Кожемяко и Шестаков сообразили на двоих, декоммунизация УИКов и вездесущие политремесла

Главные события политической недели в математически подкованном материале ИА PrimaMedia
Тематический фотоколлаж
Фото: ИА PrimaMedia

27 мая 2023. КПРФ во Владивостоке разожгла скандал в связи набором новых членов в городские УИКи, где ее представителям нашлось уже куда меньше места, чем ранее. В подобной зачистке наблюдатели разглядели мохнатую руку мастера.

Глава Владивостока Константин Шестаков отчитался перед депутатами за прошлый год, а губернатор Олег Кожемяко запустил первый форум общественников по благоустройству. Оба эти мероприятия как бы глядят в будущее — прямо в сентябрь 2023 года.

Законодательное собрание беднеет депутатами. На этой неделе добровольно сложил полномочия председатель экономического комитета Владимир Исаков. Освободившийся мандат сватают худруку театра Горького Ефиму Звеняцкому, который, хоть и не любитель ходить в народ, но способен подхватить культпредставительство у Анны Алеко, ранее арестованной.

Декоммунизация УИКов

Владивостокский горком КПРФ заявил о выдавливании своих представителей из участковых избирательных комиссий в дальневосточной столице. Похоже на то, что администраторы губернаторской кампании решили воспользоваться моментом — как раз подходит к концу полномочия старых составов УИК, — и максимально проредить их от коммунистов. По оценкам самих представителей КПРФ, из 200 УИКов во Владивостоке они могут рассчитывать где-то на 40.

Как рассказал ИА PrimaMedia второй секретарь крайкома КПРФ и депутат ЗС ПК Евгений Ляшенко, такое стало технически возможно из-за методологических новаций. В марте этого года поступили новые методические рекомендации по формированию участковых избирательных комиссий, где прописана процедура (раньше ее не было) — в частности, в случае, если кандидатов, предложенных от политических партий, больше, чем предполагается, они выбираются в члены с правом решающего голоса либо путем жеребьевки, либо рейтинговым голосованием. Во Владивостоке повсеметно было выбрано рейтинговое голосование.

В законе по-прежнему сказано, что 50 процентов членов УИК с правом решающего голоса должны занять представители парламентских партий. Таких в Приморье заявилось пять. Математика простая — в среднем в УИКах от семи до девяти членов. Половина — это 3-4 человека. Пятый уже не влезает. И за бортом, по большей части, оказываются коммунисты.

По словам Ляшенко, КПРФ еще в марте предлагала Крайизбиркому решить возможные спорные моменты путем увеличения числа членов УИК до 10 — тогда бы всем сестрам досталось по серьгам. Но в ведомстве сочли, что это дорого. Заметим, что чуть позже Крайизбирком внезапно объявил о создании во Владивостоке трех новых ТИКов, на которые, несмотря на более значительный объем, средства нашлись.

В итоге скандалы не заставили себя долго ждать. Горком КПРФ объявил, что в Ленинском ТИКе забраковали 31-го кандидата в УИКи из 53 возможных. В КПРФ дали понять, что при таком раскладе желание отправить своего кандидата на губернаторские выборы у них стремительно падает.

С одной стороны, угроза так себе — в победу потенциального кандидата от КПРФ, секретаря крайкома Анатолия Долгачева и так сложно поверить. Да и форма ультиматума несколько странна — когда тебе выстрелили в левую ногу, пообещать отстрелить себе еще и правую.

С другой — выборы без КПРФ уже на старте теряют какие бы то ни было признаки конкуренции, и сама победа становится похожа на нероновские триумфы в соревнованиях поэтов и гонках на колесницах. На ум приходит другая античная аналогия — с Иродом и пресловутым эпизодом избиения младенцев. В данном случае — политических.

"Формально все парламентские партии могут претендовать на включение своих представителей в состав участковых избирательных комиссий. Но парламентских партий нынче развелось много — всем места не хватает, — говорит политолог Вячеслав Беляков. — При этом нельзя сказать, что хоть кто-то из местных партий подходит системно к вопросу формирования комиссий. Даже КПРФ".

По мнению эксперта, отсечение коммунистов от участковых комиссий может быть частью согласованного с региональным руководством КПРФ "системного слива" партии.

"В нынешней ситуации такой кандидат, как Анатолий Долгачев, рискует не занять даже второго места, и "политуправленцы" дают ему отличный повод красиво уйти. При этом системно ведётся работа по формированию УИК без КПРФ, что выгодно в длительной перспективе. Все, кроме избирателей, в выигрыше. Другой вопрос — насколько скандализация губернаторской кампании на старте согласована с "кураторами". Можно же и по шапке получить за недостаточную степень демократичности процессов".

Политобозреватель Андрей Калачинский подчеркивает, что в нынешних политических условиях итоги выборов губернатора могут преподнести такой же сюрприз, как и в 2018 году, когда кандидат от КПРФ чуть не победил кандидата от Кремля.

"Хоть КПРФ лишилась своих самых буйных и ярких представителей и выставляет против Кожемяко обычного функционера, избиратель, переполненный протестными настроениями, может отдать свой голос кому угодно, лишь бы не представителю нынешней власти, — говорит эксперт. — Поэтому те, кто организует выборы из страха перед "неуправляемым народом", делают так, чтобы подсчёт голосов был под их полным контролем".

В новых медиа уже заметили, что такая подготовка поля боя с расчисткой всех неугомонных, а потом и мало-мальски заметных соперников имеет знакомый почерк политтехнолога Ильи Спокойнова. Тем более, что он уже по всем понятиям свободный художник — недавно отбыл наказание по делу о мошенничестве и может заниматься творчеством уже за пределами камеры СИЗО.

В то же время, услуги Ильи Спокойнова сопряжены с рядом имиджевых и критических рисков. Во-первых, придется учитывать его криминальный шлейф, который бы прицепился к губернаторской кампании вместе с политтехнологическим сопровождением, а такой нагрузке вряд ли обрадуются и "машинисты" и "начальники станции".

Безнадежно устарел и стиль маэстро, агрессивно выдавливающего любую кандидатскую поросль, чтобы добыть начальнику лишний процент. Такой подход и прежде не способствовал закреплению заказчика в должности, а теперь, в абсолютно системном поле, выглядит орудием кроманьонца, которому в эпоху беспилотников угораздило быть распечатанным из льдины.

Но главное — Олег Кожемяко за пять лет работы собственноручно нарастил объем политического капитала, достаточный для беспроблемного перехода на следующую пятилетку — у него есть и поддержка избирателей, и доверие федерального центра. Услуги прожженых политтехнологов, зацикленных на полном контроле, здесь могут только навредить. 

Победами действующих губернаторов, как таковыми, сегодня никого не удивишь. Хороший тон — придать этим победам вид логичного результата конкурентной борьбы, добыть всеми признанную легитимность, чтобы в дальнейшем у федерального центра не возникали вопросы, а у избирателей — всепроникающие ирония и сарказм, которые в противном случае будут сопровождать победителя до конца его полномочий. 

Сообразили на двоих

Глава Владивостока Константин Шестаков выступил с ежегодным отчетом перед депутатами Думы Владивостока. Уже второй год подряд это действие одевают в парадный костюм — заседание переносится из стен Гордумы в большой зал правительства края, предваряется видеороликами о дальневосточной столице, сюда стекается политический бомонд. Этот раз не стал исключением, и стандартный, казалось бы, доклад больше напоминал программную речь.

18+
© 2005—2025