18 апреля 2011. Владивосток, 18 апреля, PrimaMedia. В известной дилемме "казнить нельзя помиловать" военная прокуратура Тихоокеанского флота ставит запятую после слова "казнить". Таково мнение контр-адмирала запаса, бывшего заместителя начальника штаба ТОФ Андрея Войтовича, высказанное им в письме, полученном редакцией РИА PrimaMedia.
"Казнить нельзя помиловать. Где поставят судьи запятую?" - задается вопросом контр-адмирал Войтович, обращаясь к громкому делу командира АПЛ "Нерпа" капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева, из которого, убеждены многие офицеры-подводники, делают "крайнего" в аварии на этом атомоходе, а искать виновных никто не собирается.
"Подводники России внимательно наблюдают за ситуацией вокруг Лаврентьева и переживают за судьбу своего товарища, который вскоре предстанет перед судом, - продолжает Войтович. - Где поставит запятую в словах "казнить нельзя помиловать" военный суд, предположить нетрудно. Но возможен ли суд с участием присяжных заседателей? Такая вероятность существует - уже есть соответствующее постановление, подписанное заместителем председателя Тихоокеанского военного суда Федоровым. Значит, появилась надежда на справедливость. Значит, мы имеем шанс получить ответ на важнейший вопрос: кто сегодня должен быть на скамье подсудимых вместо командира АПЛ "Нерпа" и ответить за гибель 20-ти человек?
Могу назвать имеемые на сегодня совершенно очевидные и неоспоримые факты в пользу гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева.
ТТЗ (тактико-техническое задание) на проектирование, разработку и изготовление новейшей системы управления общекорабельными системами и, в частности, дистанционного автоматизированного управления системой пожаротушения, в уголовном деле отсутствует, оно никак не изучено, оценка следствием этому ТТЗ не дана. В то же время все ходатайства стороны защиты и обвиняемого о приобщении этих документов к материалам прокуратурой дважды отклонены.
Именно из этих документов звучат фамилии должностных лиц предприятия-проектанта, предприятия-разработчика и изготовителя системы, представителя-заказчика от Минобороны РФ, и ряда других предприятий, допустивших грубые просчеты в несоблюдении государственных военных стандартов по сохранению жизни и здоровья людей при создании новых образцов вооружений и военной техники.
Какие именно ГОСТы были несоблюдены, я всегда готов указать следствию по делу об аварии на АПЛ "Нерпа".
Примечательно в данном случае то, что этими же предприятиями государственные стандарты практически выполнялись и были выполнены на других проектах подводных лодок, построенных ранее. Отмечу также, что за последние 20-30 лет, при прохождении военной службы на подводных лодках несколько сотен тысяч людей с разными уровнями подготовки, и крайне неудовлетворительными в том числе, подобных случаев несанкционированной подачи огнегасителя в отсеки статистикой катастроф и аварий на кораблях ВМФ, к тому же с гибелью людей, не зафиксировано.
Между тем, значимость выполнения государственных военных стандартов по предупреждению гибели, сохранению здоровья людей очевидна.
Выполнение контракта по строительству подводного корабля в соответствии с нормативной базой ВМФ регламентирует разработку тренажёров создаваемой новой техники для подготовки экипажа АПЛ. Требования к учебно-тренировочным средствам должны быть отражены в ТТЗ (тактико-техническом задании на систему).
Так вот, тренажеры для подготовки экипажа Дмитрия Лаврентьева Военном-Морским флотом РФ даже не заказывались.
За это нес ответственность бывший начальник Управления боевой подготовки ВМФ РФ, который так и не ответил, почему не заказывались тренажеры. Впрочем, он произнес невнятное: "На других кораблях этого (аварии с двумя десятками жертв. - Прим. ред.) не произошло". И это говорит должностное лицо, которое в полный рост отвечает за обеспечение обучения экипажа АПЛ!
Следствие не дало ответ и не назвало должностных лиц, продавших большую часть чистого фреона (огнегасителя) и присвоивших порядка 5 млн рублей, а также должностных лиц, которые не провели входной контрольный анализ огнегасителя перед загрузкой в резервуары системы пожаротушения АПЛ.
Не дана следствием и оценка воздействия на организм человека смертельно-ядовитой смеси газа, который был в системе пожаротушения на "Нерпе". Эта смесь состояла из 34% чистого фреона 114В2 и 64% тетрахлорэтилена. Материалы экспертиз Дальневосточного государственного университета химии и прикладной экологии, а также московского 111-го главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз, в материалах следствия говорят сами за себя. Самый главный вывод ученых заключается в том, что в замкнутом объеме без всяких изолирующих средств (будь в системе чистый фреон 114В2) при превышении предельно допустимой концентрации чистого фреона в 300 000 ПДК половина людей по истечении двух часов были бы еще живы. (Авария на АПЛ длилась несколько минут.)
Поставленное в основу следствием обвинение в низкой подготовке личного состава по борьбе за живучесть противоречит хорошей оценке командира соединения, принявшего от экипажа задачу Ж-1 "борьба за живучесть АПЛ на стоянке".
Подтверждением этой оценки являются выводы комиссии ВМФ по расследованию причин аварии и многочисленные показания свидетелей, отмечающие грамотные, четкие и своевременные действия лично командира АПЛ, всего личного состава экипажа. И как результат - десятки людей спасены, благодаря умелому руководству в аварийной обстановке, высокой выучке и мужеству моряков-подводников, спасших по большому счёту и сам корабль.
Всё это, убежден, указывает на уход от ответственности представителей военно-промышленного комплекса страны, вводящих в заблуждение следствие и прокуратуру. И ничего более... Надо служить закону", - заключает контр-адмирал Войтович.
С контр-адмиралом абсолютно согласен Александр Кулаков, адвокат командира "Нерпы", который считает, что сегодня есть все основания не доверять военной прокуратуре ТОФ, передавшей материалы уголовного дела по факту аварии на корабле для рассмотрения в суд.
Напомним, авария на атомной подводной лодке "Нерпа", которую Минобороны планирует передать Индии, произошла 8 ноября 2008 года. При проведении ходовых испытаний в Японском море на корабле несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате 20 человек погибли, в основном, гражданские лица, входящие в состав сдаточной команды АПЛ.