6 июля 2023. На фоне очередного роста цен на бензин на Дальнем Востоке вновь муссируется тема создания в регионе третьего нефтеперерабатывающего завода. В Приморье подобный проект после свертывания ВНХК стал неактуален, на Сахалине "Газпром" пока остановился на обосновании инвестиций, а вот Хабаровский край с его весьма активным губернатором, якобы даже нашел соинвестора из-за рубежа (читай, из Поднебесной).
Отработав на практике строительство краболовных судов вопреки санкционному давлению, дальневосточные верфи продолжают формировать новые пакеты заказов. Бенефициаром одного из них выступает группа компаний "Антей", близкая к которой структура планирует построить во Владивостоке рыбный порт с общим объемом инвестиций 9 млрд рублей.
Новый гостиничный комплекс с казино на территории интегрированного развлекательного курорта (ИРК) "Приморье" построит компания из Владивостока, готовая вложить в проект 2,5 млрд рублей.
Тему строительства в Хабаровском крае третьего нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в очередной раз поднял губернатор региона Михаил Дегтярев. Правда, как это часто бывает у увлекающегося прожектами губернатора, конкретики как не было ранее, так не отмечается и сейчас. Поэтому остаётся гадать на "бензиновой гуще".
Михаил Владимирович пообещал объявить о строительстве нового НПЗ этим летом или осенью. Пожалуй, дотянет с интригой до Восточного экономического форума (18+), где это будет прозвучит более громко. Но в таком случае за выданные авансы ему придётся в итоге отвечать перед главой государства, который не пропускает ни одного форума.
Уже практически вот на выходе решение, крупнейший инвестор — наш российский и зарубежный. (Завод) будет построен под Хабаровском. Который и глубину переработки, и объем переработки нефти значительно увеличит. Прибыльность этого мероприятия, это уже третий-четвертый передел нефти, вырастает в разы, значит вырастает налоговая база. Если все получится, мы налогов до 3-4 млрд (рублей) в год плюсом будем получать по завершении строительства. Есть вот такой план",
— сказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.
Пикантность ситуации в именах инвесторов, которые вроде бы уже даже найдены. Понятно, что при нынешней картине дня забугорным инвестором, скорее всего, будет выступать Китай, у которого есть и технологии (санкционное давление никто не отменял), и финансовые возможности, и рабочие руки, наконец. Вопрос — зачем это соседям, ведь они предпочитают закупать у России нефть с дисконтом и перерабатывать её на собственных заводах.
На данный момент в ДФО работают два НПЗ, оба в Хабаровском крае, — ООО "Комсомольский НПЗ" (входит в "Роснефть") и АО "ННК-Хабаровский НПЗ" (принадлежит "Независимой нефтегазовой компании", ННК). Проектная мощность первого составляет 8 млн тонн нефти в год, второго — 5 млн тонн.
Понятно, что потянуть проект с российской стороны могут только крупные игроки. И желательно, с наличием дополнительных преференций для проекта (режимы ТОР и СПВ не в счёт). По некоторым оценкам, создание производства "с нуля" обойдётся в $1,5-2 млрд.
В октябре 2021 года глава НК "Роснефть" Игорь Сечин на совещании по развитию ТЭК под руководством президента РФ Владимира Путина отмечал, что на Дальнем Востоке с двумя работающими НПЗ проблема дефицита составляет около 3 млн тонн товарных нефтепродуктов (на тот момент).
Перевозка топлива из Центральной и Восточной Сибири повышает стоимость топлива из-за логистического плеча и ставки железнодорожных тарифов. В связи с этим правительством введено субсидирование железнодорожного тарифа при перевозке топлива в ДФО.
"Мы вам докладывали о возможности реализовать проект по Дальневосточному НПЗ. К сожалению, договориться с министерством финансов по экономически целесообразному режиму, который бы обеспечивал возвратность на вложенный капитал, нам не удаётся пока. Мы надежду не теряем, будем продолжать эту работу", — сказал Игорь Сечин на совещании по развитию ТЭК.
Отметим, что "ННК-Хабаровский НПЗ" в 2022 году переработал более 5 млн тонн нефти, до этого несколько лет объёмы производства держались на уровне 4,6 млн тонн в год. Ранее озвучивалось, что ННК может вложит 41 млрд рублей в модернизацию завода, мощность которого может увеличиться до 10-15 млн тонн за счет строительства комплекса глубокой переработки нефти (КГПН), а также реорганизации существующей инфраструктуры.
Возможно, что г-н Дегтярев имел ввиду как раз этот проект. То есть действующих заводов в итоге останется два, но появится новое технологичное производство на одном из них.
Тем временем цены на бензин на Дальнем Востоке начали повышаться, причем, не только на независимых АЗС, но и у крупных сетей, имеющих прямой доступ к местным НПЗ.
По данным Росстата, в России с 26 июня по 3 июля 2023 года средние потребительские цены на бензин марки Аи-92 выросли на 14 копеек и составили 48,46 рублей за литр. Средние цены на Аи-95 увеличились на 16 копеек, до 52,88 рублей за литр, стоимость Аи-98 выросла на 11 копеек и составила 63,26 рублей за литр. Дизельное топливо подорожало на 7 копеек, до 58,38 рублей. Рост цен на бензин отмечен в 72 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Республике Тыва (на 3,5%) и Камчатском крае (на 1,6%).