21 февраля 2023. Биржевые цены на бензин последние полторы недели демонстрируют уверенный рост, поднявшись до максимальных значений текущего года на фоне решения правительства сократить субсидии нефтяным компаниям за поставки на внутренний рынок. Но несмотря на это, стоимость топлива все еще ниже, чем год назад. Ощутимое повышение цен на дальневосточных АЗС может быть только после начала плановых ремонтов НПЗ, сообщает ИА PrimaMedia
Госдума в рамках поправок в нефтяном налогообложении приняла закон о корректировке топливного демпфера. В частности, ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, был увеличен с $20 до $25 за баррель.
Cтоимость бензина Аи-92 на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) за прошлую неделю увеличилась на 8,8%, до 38,164 тысячи рублей за тонну, Аи-95 — на 6,9%, до 41,537 тысячи рублей за тонну.
Рост цен на бензины на бирже обусловлен несколькими факторами, среди которых формирование большого отложенного спроса на местах, приближение периода ремонтов НПЗ, а также новости о корректировке демпфера.
"Экспорт становится выгоднее, но с другой стороны логистические проблемы это нивелируют. Все эти факторы привели к немного взрывному спросу. Но товарных остатков в стране достаточно, что по бензинам, что по дизтопливу. Я думаю, этот скачок в моменте будет нивелирован", — приводит слова гендиректора "Уфаойл", вице-президента Российского топливного союза (РТС) Рината Фаттахова "Интерфакс" (18+).
Рост биржевых цен пока несущественный, и на рознице в ближайшее время вряд ли скажется. С другой стороны, никто не отменял сезонных факторов — с приходом весны возрастет потребление топлива в агропроме. Плюс настанет время плановых ремонтов НПЗ. Вот тогда, с формированием дефицита, и стоит ожидать ощутимого повышения цен",
— сказал ИА PrimaMedia представитель одного из дальневосточных трейдеров.
Исторически на Дальнем Востоке имеется недостаток нефтеперерабатывающих мощностей: здесь действуют всего два НПЗ (Комсомольский "Роснефти" и Хабаровский ННК), а перевозка топлива из Центральной и Восточной Сибири повышает стоимость топлива из-за логистического плеча и ставки железнодорожных тарифов.
Главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов ООО "Петролеум Трейдинг" (крупнейший частный топливный трейдер) Андрей Дьяченко пояснил "Интерфаксу", что накопленные в РФ запасы автомобильного топлива позволяют без потрясений для внутреннего рынка пройти период снижения сезонного предложения. Тем не менее, Дьяченко ожидает, что биржевые цены на бензин будут немного выше уровня последних нескольких месяцев.
"Издержки переработки нефти за последние год-два увеличились, а падающие оптовые цены снижают экономическую целесообразность поддержания объёмов на НПЗ. В то же время, статистика Росстата показывает, что переработка держится на максимальных уровнях, то есть загрузка производства близка к максимальной. Это значит, что у переработчиков постепенно возрастает потребность проводить ремонты: как плановые, так и внеплановые, а это всё-таки издержки. Для этого в ситуации, когда правительство вынуждено уменьшить выплаты по демпферу, переработчикам необходимо где-то всё-таки найти источник компенсации", — сказал эксперт.