Забудьте о таком — правила от психологов, чего нельзя делать или говорить детям и подросткам

Какие действия родителей могут серьёзно навредить как ребёнку, так и отношениям с ним
Тематическая иллюстрация
Фото: freepik.com

10 июля 2023. С постоянным развитием в обществе начинают формироваться новые ценности, часто с уходом от старых тенденций и взглядов, в том числе и в воспитании детей. То что ранее все считали нормой, сейчас может стать причиной лишения родительских прав. Какие именно действия родителей в воспитании могут навредить несформировавшейся психике ребёнка — в интервью ИА PrimaMedia со старшим преподавателем кафедры общепсихологических дисциплин, сотрудником социально-психологической службы здоровья ТГМУ и практикующим психологом Ольгой Асриян.

Как рассказала практикующий психолог Ольга Асриян, первое правило заключается в том, что в подростковом возрасте проявляется всё то, что формировалось раньше. Психика развивается таким образом, что есть несколько сензитивных периодов именно развития сферы взаимодействия.

Первый период — младенчество, когда ребёнок тесно связан с мамой, потом — период дошкольного детства, когда он развивается во время игры, взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками. И далее у подростков так называемое интимно-личностное общение со сверстниками, то есть доверительное. И если есть проблемы, которые формировались ранее, они проявляются в подростковом возрасте во всей красе. Например для младенца крайне важно, чтобы мама была отзывчива на его потребности, допустим отзывалась на звуки, которые он произносит. Если это упущено, то сложности эмоционального характера могут проявиться в подростковом возрасте

Проблемы не падают ни с того ни с сего на голову в подростковом периоде — они формируются на всех предыдущих этапах.

Второе очень важное правило — давать ребёнку содержательную обратную связь гораздо лучше, чем говорить ему просто "ты молодец", "ты лучший" и делать из него икону. Ведь второй вариант — прямая дорога к тому, что он во взрослом возрасте будет чувствовать себя недотягивающим до этой планки.

"Конструктивная поддержка намного лучше. Например, "у тебя здорово получается печь пирожки", "ты находчиво нашёл выход из ситуации". Это делается для того, чтобы у ребёнка в представлении о себе внедрились позитивные аспекты, потому что мы обычно запоминаем только негативное, так как это особенность нашего мозга", — поясняет Ольга Асриян.

Третье правило — не вешать ярлыки. Это касается и внешности — того, что ребёнок не может исправить прямо сейчас. Поэтому даже если мы говорим из добрых побуждений "ты мой слонёнок", это может существенно нанести удар по самооценке. 

Следующее правило состоит в том, что следует избегать непоследовательности. Когда мы говорим одно, а делаем другое. Например, когда говорим, что за таким поступком последует то или иное, и это не следует, то ребёнок перестаёт прислушиваться к мнению родителей.

Ещё — нельзя подавлять чувства. Но и точно так же, нельзя заставлять испытывать какие-то чувства. Например, заставлять испытывать чувство благодарности. Так это не работает, чувства либо рождаются, либо нет.

"Не рекомендую формировать очень жёсткие границы, где нет права на ошибку, потому что впоследствии уже взрослый начинает к себе относиться, как к функции. То есть начинает себе прививать мысли, что он должен быть лучшим во всём, а места для радости здесь уже не остаётся", — сообщает специалист.

Психолог также не советует родителям строить из себя сверхлюдей, которые не испытывают сложных тяжёлых чувств, замешательств, не совершают ошибок. Специалисты считают, что чем человечнее и честнее родитель ведёт себя с ребёнком, тем больше шансов на действительно крепкий контакт. 

И самое обыденное — не рекомендуется сравнивать детей между собой. Но если очень хочется сравнить, то лучше сравнивать с самим ребёнком на разных возрастных этапах или в разных ситуациях. А сравнения с другими людьми — это основа для невроза во взрослой жизни. 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость