Две жизни Арки цесаревича

Текст к 20-летию восстановления Триумфальной Арки во Владивостоке
Две жизни Арки цесаревича
Фото: ИА PrimaMedia

16 мая 2023. Николаевские триумфальные ворота, в народе — Арка цесаревича, были построены в 1891 году к приезду во Владивосток наследника русского престола Николая Александровича. В 1930 году Арка была снесена. Через 70 лет возникла идея восстановить памятник и в 2003 году она была реализована. 16 мая 2023 года исполняется 20 лет со дня открытия восстановленной Арки цесаревича. Об истории двух жизней Арки цесаревича — в материале ИА PrimaMedia.

Начиная с Павла I, все русские наследники престола, завершив курс наук, отправлялись в путешествие. Обычно большая часть путешествия проходила по России и меньшая — по Европе, но для сына Александра III, цесаревича Николая Александровича был запланирован необычный вояж по странам Востока. Его маршрут пролегал через Грецию и Средиземное море в Египет, Индию, Цейлон, Сиам, Яву, Сингапур, Китай и Японию. Далее через Сибирь цесаревич должен был вернуться домой. В русской истории это была первая поездка наследника престола в отдалённые страны мира. Но дальнее путешествие не было самоцелью — этому событию придавалось огромное государственное значение. В 1891 году Александр III начал строить Великую Сибирскую железную дорогу и наследник должен был лично присутствовать при ее закладке во Владивостоке. 

Во время пребывания Николая в Японии, на цесаревича было совершено покушение. При прохождении кортежа в городе Оцу, полицейский Цудо Сандзо, стоящий в оцеплении, внезапно бросился на Николая и ударил его саблей по голове. К счастью, удар оказался скользящим. Злодея повалили на землю и разоружили. Цесаревича перевязали и перевезли на фрегат "Память Азова", который он больше не покидал.

Известие о покушении на наследника престола вызвало в России эффект разорвавшейся бомбы. Русские газеты написали, что на цесаревича напал "японский городовой", что породило появление в русском языке нового фразеологического оборота. Александр III принял решение закончить путешествие цесаревича по Японии и вернуть его в Россию. Посещение Токио было отменено, но император Муцухито посетил Николая на борту фрегата "Память Азова" — это было первое в истории посещение императором Японии иностранного судна. Инцидент в Оцу нашёл отражение в литературе: стихи о счастливом исходе покушения написали Аполллон Майков ("Царственный юноша, дважды спасённый…"), Алексей Апухтин ("Ночь опустилась. Всё тихо…") и Владимир Гиляровский ("Цесаревич Николай").

Владивосток встречает высокого гостя

Во Владивостоке к приезду цесаревича стали готовится заранее. Из постановления Городской Думы от 12 января 1891 года: "Для увековечивания памяти посещения Владивостока Его Императорским Высочеством наследником Цесаревичем построить на перекрёстке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа Святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими..."

Автором проекта арки стал инженер-капитан Николай Васильевич Коновалов, исполнявший в 1890-1894 гг. обязанности городского архитектора. Также в разработке проекта принял участие военный инженер штабс-капитан И.И. Зеенштранд. 31 января 1891 года проект Коновалова был представлен к обсуждению на собрании именитых граждан города. Думой был учрежден комитет, ответственный за строительство, а руководителем был назначен известный владивостокский предприниматель Михаил Суворов. На финансирование строительства из городской казны было выделено 5 тысяч рублей и ещё 4 тысячи рублей пожертвовало местное купечество. Исполнителем работ стал китайский подрядчик Шу Цзе-лин. Работы по сооружению арки производились днем и ночью, при двойной смене рабочих, что позволило закончить строительство к 11 мая 1891 года, когда Николай прибыл во Владивосток.


Арка в день прибытия цесаревича. Фото: из открытых источников

12 мая цесаревич сошел на берег. Из дневника Николая: "12 мая. Воскресенье. Утром мне перевязали голову маленьким черным бинтом, на который свободно фуражка надевается. После обедницы и молебна съехал на берег, впервые после семимесячного плавания, на русскую землю. Встреча был весьма радушная; на пристани стояли баронесса Корф, губернаторша и жена командира порта; дальше выровненными рядами стояли дамы и учебные заведения. Очень красивая арка, построенная в виде часовни, расположена была против пристани. Налево от нее выровнен был великолепный караул от 1-го Восточно-Сибирского линейного батальона..."

Из описания арки в "Сибирском путеводителе" (1896):

"Несмотря на то, что ворота выдержаны в строгом византийско-русском стиле и построены из камня и кирпича, они прежде всего поражают своей лёгкостью и воздушностью... Сами по себе ворота представляют четыре отдельных каменных основания, на которых покоятся серовато-желтые стены, напоминающие своими гранями стены Грановитой палаты, а над ними высится светло-голубая, шахматная с синими гребнями крыша, представляющая собой высокую восьмигранную пирамиду, на вершине которой водружён русский двуглавый золочёный орел. В большой полуарке, обращённой к рейду, помещен образ Св. Николая-Чудотворца Мирликийского; над образом выведены белой, с красным оттененьем, вязью первые слова из тропаря тому же угоднику: "Правило веры и образ кротости", а внизу... дата "11 мая 1891" — день прибытия Его Высочества во Владивосток".

В остальных трёх полуарках помещались гербы и различные даты: так, в западной герб Приморской области и дата: "14 ноября 1856 г." — время основания Приморской области; в восточной — герб крепости и дата: "30 августа 1889 г." — день образования Владивостокской крепости, и, наконец, в северной полуарке — герб Владивостока и дата: "28 апреля 1880 года" — день объявления поста городом.

Междувременье

В советские времена арка простояла до 1930 года, пережив некоторые изменения. После революции 1917 г. она лишилась шпиля с двуглавым орлом, а в 1923 г. постановлением Губисполкома Николаевские триумфальные ворота были переименованы в Комсомольскую арку. Впрочем, это не спасло ее от разрушения. В 1927 г. Владивостокский окружком постановил арку разобрать, как не имеющую исторической ценности и мешающую проезду транспорта по улице 1-го Мая.


Арка цесаревича на старой открытке. Фото: из открытых источников

Отдельные части арки (бронзовый орёл, цинковая икона Св. Николая, бронзовая рама) вначале были сданы на хранение в Городской музей (ныне музей им. В.К. Арсеньева), но затем, как "не имеющие музейного значения", сданы на лом цветного металла акционерному обществу "Рудметаллторг" и по акту от 14 декабря 1929 года уничтожены. В начале 1930 г. арка была окончательно разобрана.

Возрождение

Идея восстановления арки принадлежит известному владивостокскому предпринимателю Александру Ермолаеву. На собственные средства он организовал работу специалистов, которым предстояло возродить исторический памятник. К работе над проектом были привлечены архитекторы В.К. Моор, В.А. Обертас, А.Г. Гаврилов, инженеры А.А. Стоценко и С.И. Доценко. художники А.П. Онуфриенко, О.Г. Калюжная, А.Г. Калюжный. Барельефы и керамические элементы воссоздавали скульпторы Е.К. Самбурский, Н.М. Шайморданова, Н.П. Монтач.

Проект восстановления Николаевской арки был выполнен в 2001-2002 гг. на основе исследования архивных, фотографических и литературных источников, т.к. чертежи арки не сохранились. 20 марта 2002 г. состоялась торжественная закладка новых Николаевских триумфальных ворот. Освятил место строительства епископ Владивостокский и Приморский Вениамин.


Восстановленная Арка цесаревича. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

Строительство новой арки продолжалось больше года и было закончено в мае 2003 г. Открытие Николаевских триумфальных ворот 2.0 состоялось 16 мая 2003 года, к 135-й годовщине со дня рождения Николая II. Церемония открытия сопровождалась торжественным молебном, на котором епископ Владивостокский и Приморский Вениамин сказал: "Она имеет значение не только потому, что мы точно воспроизвели прежнюю арку, она имеет значение не только своим искусством, своей архитектурой, но она символична, она имеет духовное значение".

Сейчас восстановленная арка — излюбленный объект туристов, фотографов, популярное место краеведческих экскурсий и остановки свадебных кортежей. Эта историческая достопримечательность является одной из визитных карточек Владивостока.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость