22 марта 2023. Еще не успели в Приморье осудить бывшего мэра Большого Камня Александра Андрюхина (дело направили в суд, добавив еще одну статью), как пришли за новым мэром Рустямом Абушаевым. Причем, за преступления, которые ему вменяются в бытность главой Надеждинского МР.
Как и у Андрюхина — дело крутится вокруг выдачи земельных участков (предмет один, муниципалитеты — разные). Только в отличие от Андрюхина, Абушаеву обвинение было предъявлено заочно. Незадолго до скандала с Абушаевым силовики задержали бывших чиновников из администрации Надеждинского района — Александра Султанова (был его замом) и Максима Стефаненко (был в то время специалистом отдела архитектуры и строительства).
Большой Камень — "город президентского внимания" с судоверфью мирового масштаба. Надеждинский район — один из самых быстро развивающихся ТОРов и город-спутник Владивостока на перспективу в 300 тысяч жителей.
А что Владивосток? В столице ДФО только недавно за взятки осудили на 16,5 лет экс-мэра Олега Гуменюка. В СИЗО содержатся бывший "земельный" вице-мэр Наталья Соколова и действующий, "земельный" же замглавы Алексей Ляйфер, а экс-начальник управления мунсобственности Армен Карапетян — под арестом. Расследуется тесный и давно действующий "земельный" междусобойчик. Там же в СИЗО — экс-руководитель "Дирекции общественных пространств Салават Галиев, крепко связанный с "казанским" кланом в мэрии и не первый его представитель, оказавшийся за решеткой.
Кучность криминальных историй возвращает Приморью имидж "самого криминального региона страны". Так в 2011 году о "дарькинской эпохе" выразился Владимир Путин (в то время — премьер-министр РФ) в ходе прямого эфира, отвечая на наводящий вопрос местного предпринимателя. Интересно, что опровергнуть тезис Путина на словах попытался спикер ЗС ПК Евгений Овечкин, избранный с подачи Сергея Дарькина. Но получилось не убедительно, учитывая, что вскоре он сам получил уголовное дело.
Если что-то и удивляет в нынешней истории, то это фаталистская дерзость чиновников. Посягают не просто на землю где-то в закромах, а на те территории, на которые делают ставку федералы в плане развития, и куда они чаще всего заглядывают.
И везде — взятки и махинации с землей. И везде — закоренелые связи, цепочки, которые силовики разрывают так, что искры летят, озаряя довольно сложный политический ландшафт грядущих избирательных циклов.