит к старту, прикасается рукой "Туки-туки" и выкрикивает имя или "тот мальчик под лавочкой в синей футболке". Верхом мастерства игроков было улучить момент, когда водящий отойдет от стартового места, добежать туда и "отстукаться" самому.


Игра в прятки. Фото: Изображение от studio4rt на Freepik

2. Казаки-разбойники

Это игра, в которой все участники делятся на две команды — разбойники убегают и прячутся, оставляя по пути знаки в виде стрелочек, а казаки их ловят и сажают в импровизированную "темницу" — на лавочку или в беседку.


Стрелка указывала направление, где найти разбойников. Фото: Изображение от drobotdean на Freepik

3. Пятнашки и "Выше ноги от земли"

Смысл у этих игр один — водящий должен запятнать одного из участников, после чего тот становится водящим. Только во второй игре задача усложняется — если игроку удалось оторвать ноги от земли, то есть забраться на дерево, на горку, на скамейку, то запятнать его нельзя. Ловить нужно тех, кто не успел найти "убежище".


Главное было — залезть повыше. Фото: Изображение от teksomolika на Freepik

4. Жмурки

Тут поиск игроков водящий ведет с завязанными глазами, причем сначала его раскручивают, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Игроку периодически хлопают в ладоши, чтобы обнаружить себя. Играли в эту игру на ограниченной территории, например, в беседке.


Игра в жмурки. Фото: Изображение от yanalya на Freepik

5. "Классики"

Для "Классиков" асфальт во дворе расчерчивали мелом на квадратики — где-то рисовали дорожку из одиночных и двойных, а у кого-то были приняты "классы" в виде дорожки 2х5. Непременный атрибут — битка, похожая чем-то на шайбу, но в реальной жизни это были или набитые чем-то тяжелым жестяные банки, или полиэтиленовые крышки, заполненные внутри пластилином, на которые сверху плотно надевалась закруточная жестяная крышка. Прыгая на одной ноге, надо было толкать битку "из класса в класс" (из квадрата в квадрат), чтобы она не вылетела за границы и не угодила на линию. Наступать ногой на линию тоже было нельзя. Прошел первый раунд успешно — кидаешь битку на цифру 2 и прыгаешь к ней, далее все так же.


Классики. Фото: Изображение от Freepik

6. Светофор

На расстоянии 5-6 метров друг от друга рисовали две параллельные линии, это расстояние считали проезжей частью. С одной ее стороны выстраивались многочисленные участники, с другой ведущий. Стоя спиной к ребятам, он называл любой цвет и поворачивался. Если этот цвет был на одежде, обуви, заколках и платочках игрока, он мог спокойно перейти на другую сторону. Если нет, то приходилось бежать через дорогу, а ведущий, да и другие игроки ловили бегунов и возвращали на исходную позицию. Игра начиналась заново, когда ведущий снова поворачивался спиной к участникам и называл новый цвет.


Главное, чтобы одежда была цветная. Фото: Изображение от valuavitaly на Freepik

7. Цепи-цепи кованые

Не можем не вспомнить про веселую игру, в которой можно было вывихнуть руку и получить освобождение от физкультуры— не специально, конечно, но факт.

Чем больше народа в ней участвует, тем веселее. Для начала определяются составы двух команд. Чтобы избежать момента, что одна команда заведомо будет сильнее, часто использовали слепой метод: кто-либо становился спиной к участникам и его спрашивали, в какую команду идет этот человек, и так в отношении всех игроков.

Далее команды становились напротив друга и брались за руки, образуя цепи. Первая команда кричала: "Цепи-цепи кованые, раскуйте нас", а вторая отвечала "Кем из нас?". Первая команда должна решить, кто из команды соперников побежит, называют имя. Задача этого участника разбежаться и "разорвать цепочку" соперников. Если удалось это сделать, то бегущий забирает с собой кого-либо из пары, отпустившей руки, и возвращается в свою команду с пополнением. Если не смог расцепить руки, тогда остается в этой команде. И дальше уже вторая команда просит расковать цепи-цепи кованные.


Дети бегут. Фото: Изображение от Freepik

8. Вышибалы

Вышибалы — одна из самых популярных игр с мячом советского детства. Вышибалы становились напротив друг друга на расстоянии 5-8 метров и пытались поочередно попасть мячом в участников, которые находились между ними. Те, в кого угодил мяч, выбывают, игра ведется до последнего игрока.

Если участников было немного, то вышибала мог быть и один, а участники выстраивались у сплошной стены дома.


Мяч. Фото: Кирилл Роткин, ИА IrkutskMedia

9. "Тише едешь — дальше будешь"

С помощью считалки или жребия выбирали водящего. Игроки выстраивались в одну линию метрах в 20-25 от него. Водящий поворачивался к ним спиной, громко произносил фразу: "Тише едешь — дальше будешь. Стоп" и резко поворачивался. Если в этот момент кто-то из игроков продолжал двигаться, водящий отправлял его на стартовую линию. Чем быстрее двигались участники, тем сложнее было вовремя остановиться и замереть. Потому наиболее опытные игроки придерживались фразы, послужившей названием для этой игры.

Кстати, с выходом корейского сериала "Игра в кальмара" (18+), игра вновь стала популярной среди детского населения.


Дети бегут. Фото: Изображение от master1305 на Freepik

10. Штандер

Участники становились в круг, а водящий в центре бил мячом о землю несколько раз, приговаривая: "Штандер, штандер, штандер...". Затем резко подкидывал мяч как можно выше и выкрикивал имя одного из игроков. Все разбегались, а игроку, чье имя назвали, надо было поймать мяч и крикнуть "Стоп!". По этому сигналу все замирали на месте. А новый водящий (который поймал мяч), осматривался, выбирая "жертву". Затем прикидывал на глаз расстояние и озвучивал его, причем использовались для этого определенные измерительные единицы — обычные шаги, великанские, лилипутские, лягушачьи, муравьиные и верблюжьи. Главное было подойти к жертве как можно ближе, чтобы попасть в нее мячом.


Вышибалы. Фото: Изображение от pch.vector на Freepik

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость