9 апреля 2023. "В такую погоду хороший хозяин собаку из дома не выгонит", — эту поговорку современные дети знают 100%, потому как предпочитают остаться дома даже при оседающем тумане и когда на улице слякоть и грязь. Залипают в гаджетах и ноутбуках, смотрят бессмысленные ролики и пересылают друг другу мемы.
"Дождь — не повод, чтобы сидеть дома!" — так считали практически все дети, выросшие в СССР. И поверьте, даже в плохую погоду детвора спешила во двор, ну или в беседку, в подъезд, и весело проводила время. Предлагаем вам вместе с ИА PrimaMedia вспомнить, в какие игры советские школьники и дошкольники могли играть часами.
Правила этой игры были понятны даже самым маленьким участникам. Ребетня усаживалась на лавочках в беседке с рядом друг с другом. Первый игрок — ведущий. Именно он выдумывает слово и шепчет его на ухо следующему игроку, тот — следующему, и так далее. Последний игрок уже громко озвучивает "долетевшее" до него по "телефону" слово. Если оно осталось неизменным, то последний игрок становится ведущим, и уже он загадывает слово. Но зачастую, итоговый вариант не имел ничего общего с первоначальным.
Игра в "Испорченный телефон". Фото: Изображение от master1305 на Freepik
"Колечко-колечко, выйди на крылечко!" — простая и интересная детская игра, в которую можно было играть и дома, и на улице. Выбирается ведущий, он зажимает в руке колечко, которое любили плести из цветной проволоки девочки в 80-х (в идеале), но чаще всего его заменяли красивым небольшим камнем. Участники усаживаются на лавочке и складывают ладошки лодочкой. Ведущий подходит к каждому со словами: "Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю!" и вкладывает в ладошки участников свои ладошки. Незаметно в руки кого-либо он подбрасывает колечко. Задача ведущего — сделать это максимально незаметно для остальных участников, а счастливца — не выдать себя. После того, как водящий подойдет к каждому, он отходит немного в сторону и говорит ключевые слова: "Колечко-колечко, выйди на крылечко!". Игрок с украшением должен быстро подбежать к ведущему. А остальные дети при этом стараются заранее понять, кому достался "приз", и не дать этому участнику покинуть ряд. Если ускользнуть от товарищей удалось, то он становится новым водящим. А если нет — руководит прежний игрок.
Города — это игра для двух или более человек, которые уже знакомы с географией и смогут назвать реально существующий город любой страны, название которого начинается на ту букву, которой оканчивается название предыдущего города. Если среди участников есть младшие школьники, то лучше играть в "Слова", то есть называть простые слова (существительные).
Спрятали клад. Фото: Image by Victoria_Watercolor from Pixabay
Если непогода пережидается в беседке и в наличии есть мяч, то можно поиграть в "Съедобное-несъедобное". Правила простые — ведущий поочередно кидает сидящим на скамейках участникам мяч, называя предметы. Если названное съедобное, что участник его должен поймать, если нет — оттолкнуть мяч.
Но интереснее было играть в подъезде, на лесенках, при участии 3-4 человек. Ведущий стоял внизу, а игроки — на верхней ступени. Игрок, который среагировал правильно, становился на ступеньку ниже. Побеждал тот, кто первым спускался вниз, к основанию лестницы — он становился новым ведущим.
Ведущий кидает участникам мяч. Фото: Изображение от Freepik
Для игры тоже необходим мяч. Игроки по очереди отбивают его, произнося: "Я знаю одно имя девочки" и называя имя. Потом идут вариации — имена мальчика, цвет, животное, цветы и даже города. Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: "Я знаю два имени девочки", и так по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Даже в стесненных условиях подъезда или беседки советские дети не уставали играть в сыщиков. Правила этой игры заключались в том, что пока сыщик закрывал глаза или уходил на верхний этаж подъезда, ведущий прятал какой-либо предмет. Вернувшийся сыщик должен был отыскать спрятанный предмет, ориентируясь по подсказкам окружающих: "горячо" — близко, "холодно" — далеко. При этом остальные участники не могут точно указать на место "клада", а должны всего лишь направлять сыщика в нужную сторону с помощью подсказок.
Ведущий закрывает глаза. Фото: Image by 192635 from Pixabay
Надоело искать клады и хочется посмеяться? Тогда время этой веселой игры, в которой могут участвовать дети разного возраста. Ведущий выбирается считалкой. Его задача — задавать вопросы, да такие, чтобы участники, отвечая, рассмеялись, улыбнулись и отдали свою обувь. А не рассмеяться невозможно, потому как на все вопросы один ответ — бабкины панталоны! "Что ты ел на обед?" — "Бабкины панталоны!". "Что ты кладешь под подушку перед сном?" — "Бабкины панталоны!". За каждую смешинку и улыбку снимается ботинок, сандаля, туфля и ставится за спинами ребят-участников. Когда все остались без обуви, начинается вторая часть игры, не менее смешная. Ведущий за спиной ребят спрашивал, какую по счету обувь кому отдать. К примеру, игрок говорит, что ему вторую и 12-ю. И получает то, что получает. Тут тоже порция смеха была обеспечена, ведь кому-то из мальчишек могли достаться девчачья туфля и детский сандалик.
Если кому-то повезло и достался свой башмак или даже оба, то он становился новым ведущим.
Ведущему надо было оставить всех босыми. Фото: Image by falco from Pixabay
Чем больше игроков, тем лучше. Главное, уместиться в беседке. Пока водящий отворачивается или уходит, игроки становятся в круг, берутся за руки. Далее начинают "запутывать" цепочку, подныривая под руки других участников или переступая их. Главное — руки соседа отпускать нельзя. После того, как цепочка запутана, участники зовут: "Путаница-путаница, распутай нас!". Водящему предстоит это сделать, соблюдая условие — руки разрывать нельзя!
После шумных и веселых игр хочется тишины. Участники садятся в круг, чтобы видеть друг друга. Начинается игра со стишка:
Ехали цыгане, кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!
После этого все игроки замолкают. Проигравшим считается тот, кто заговорит, засмеется или даже просто улыбнется. Он должен будет исполнять желание товарищей. А тот, кто продержался дольше всех, считается победителем.
Молчание — золото. Фото: Изображение от stockking на Freepik
В резиночку можно было играть при любой погоде, нужно было только выпросить у мамы резинку длиной не менее 3 метров и позвать нескольких единомышленников. Даже если и не было желающих, то играли в одиночку, продев резиночку между реек беседки. Цель — прыгать через резинку, натянутую на развой высоте — в нашем детстве прыгали даже "по шейку".