28 марта 2023. Правительство РФ в 2022 году применило набор мер финансовой поддержки бюджетов регионов, который позволил им профинансировать в полном объеме как текущие обязательства, так и повышенный объем инвестиционных расходов и новых потребностей, обусловленных санкциями и СВО. Таким мнением поделилась в авторской колонке ИА PrimaMedia заместитель руководителя направления "Бюджетная политика" Центра стратегических разработок (ЦСР) Юлия Герасимова. Редакция приводит ее мнение без изменений.
Премьер-министр Мишустин в четвертый раз отчитался в Госдуме о работе правительства за год, который он назвал этапом сложного адаптационного периода, пересборки хозяйственных связей. В числе важнейших для страны задач премьер назвал дальнейшее развитие российских регионов, которые за год получили из центра почти 4 трлн рублей — на 10% больше, чем годом ранее. "Сила России в ее регионах. Их развитие — еще один наш приоритет", — подчеркнул он.
В докладе правительства приведены конкретные результаты основных действующих региональных программ — поддержки Крыма и Севастополя, Дальнего Востока, включая Арктику, Кавказа, регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Примеры и показатели на этот счет приведены яркие, конкретные, измеримые.
В то же время нельзя не отметить, что базой названных достижений является система федеральной поддержки исполнения консолидированных бюджетов субъектов страны. Показатели мер поддержки не отражают достижение определенных целей социально-экономического развития, а являются сугубо бюджетными, со своей специальной терминологией. Но именно они обеспечивают сбалансированность бюджетов регионов, их возможность финансировать как свои основные полномочия, так и потребность в усиленной поддержке экономики, а также расходы, возникшие в связи с санкционным давлением и обеспечением мероприятий, обусловленных СВО.
Федеральная поддержка представлена двумя основными механизмами — прямыми межбюджетными трансфертами и кредитной поддержкой исполнения бюджетов регионов. По объемам финансирования в 2022 году они составили 3,9 и 0,77 трлн рублей соответственно.
Необходимо подчеркнуть, что объемы поддержки в 2022 году были почти на уровне пандемийного кризисного 2020 года: объем предоставленных кредитов — 0,77 трлн рублей по сравнению с 0,88 трлн рублей в 2020 году, объем МБТ — 3,9 трлн рублей по сравнению с 3,8 трлн рублей в 2020 году. В 2021 году данные показатели составляли меньшие объемы — 3,9 и 0,4 трлн рублей.
Дополнительно значимым механизмом выравнивания бюджетной обеспеченности, который постепенно реализуется последние несколько лет, является переход зачисления топливных акцизов по принципу платежа в регионы-производители товара к принципу платежа в регионы, в которых происходит непосредственное потребление данной продукции. Благодаря данному механизму перераспределяется около 0,9 трлн рублей, причем в основном от регионов с высокой бюджетной обеспеченностью к регионам с более низкой бюджетной обеспеченностью. То есть, это еще почти один трлн рублей, обладающих дополнительным выравнивающим эффектом бюджетной обеспеченности регионов.
Таким образом, в 2022 году правительством был применен набор мер финансовой поддержки бюджетов регионов, по объему почти равный объемам пандемийного 2020 года, но отличающийся по составу мер. Это было обусловлено особенностями исполнения бюджетов. Меры поддержки позволили регионам профинансировать в полном объеме как текущие обязательства, так и повышенный объем инвестиционных расходов и новых потребностей, обусловленных санкциями и СВО, а также упростить управление долгом. "Многим субъектам пришлось серьезно скорректировать свои расходы. И федеральный центр, естественно, их поддержал, понимая, насколько важно реализовывать все проекты на местах, чтобы пользу от них ощутили сами жители", — отметил Михаил Мишустин в отчете правительства.