Время экспериментов: как обучать медийщиков, которые будут востребованы

Подготовку специалистов и опыт взаимодействия вуза и работодателя в медиа обсудили на МедиаСаммите
Время экспериментов: как обучать медийщиков, которые будут востребованы
Дискуссии "Карьерный путь в медиа: life-long learning
Фото: ИА PrimaMedia

8 июня 2023. Концепцию непрерывного обучения специалистов в сфере медиакоммуникаций на Дальнем Востоке обсудили эксперты в рамках МедиаСаммита (12+) во Владивостоке во время дискуссии "Карьерный путь в медиа: life-long learning". Редакторы известных приморских СМИ, руководители высших учебных заведений журналистских факультетов и представители Союза Журналистов России высказали своё мнение о карьере в медиа и о том, как важно специалисту постоянно учиться, сообщает ИА PrimaMedia.

"Сейчас схема "школа — институт — работа" перестала быть линейной. Мы вынуждены смотреть, что происходит в других областях, чтобы оставаться "на плаву" и можем пробовать себя в совершенно разных сферах. Если наши родители получали профессию и срок годности их навыков составлял 30 лет, то в теперь это время колеблется от года до полутора. Много приложений и техники, которую нужно осваивать. Теперь мы не выбираем профессию на всю жизнь, а пробуем направление, в котором хотим развиваться или же меняем "курс". На пике популярности сейчас софт скиллы: креативное и аналитическое мышление, эмпатия, любопытство", — отметила модератор мероприятия, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Татьяна Магера.


Дискуссии "Карьерный путь в медиа: life-long learning. Фото: ИА PrimaMedia

По словам руководителя образовательной программы "Медиакоммуникации" ДВФУ Ирины Куманевой, сегодня студентам необходимо акцентировать внимание на расширении мировоззрения и прикладных точек, где они могут себя находить, в том числе, за счёт демонстрации своих навыков. Медийщик обязан развиваться многосторонне — в письме, фотографии, монтаже, съемке, дизайне.

"Когда мы говорим про медиа, интернет, диджитал, подразумеваем навыки медиакоммуникаций — софт скиллы. Это обязательная часть программы и требования к специалистам, которые сопряжены с информационной работой в той или иной сфере. Контур диджитал всё время расширяется, на федеральном уровне меняется законодательство по требованиям к работе в интернете разного уровня государственных структур", — пояснила начальник отдела координации деятельности регионов Дальневосточного федерального округа АНО "Диалог Регионы" Наталья Грачева.


Дискуссии "Карьерный путь в медиа: life-long learning. Фото: ИА PrimaMedia

Собственную подготовку и программу встраивания студентов в работу реализуют многие СМИ, организуя стажировки и целые школы.

"Для того, чтобы оставаться на месте, нужно бежать, а для того, чтобы двигаться — бежать вдвойне быстрее ". Эта цитата максимально хорошо описывает наше время: бегут все. И для того, чтобы быть успешным, как в СМИ, так и на рынке труда необходимо занимать выгодные позиции и двигаться вперёд", — прокомментировал директор филиала "Редакция "Российской газеты" Сергей Сайко.

Эксперты во время дискуссии подчеркнули, что в обучении будущих медиаспециалистов сейчас важны креативность и необычная подача. А развиваться и учиться можно не только в университетах, перед тем как строить свою карьеру "в полях".

"Нехватка кадров обсуждается из года в год последние лет 20, но есть и изменения. Например, в прошлом году у нас на практике было 16-20 студентов, а сейчас небывалый наплыв, по большей части это студенты ДВФУ и ВВГУ. Раньше приходили старшие курсы, теперь же ребята хотят серьезно работать уже с первого года обучения в вузе. Самое интересное, что некоторые "новички" уже имеют хороший опыт. В основном, конечно, первокурсники не знают ничего, но готовы "в бой", а в течении года улучшают свои навыки. Опыт практики пригодится в любой сфере, потому что тот, кто умеет говорить, писать и анализировать, находит работу быстрее. Из негативных тенденций — исчезновение сферы расследований. Студенты хотят писать про "другое", что-то более "простое", но при этом зачастую не разбираются в теме — о той же культуре писать совсем непросто. Относительно законодательства, связанного с работой СМИ, также произошли серьезные изменения, и пока студенты "плавают" в этой теме. Нужно помнить и о том, что ИИ "наступает на пятки" — с простыми задачами в журналистике уже справляется ChatGPT, и только творческий подход, знания о верификации данных могут позволить удержать за человеком пальму первенства и рабочее место", — рассказала заместитель главного редактора ИА PrimaMedia Анастасия Фролова.

1 / 3

Медийное образование должно быть выстроенно в неразрывную и непрерывную систему, которая позволяет совершенствоваться постоянно и учитывать современные условия, сошлись эксперты во мнениях во время дискуссии. Правда, генеральный директор ИД "Конкурент" Виктор Старицин признался, что больше придерживается точки зрения о последовательном и планомерном росте от подмастерья и выше, без скачков и "поисков себя". 

"Ничего кроме практики не работает. Но с точки зрения компетенции в построении карьеры, если встать на место студента, меняется будущий профессиональный ориентир. Сейчас менее 30% студентов чётко видят "чего я хочу", поэтому приходят в университет, чтобы погрузиться и в дальнейшем "вылепить" представление о том, что "у меня получится", — заверил доктор филологических наук, профессор ВВГУ, ВШКТВ Павел Ушанов.

Отметим, что организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступают Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), Ретро FM (16+), Общественное телевидение Приморья (16+),  hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+).

Смотрите полную версию на сайте >>>