25 апреля 2011. Владивосток, 25 апреля, PrimaMedia. Управляющая компания Первореченского района насчитывает в своем ведении ровно 560 домов. И к каждому из них у нее индивидуальный подход, который в первую очередь проявляется в отношении с собственниками. Ведь именно от них зависит общее техническое и санитарное состояние дома, в котором они живут. О том, каким именно образом добиться равноправного партнерства и взаимопонимания, рассказала корр. РИА PrimaMedia Татьяна Плотникова, заместитель директора ООО "Управляющая компания Первореченского района".
"Два важных правила запомнить для начала…"
- Каким образом, на ваш взгляд, управляющая компания и собственники могут прийти к партнерским отношениям?
- Сегодня существует только один путь – уважительный диалог, в котором обе стороны предельно откровенны и готовы, как минимум, выслушать друг друга. При осуществлении своей деятельности управляющая компании обязана быть максимально открытой перед своими собственниками. Они же, в свою очередь, стараются быть объективными и всегда помнят, что управление многоквартирным домом, их домом, возможно лишь в соответствии с заключенным договором. Я не вижу иных действенных способов.
- И как же организовать этот диалог?
- Собственники должны видеть, что управляющая компании с полной ответственностью и отдачей подходит к решению их проблем. Соответственно, вся необходимая информация по выполненным на доме работам – их виды, используемые материалы, сроки и объемы – должна своевременно и оперативно поступать к собственникам. Каждой компании следует взять за правило – постоянно обсуждать с собственниками их будущее: в каком положении находится дом, какие меры необходимо предпринять для улучшения его санитарного и технического состояния? Только постоянное общение, в ходе которого рассказывается о том, сколько средств имеется на доме и куда их планируется направить, может настроить собственника на диалог.
Через тернии к звездам
- Следование этим правилам позволяет ориентировать жителей на заботу о своем доме, воспитать в них активную гражданскую позицию и ответственность?
- К сожалению, не всегда. Большинство все еще живет прошлыми понятиями, когда все вокруг общее, и каждый отдельный человек ни за что не отвечает. А это уже, по сути, жизненная позиция, изменить которую чрезвычайно сложно. Сегодня нельзя мыслить стереотипами давно минувших времен, когда у всех пятиэтажек, к примеру, был один тариф, а у всех "свечек" другой. У каждого дома свои проблемы, решение которых требует неравнозначных затрат. Но зачастую собственники не хотят вникать в подобные "тонкости" и просто пишут – тариф не повышать. И такие проблемные дома есть у каждой управляющей компании – такова уже реальность.
- Существуют какие-то способы решения данной проблемы или ситуацию можно назвать безвыходной?
- Нет, она ни в коем случае не должна ни считаться, ни оставаться таковой. Изменить ее можно путем направленной планомерной работы. Тем собственникам, которые мыслят понятиями коллективизации, необходимо объяснить, что по законодательству забота о содержании и техническом обслуживании дома лежит сегодня именно на их плечах. Соответственно, кроме самих жителей инициаторами проведения каких-то работ выступить никто не сможет. Решение должно быть принято на общем собрании 75% голосов и занесено в протокол, который потом предоставляется в управляющую компанию. Мы, к примеру, регулярно проводим собрания со старшими по дому, совещаемся, согласовываем сметы и акты выполненных работ – стараемся привлекать собственников к управлению домом. Активное участие человека в каком-то процессе гарантирует его заинтересованность и нацеленность на благополучный исход. Я всегда говорю, что популяризация информации – половина успеха.
В партнерстве ответственность делится поровну
- Но люди, в силу занятости и наличия собственным проблем, могут и не заметить, что дому требуется какой-то вид работ.
- Естественно. Именно для этого и нужны управляющие компании. Так, у нас два раза в год проводятся обязательные осмотры – осенний и весенний. В их ходе экспертами констатируется техническое состояние конструкций или инженерных сетей. И в зависимости от серьезности проблем, выносятся профессиональные рекомендации. Зафиксировав факт протечки кровли, к примеру, мы можем предложить собственникам в первую очередь отремонтировать ее, а уже потом обратить внимание на канализацию и подъезд.
- Жители охотно прислушиваются к таким рекомендациям?
- Вы знаете, чаще всего – да. За долгие годы работы на рынке с большинством граждан у нас сложились крепкие надежные отношения. Наши жильцы охотно следуют рекомендациям, потому что понимают – цель у нас общая. Жаркому обсуждению обычно подлежат способы изыскания средств.
- В силу чего?
- Возьмем все тот же пример с протекающей кровлей. Какие варианты у нас есть? Сняв деньги со счета дома, провести необходимые работы. Единственное условие – разрешение старшего по дому или иного уполномоченного собственниками лица. В том случае, если денег не хватает, мы можем доложить часть своих средств. При обязательной гарантии, погашения задолжности в счет будущих платежей. Или, прописав в счетах отдельную графу – на ремонт кровли, вести планомерный сбор средств в течение полугода, к примеру. Все эти варианты обсуждаются с собственниками в диалоговом формате.
Ставка на опыт и инновационные идеи
- И это позволило вам занять позицию самой лучшей управляющей компании в городе?
- Знаете, мы считаем этот статус весьма условным. Если объективно, без лицемерия оценить проделанную работу, то где-то она удалась на славу, а где-то были допущены промашки. Лучшая или худшая управляющая компания – это как показатель средней температуры по больнице. В одном доме люди посовещались и решили вложить в него побольше средств – дом получился как картинка. А в другом, ничем не отличающимся по своим параметрам и характеристикам, собственники более "сонные". Следовательно, мы при всем желании не сможем отработать на доме с таким же результатом. Но ведь для жителей эти веская причина дать не самый лестный отзыв.
- А как же внутренняя оценка деятельности и менеджмента компании?
- То, чем мы по-настоящему можем гордиться – это опыт и свежий взгляд. Стараемся, чтобы абсолютно все в компании: идеи, методы работы, способы общения с собственниками, отношения в коллективе – соответствовало требованиям сегодняшнего дня. В силу этого, ставка делается на молодых сотрудников, регулярно повышающих свою квалификацию. Ценнее кадров, пожалуй, не найти. Ведь эти люди стремятся не только реализовать себя, но и изменить мир вокруг. Нашими приоритетами является честная и открытая игра на рынке жилищных услуг, именно поэтому мы являемся членам СРО. По каждой проведенной работе, по каждой статье расхода мы готовы предоставить отчет. Эта открытость, нацеленность на согласование всех вопросов с собственниками является, как говорят сегодня, фишкой нашей компании.
Контакт? Есть контакт!
- Значит, можно сказать, что плотность контакта, который вы устанавливаете с жителями, зависит от них?
- Именно так. Сегодня все учатся: они быть собственниками, мы – управленцами, а вместе – строить взаимоотношения. И если раньше, когда текла крыша, безоговорочно и моментально был виноват ЖЭК. То сегодня ситуация требует учета внесенных временем модификаций. Обратились ли жители, во главе со старшими по дому, в управляющую компанию с возникшей проблемой? Вынесли ли вопрос на общее собрание? Мы всегда готовы к конструктивному общению, организованному в соответствии с положениями жилищного законодательства. Плохой он, хороший ли – он есть и он обязателен для всех.
- Согласно ему, надлежащее техническое и санитарное состояние дома является заботой собственника, а его ответственность, соответственно, выражается в денежном эквиваленте…
- Верно, но как потратить эти средства решают только они. Так, например, за жителями остается право выбора подрядной организации и материалов. Во время согласования сметы, все эти вопросы подлежат обсуждению. И если собственники решат, что им нужен материал дешевле, мы не будем чинить препятствий.
- Но ведь желание сэкономить может пагубно отразиться на доме?
- Естественно. Всегда нужно отдавать себе отчет в том, что низкая стоимость материалов гарантирует неудовлетворительное их качество. Сегодня на рынке очень много китайской продукции, использование которой значительно сказывается на общем состоянии дома. Так же ни в коем случае нельзя экономить на инженерном оборудовании: запорных арматурах и трубах. Некачественные пластиковые окна могут привести к промерзанию квартиры зимой. Даже при отделке подъезда необходимо, элементарно, обращать внимание на производителя шпаклевки. Сложно назвать позицию, на которой можно было бы сэкономить без видимого ущерба. Однако иногда бывает необходимо позволить собственникам набить свои собственные шишки и пройти через череду проблем, чтобы в будущем стать опытнее и подходить ко всему с позиции пользы для дома. Люди учатся на своих ошибках и понимают - в современных реалиях управляющие компании необходимы, а партнерство с ними оправдано.