13 июня 2023. Как часто вы ставили перед собой важную, но не срочную цель и в итоге так до нее и не добирались? Так делает большинство из нас. Однако выполнение именно таких целей может сделать нашу жизнь гораздо более насыщенной и интересной. О том, как правильно ставить цели, двигаться к ним и достигать их с радостью на мастер-классе "Важное\не срочное" в рамках Медиасаммита (12+) рассказал соавтор одноименного курса и серийный предприниматель Борис Альхимович.
"Бывало ли у вас такое, что вы, например, составляя цели на год, написали в январе: ну всё, в этом-то году я, например, точно пробегу марафон, прочитаю книгу, научусь играть на гитаре, запишусь в спортзал. А потом прошел год, открываете блокнот — а цель всё еще там. Было? Значит вы там, где нужно", — начал свое выступление Борис Альхимович.
Он вспомнил историю австралийской медсестры из дома престарелых, которая собрала своего рода массив данных от своих подопечных, спрашивая их, о чем же они жалеют на исходе жизни. Как оказалось, никто не сожалел о недостаточном объеме заработанных денег или недостигнутых карьерных высотах. Старики жалели о том, что не поехали в путешествие, что поругались с сыном, что не нарисовали картину. Все это — упущенные важные, но не срочные цели, о которых и пойдет речь далее.
Мастер-класс Бориса Альхимовича "Важное — не срочное". Фото: ИА PrimaMedia
Всего цели можно условно разделить на четыре типа. Важные и срочные — например, сдать тендер послезавтра. Вы не можете ничего с этим поделать. Есть неважные и срочные — обычно это какие-то навязанные цели или, например, не вовремя звонящий телефон. Есть неважные и несрочные — их вообще можно не делать. И есть последняя, самая неоднозначная категория: важное и не срочное. Это то, что люди чаще всего упускают. И именно на важных и не срочных целях Борис Альхимович и предложил сфокусировать внимание. Среди них может быть желание пойти в тренажерный зал, составить родословную своей семьи, научиться рисовать, профилактически заняться здоровьем. Все то, от чего жизнь заиграет новыми красками, но и без чего она не рухнет.
Нередко причина того, что нам не хватает стимула к достижению цели кроется в том, что цель-то в общем и не наша. В поисках своей истинной цели Борис Альхимович предложил использовать такой инструмент как "Видение будущего". Нужно представить себя через год. Что вы делаете? Где находитесь? Каким себя видите? Чем наполнен ваш день? Кто вас окружает? Чему вы радуетесь? Результаты желательно записать.
А теперь представьте, что прошло еще 5 лет и ответьте на те же самые вопросы. А теперь перенеситесь на 10 лет и 20 лет вперед. Вероятно, это будет уже сложнее. Можно прыгать в будущее и дальше, но этого минимума будет достаточно.
Завершающий этап — представьте, что вы умерли. Ваш дух вылетел из тела и смотрит на свою могилу. Кто стоит у нее? Что они говорят? На эту практику обычно уходит больше всего времени, лучше заложить около получаса, в то время как первые этапы могут занимать 5-10 минут.
Теперь важно проанализировать все написанное. В разных этапах жизни у вас могут появляться и исчезать определенные моменты, но что-то обязательно пройдет красной нитью через все временные периоды.
"Это именно то, что действительно важно для вас. Опираясь лишь на это, можно дальше формулировать цели", — отметил Борис Альхимович.
Для того, чтобы убедиться, что цель действительно подходит именно вам, можно прибегнуть к еще одному инструменту: "Чтобы что?". Вы берете свою цель. Допустим, пойти в фитнес-центр. И задаете себе вопрос: "Чтобы что?" Отвечаете на него и на свой же ответ снова задаете вопрос: "Чтобы что?" И так несколько раз. Обычно 4-5 таких вопросов оказывается достаточно, чтобы достаточно глубоко окунуться в понимание себя и своих истинных потребностей. В результате вполне может оказаться, что вам нужно не в фитнес-зал, а к психологу, чтобы принять и полюбить себя, а вовсе не похудеть.
"Есть еще один классный инструмент — квадрат Декарта. Вы берете эту цель и задаете себе 4 вопроса: "Что будет, если это произойдет?", "Что будет, если это не произойдет?", "Что не будет, если это произойдет?" и "Что не будет, если это не произойдет?". Проводя такую саморефлексию вы углубляетесь и доформулируете вашу цель более четко", — поделился Борис Альхимович.
Помимо этого, отметил эксперт, важно посмотреть на свои цели через призму своих же ценностей. Например, вы решили уйти с работы с работы в найме и открыть свой бизнес. Занявшись им, вы стали зарабатывать больше, но совсем погрязли в работе с головой. А ваша ценность на самом деле не деньги, а семья, на которую теперь нет времени. В итоге вы теряете отношения в семье и получаете деньги, которые вам не важны.
Затронул Борис еще два инструмента по формированию целей. Первая — техника SMART, распространенная, но уже теряющая свою актуальность. Она предполагает постановку четких, измеримых целей. Например, к 2023-му году продать 8 контрактов по 300 тысяч рублей не менее, чем 8 раз. Другая техника под названием OKR (Objectives and Key Results) более гибкая и предполагается наличие лишь ключевых результатов, не таких конкретных, как в технике SMART.
Например, вы поставили себе цель стать лучшим ивент-агентством России. А как это определить? Подобного рейтинга не существует. Тогда можно сформулировать ключевые результаты: иметь самых счастливых сотрудников по результатам опроса, самую низкую текучку кадров на рынке, международные награды и так далее.
Итак, цель поставлена. Она соответствует вашим ценностям, но вы все еще не движетесь к ней. Знакомо? У скольких из нас лежит так и не использованный абонемент в спортзал? А не просмотренные, но уже оплаченные онлайн-курсы? Борис Альхимович отметил, что сложность в реализации таких целей кроется как раз в их важности. Они настолько ценны для нас, что нам порой страшно начинать их реализовывать. А вдруг не получится? Ведь так не хочется проиграть в важной для тебя игре.
"Есть методика, которая называется "Поиск суперсилы". И у каждого она есть, даже не одна. Смотря через нее как через призму на ваши цели, вы быстрее начнете их реализовывать. Например, ваша цель — начать бизнес, при этом суперсила — общительность. Скорее всего, вам нужно начать бизнес через нетворкинг. Возможно, где-то произойдет состыковка, и у вас появится идея для предпринимательства", — рассказал эксперт.
Для того, чтобы определить свою суперсилу, постарайтесь вспомнить 5 ключевых событий вашей жизни, которые сделали вас таким, какой вы есть сейчас. Это может быть любое негативное или позитивное событие, глобальное или совсем небольшое, но сильно на вас повлиявшее. Возможно вы дали отпор драчуну из параллельного класса или пошли учиться не туда, куда хотели отправить вас ваши родители.
Далее выпишите эти 5 событий и поделитесь ими с как можно большим количеством людей. Удивительно, но совершенно незнакомый вам человек легко увидит связь в этих событиях и назовет вашу суперсилу, которую вы сами могли годами не замечать.
"В итоге вы получите набор ответов, и они где-то начнут коррелировать, между ними будет взаимосвязь. В итоге вы узнаете свою суперсилу. Мы это делали в бизнес-клубе. Мои друзья оттуда, успешные предприниматели с миллиардным оборотом подходили ко мне потом и говорили, что это перевернуло их жизнь. Они нашли свою суперсилу и вообще прозрели", — поделился Борис Альхимович.
Еще один рабочий инструмент по продвижению к цели — записаться в челлендж. Соревновательный элемент зачастую является мощной движущей силой.
"Мы говорим не о том, чтобы прожить так всю жизнь. Я говорю о том, чтобы так начать. Если вы возьмете товарища и скажите: давай с тобой наперегонки, кто первый напишет родословную за этот год до третьего колена у вас будет мотивация начать делать. И цель из разряда "важное и не срочное" начнет сдвигаться в квадрат "важного и срочного", начнет гореть, потому что у челленджа есть конечный результат", — отметил эксперт.
Если вас не мотивируют соревнования, можно попробовать найти себе товарища по достижению конкретной цели — бадди. Именно так авторский курс "Важное\не срочное", о котором и шла речь на мастер-классе, преобразовался в Клуб реализаторов кайфовых целей. Общение между участниками происходит в отдельном Telegram-чате (18+). В 2023 году, по словам Бориса, он будет перезапущен. Основная идея клуба заключается как раз в том, что вместе достигать важных, но не срочных целей, поддерживая друг друга на пути. Причем совсем не обязательно, чтобы цель была одинаковая. Так желающий бросить курить легко может поддерживать того, кто решил во что бы то ни стало играть на гитаре. Главное, что оба они в заранее установленное время отчитываются друг перед другом о проделанной на пути к цели работе.
Борис Альхимович, серийный предприниматель. Фото: ИА PrimaMedia
Простое, но не всегда очевидное решение по движению к цели — выбрать самый простой шаг, которые занимает минимум сил и времени. Его невозможно не сделать. Если вы хотите в отпуск на Мальдивы — поищите информацию о турах в интернете. За первым шагом скорее всего начнется второй, третий, четвертый, вас начнет затягивать, и вы сможете начать.
Не стоит пренебрегать и планированием свободного времени в расписании.
"У меня записано абсолютно всё — все мои беговые тренировки, все мои осмысления целей. Каждое воскресенье вечером у меня есть задача придумать, что мы будем делать семьей в следующие выходные, потому что семья является одной из моих ценностей. Не смотря на 5 бизнес-проектов, я успеваю проводить с ними время. Обязательно нужно в календаре бронировать время для себя. Многие люди этой банальной вещи не делают", — сказал Борис Альхимович.
Еще одна рекомендованная экспертом техника — письмо благодарности себе от себя будущего. Вы представляете, что вы уже достигли своей цели и пишете себе письмо. Таким образом, вы словно поддерживаете сами себя и придаете себе сил.
"Другой инструмент, который помогает начать — это MVP (Minimal Viable Product). Минимально ценный продукт или прототип. Это термин из IT, когда прежде, чем создать большой продукт вроде Яндекса, люди создают прототип и начинают его тестировать. Не пытайтесь сразу стать Моне, если ваша цель — просто научиться рисовать, начните с малого", — поделился Борис Альхимович.
Мастер-класс Бориса Альхимовича "Важное — не срочное". Фото: ИА PrimaMedia
Цель поставлена, движение к ней начато. Как же двигаться к цели более эффективно? Здесь на помощь могут прийти несколько методик. Одна из них, очень известная, Pomodoro. Она предполагает интервальную работу над задачей, когда вы ненадолго, но глубоко погружаетесь в работу.
"К примеру, ваша задача — прочитать за год 10 бизнес-книг. И у вас вечно не хватает времени на это. Но достаточно ввести себе за правило каждый день читать 10 минут утром и 10 минут вечером, не отвлекаясь ни на что. Слышали про теорию маленьких шагов? Это, собственно, она. И это, правда, работает", — сказал Борис.
Еще одна эффективная методика продвижения к цели — это дневник благодарности. Хвалите себя, даже за мелочи. Если ваша цель пробежать марафон, и вы собираетесь похвалить себя лишь на финише через 42 км, вы точно сломаетесь. Поэтому хвалите себя: за 1, 5, 10 км. Можно даже сделать специальный дневник благодарности самому себе и отмечать в нем свои самые небольшие, но успехи.
"Еще один инструмент называется "спотыкаться о свои цели". Если вы хотите чаще заниматься спортом — поставьте турник в коридоре, если решили бегать — развесьте по дому плакаты. Знаете, как плакаты желаний", — рекомендовал эксперт.
Другая действенная методика - "убить трех свиней одной птицей". Или хотя бы двух. Попробуйте совмещать свои важные и не срочные цели. Например, можно одновременно бегать и слушать аудиокниги, можно встретиться с бизнес-партнером и прогуляться по парку.
Не менее эффективно продвигаться к цели помогает визуализация. Например, ежедневные отметки о том, удалось ли вам сегодня сделать хоть что-то в направлении к цели.
"Большое количество людей обладают такой психикой, что когда они открывают такую табличку в конце недели и видят три нолика, дни, в которые они ничего не сделали, это мотивирует их в дальнейшем делать больше. Это работает", — сказал Борис Альхимович.
И, конечно же, не стоит забывать о режиме "не беспокоить", чтобы погружаться в задачу максимально глубоко и эффективно. Избыточное количество уведомлений и напоминаний в наших гаджетах этому зачастую препятствует.
Итак, цель ваша, ценностям соответствует. Начали двигаться круто. Но прошел месяц, и вот всё как будто забыто. Словно и на мастер-класс не ходили, и книжек не читали, и ничего не делали. Раз пропустил, два, три, и незаметно мотивация улетучилась. Цель-кочевник снова перебралась в планы на следующий год.
Для того, чтобы с вами подобного не произошло, важно экономить энергию и помнить, что она конечна. Не тратьте ее зря на ситуации, которые вы не в силах изменить. Помимо этого важно значть и учитывать свои периоды высокой энергии и низкой энергии, они есть у каждого.
Борис Альхимович, серийный предприниматель. Фото: ИА PrimaMedia
"Все цели надо делить на две части: те, которые можно делать с низкой энергией, и те, которые можно делать только с высокой. К примеру, для меня задачи с высокой энергией — те, которые я должен сделать сам лично: продумать и прописать. Я стараюсь выполнять их в первой половине дня, когда полон сил. А вот как раз встречаться, придумывать креативные идеи я могу практически в любом состоянии, для меня это легче. Это я планируют на вторую половину дня, когда энергии меньше", — поделился Борис Альхимович.
Справка. Борис Альхимович — серийный предприниматель, за спиной которого 5 бизнес-проектов в области креатива. Самый большой из них — ивент-агентство "Redday", одно из крупнейших в России. Также Борис Альхимович создал Ассоциацию агентств России "Russian Event Marketing Association" REMA и был ее председателем в течение 2-х лет. Он ведет и модерирует множество мероприятий, является фасилитатором, а ранее профессионально играл в ВКН.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2023 выступили Приморское отделение Союза журналистов России, Союз журналистов России, при поддержке Правительства Приморского края, Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив". Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро".
Информационные партнёры мероприятия: Редакция "ФедералПресс" (16+), Интернет-портал "Российской газеты" (16+), Радио DFM (16+), Ретро FM (16+), Общественное телевидение Приморья (16+), hh.ru (0+), Сетевое издание "VLADNEWS" (18+), Сетевое издание "Primorye 24" (18+), 8 телеканал (12+), Радио "Ви-Би-Си" (12+), Радио "Лемма" (0+), Дальневосточный Медиа Центр (18+), Дальневосточный глянцевый журнал [OFF] (18+), Радиостанция Новое радио (12+), Сеть кинотеатров “Иллюзион” (0+).