16 мая 2023. Сегодня, 16 мая, исполнилось 87 лет Олегу Лошакову, художнику из Москвы, который связал свою жизнь с Дальним Востоком.В день рождения мастера ИА PrimaMedia публикует рассказ о его знаменитых работах из коллекции Третьяковки.
Настоящим началом своего творчества Олег Лошаков называет первую половину 1960-х, когда он по распределению приехал во Владивосток преподавать живопись и композицию в художественном училище. В те годы он часто писал виды бухточек, домов и портовой жизни города. Следующий этап его творчества был связан с Курилами. В 60-е годы молодые советские художники часто отправлялись в творческие командировки в дальние уголки страны. В 1966 году Олег Лошаков приехал на остров Шикотан. Он оказался там волею случая, по совету знакомых художников, которых встретил в аэропорту Южно-Сахалинска. Коллеги с восторгом рассказали ему: "Мы прошли все побережье от севера Камчатки до Южных Курил. Нет лучше места, чем Шикотан. Поезжай туда!" И выбор был сделан.
В тот год к мастеру на Шикотане присоединились друзья из Приморья: Владимир Рачёв, Евгений Корж, Юрий Волков. Вместе с другими художниками позже они составили знаменитую "Шикотанскую группу". Мастера регулярно выезжали на Курилы, писали суровую островную природу и взбалмошную жизнь во время путины — сезона промышленной рыбной ловли.
Работы Олега Лошакова хранятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Третьяковской галерее. Сотрудники филиала Третьяковки во Владивостоке связались с художником и попросили лично рассказать о пяти полотнах, посвященных Дальнему Востоку. Читайте рассказы автора:
В начале 1960-х, по приезду во Владивосток, мы с моим другом Иваном Чуйковым два года преподавали в художественном училище. Там у нас сложился определенный распорядок дня: утром мы учили студентов живописи, рисунку и композиции. Потом обедали: ехали на трамвае в центр, шли в кафе, а вечером возвращались обратно пешком.
"Старый Владивосток". 1962-1963. ГТГ.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей
Училище тогда было в районе Корейской слободы. Наша дорога шла вверх из центра по Алеутской или Океанскому проспекту, затем мы проходили перевал, где расположен Университет, и спускались вдоль парка к Куперовской пади (от Покровского парка к нынешнему Дальпрессу — прим. ред.). Этот спуск, который я наблюдал почти каждый вечер, как живой отпечатался у меня в памяти.
Несколько этюдов с натуры я написал за парком. А сама картина — плод впечатлений, она создана в мастерской.
Осенью 1962-го я вернулся в Москву, хотя рассчитывал преподавать во Владивостоке еще год. Отъезд получился незапланированным. Мы с Иваном Чуйковым опоздали на педсовет в училище: до этого были на пленэре в Преображении, а обратное судно пришло поздно. Когда мы примчались в город, педсовет уже кончился. Заходим, и нам говорят: "А вы у нас уже не работаете". В 1963 я не был на Дальнем Востоке, а с 1964 стал опять приезжать.
В 64-м году мы с Володей Рачёвым довольно часто ходили на этюды в порт, и однажды с нами случилась забавная история. Мы увидели на берегу красные детали несобранного портального крана. Разложили краски и кисти, пишем этюды, и тут к нам подходит местный работник. Он решил разузнать, что происходит. А поняв, что мы художники, сразу решил эту информацию с пользой применить. Пошел к начальству и говорит: "Приехали художники из московского журнала "Крокодил", и они сейчас рисуют детали того крана, который вы должны были давно покрасить и собрать!". Тут же появились какие-то люди, принесли пульверизатор, и быстро красные детали перекрасили в белый. Мы смеялись и ворчали, что портят нам натуру.
Этот уголок находится в центральной части Владивостока: если идти в сторону Набережной от вокзала по улице 1-ой Морской, то сверху открывается вид на бухту Фёдорова. Мы шутили, что она названа в честь художника Вити Фёдорова, потому что он там бывает, и она ему нравится.
"Вечер. Владивосток". 1966.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей
Как и в других полотнах, в этой картине я старался добросовестно передать впечатление от реального вида. Я считаю, что в те годы Иван Чуйков во многом оказал на меня влияние своим подходом к работе. У меня формировалось понимание пейзажной картины не как сиюминутного состояния природы, а как образа пространства. При этом я никогда не отказывался от прямого следования натуре, более того — хотел любой мотив изображать как можно точнее. Поэтому для меня особенно ценны слова скульптора Юрия Александрова о моих пейзажах Владивостока после его поездки сюда в 1960-е: "Мы думали, что ты все это выдумываешь, а там оказалось всё точь-в точь".
Картина написана в Москве по этюдам, которые я привез с острова Шикотан. В те годы подобный вид был знаком каждому жителю и гостю Малокурильска: в бухте располагались три рыбоконсервных завода и различные склады, и почти все были огорожены многочисленными заборами.
Небо над морем. Из цикла "Курилы". 1968.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей
Этот уголок, хотя и получился как собирательный образ Шикотана — совершенно конкретное место. В этом месте ворота, которые ведут на берег, постоянно открывались и закрывались. А за ними виднелось море. На картине изображен сплошной забор, укрепленная серыми деревянными рейками крыша склада, верх сухогруза (судна, которое доставляет всё, что нужно для производства, и увозит готовые консервы). Но небо при этом — над морем. Один мой знакомый сказал, что, глядя на картину, так и хочется заглянуть через забор и посмотреть на это море. Я позже писал другие этюды, с грязными лужами, менее романтичные. А в этой картине запечатлено то настроение, которое было в первые годы на Шикотане, когда край казался еще далеким и неизведанным.
На Шикотане в сущности нет такого понятия как "порт" — есть причалы, куда пришвартовываются суда не больше среднего траулера или сейнера (промысловые суда с особой оснасткой — прим. ред.). Всем рыбоконсервным заводам требовалось по два-три причала. А когда шла путина, вся Малокурильская бухта была заставлена сейнерами.
"На Шикотане". 1979.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей
Чаще я писал их со стороны острова с видом на океан. А в этой картине запечатлел ракурс со стороны бухты — на сам остров. Мне хотелось передать общее настроение солнечного дня в разгар путины. В этом мельтешении мачт, флажков, в рваных облаках и тесноте причала с множеством судов отразилась динамика путинной жизни.
Мы общались с рыбаками, они нас знали — но в море мы вместе почти не ходили. Им было не с руки брать с собой посторонних, ведь они за них отвечали. Но все же было несколько запоминающихся моментов, когда мы отправлялись на промысел — особенно ловля сайры. На сайру идут ночью. Когда судно выходит на косяк рыбы, рыбаки включают яркую красную лампу, и сайра всей массой норовит на нее выскочить. В этот момент волны просвечивают в красном свете, блестит чешуя. Из нас всех только Евгений Корж запечатлел этот сюжет.
Портреты дальневосточников — большая глава в истории Шикотанской группы художников. Моделей искать было нетрудно. На Шикотане нас все знали. Днем мы шли на этюды, а вечером рисовали портреты.
Во время путины на остров приезжали тысячи человек. В основном это были девушки-рыбообработчицы, и моделью для этой картины тоже стала одна из работниц завода. Настроение картины связано с романтическим ощущением пространства края земли.
Шум моря. Женский портрет. 1971. ГТГ.. Фото: предоставлено Третьяковской галереей
***
В 1979 году в Москве прошла большая выставка "Художники на Курилах". Она познакомила всю страну с творчеством Шикотанской группы. К ней вышел каталог с текстом Олега Лошакова. Он писал: "Здесь многое было освоено, задумано, опробовано, решено, угадано непосредственно в работе на натуре задолго до того, как претвориться на холсте в композиционной работе. Шикотан стал для нас и школой, и лабораторией, и мастерской, где проходила, можно сказать, главная работа — мы сами росли, учились жизни, учились мастерству. Здесь родилось наше содружество, спаянное любовью к этому далекому уголку нашей Родины, верой в неиссякаемые нравственные силы человека".