"По "цифре" сильно отстаем от соседей"
- Валерий Викторович, чего вы ожидаете от перехода ВГТРК на цифровой формат?
- Это важно с точки зрения как экономики, так и качества изображения. Мы очень здорово отстаем от наших соседей. Формат давно работает в Европе, развивается в Китае, даже Хабаровск нас сильно опередил. Там работает и ТГТРК в цифровом формате, и канал "Губерния" на 9-й кнопке.
Запустим цифровое телевидение в полном объеме - получим не только другое ТВ, но и другой уровень телефонной связи, Интернета. Появится новый 9-й канал, региональный. Я надеюсь, им станет ПТР.
Есть объективные трудности у связистов, которые занимаются прокладкой новых линий.
Как только будет отмашка наших коллег, мы готовы подавать сигнал.
Далее запланировано перевести на цифровой формат радиовещание. Сейчас есть дефицит частот по FM-вещанию, из-за дороговизны практически не используются средние волны, я уже не говорю о длинных. Владивосток – один из немногих городов страны, где нет государственного радиовещания на FM.
Когда перейдем на "цифру", спокойно будем вещать, не на 18 радиостанций, а на гораздо большее количество. Через спутник охватим все Приморье. Пока ни одна из радиостанций такой аудитории не имеет. Когда кто-то говорит: нас слушает весь Приморский край, я отвечаю: не надо врать. Даже радио "Россия" не на весь регион вещает.
- Насколько ВГТРК ощущает на себе давление конкурентов?
- Наш конкурент – это федеральные "Вести". Мы – часть ГТРК, и нам остается соревноваться самим с собой. А вот реального конкурента, каким было в свое время ОТВ-Прим, сейчас нет, к сожалению. Никто не может объяснить, почему вещание этой телекомпании убрали с третьей кнопки, и сейчас они работают на 38-м канале и вставками на России-2. 38-й канал слабенький, да и Россия-2 – мелочь по рейтингу. Чтобы хорошо работать, надо иметь собственный канал, каким был третий. В результате доля ОТВ на рынке снижается.
Да, хорошие программы делают на ТНТ, в компании "Лица", выходят новостные минуты на РВК, но конкурентов по рейтингу у нас нет. Это плохо, так как трудно заставить своих журналистов работать более качественно. Получим рейтинг 6,8 процентов, что это изменит? У ТНТ – рейтинг 2 процента. Отрыв очень большой, зачем выкладываться, если ты и так лидер?
В Хабаровском крае – иная ситуация, там "Губерния" соревнуется с ТГРК, что идет на пользу обеим компаниям.
- Как сказывается подготовка к саммиту АТЭС на государственной телекомпании?
- Освещать проведение саммита непосредственно ВГТРК не будет, мы оказываем техническую поддержку, обеспечиваем подачу сигнала на остров Русский. Наши сотрудники будут задействованы в этой части. Вести съемки приедет большая группа специалистов из Москвы, заграничные корреспонденты.
Сейчас нам должны поставить оборудования на 132 млн рублей, в рамках работ по проведению саммита, а я думаю, как бы от него отказаться. Кто будет платить налог на имущество, амортизационные отчисления? Во сколько обойдется перевезти оборудование на остров Русский, чтобы работать там? Какова в итоге будет себестоимость продукции?
Пример. Мы отсылали группу снимать в Партизанский район - снимать шаманов, которые "изгоняли беса" из мальчика, и в результате он умер. Съемочная группа была в командировке целый день.
Затраты - больше 20 тысяч рублей, результат - 30-секундный ролик, который вышел в программе "Прямой эфир".
Вообще, телевизионное оборудование - очень дорогое. Стоимость студии, которая работает у нас второй год – 32 млн рублей.
- То есть, экономические вопросы для вас – основные?
- Что касается телевидения, здесь на первом месте деньги стоят. Недавно ВГТРК получило две новые камеры, стоимостью несколько миллионов рублей каждая. Причем, это не самые передовые камеры. Такой вот порядок цифр.
По-доброму завидую китайским коллегам, там вкладывают в ТВ безумные деньги. Хотя мы в последнее время получили систему GSM, студию, что-то поставят к саммиту, все-таки – отстаем, не говорю про Харбин, не уступить бы Цзиси. Хотя по техническому оснащению мы, безусловно, лидеры в Приморье.
Нужно платить, кстати, не только за технику, но и за канал. Если мы запустим цифровое вещание, в первое время придется содержать и "цифру", и аналоговое вещание. Есть ли в краевом бюджете несколько лишних десятков миллионов рублей? Мы с руководителем ОТВ-Прим Михаилом Полусмаком общались на эту тему с губернатором. Сергей Михайлович сейчас думает.
"В России уничтожается местное вещание"
- Вы не считаете, что "в телевизоре" слишком мало культурных новостей?
- Каждый год защищаю бизнес-план в Москве, и когда начинаю говорить про ту же культуру, мне говорят: а чем ты финансируешься? У тебя есть под это деньги? Если даже программу любят, смотрят, у нее хороший рейтинг, все равно требуется финансирование. Хотя бы тем же связистам заплатить.
Мне, допустим, нравятся многие спектакли театра Горького во Владивостоке, считаю, они не хуже московских постановок. Съемки спектаклей у нас есть. Я предлагал размещать их на канале "Культура", но заинтересованности не встретил.
- Вам это не нравится?
- Фактически в России уничтожается местное вещание. Раньше у ВГТРК было 8 часов телевизионных, 18 – на радио. Ужимают, ужимают, сейчас на радио 4 часа, на ТВ – 4,5.
Был у Приморья свой второй канал, который сейчас называется "Россия-2". Там спорт показывают.
Заметьте, многие региональные телекомпании, которые гремели раньше: томское, красноярское ТВ, их не слышно.
Хорошие программы – большие деньги.
"Амбициозных на ТВ мало"
- Почему немного новых лиц появляется среди ведущих программ на телевидении?
- С девушками – проблем нет никаких, а парней не хватает. Часто так бывает: хороший голос, лицо, человек комфортно чувствует себя в кадре, а заинтересованности работать нет. Хотя, считается, мужик должен пахать, зарабатывать деньги, амбициозных мало. Проблема такая не только у нас. Мужчин на телевидении – меньше одной трети, что не есть хорошо. Нам приходится выкручиваться, искать журналистов, представителей сильного пола. Нужны люди, способные искать, делать сюжеты. Если ты ведущий программы, то сам должен ее создавать.
- Как складываются отношения телекомпании с политическими партиями, приморской властью?
- Мы – федеральная структура, поэтому нам проще работать и с губернатором, и с мэрами. Есть ведь Москва, в конце-концов.
С партиями – ничего сложного. Хотя, сейчас, по закону, мы обязаны освещать деятельность всех парламентских партий абсолютно одинаково. Головная боль: чтобы у всех одинаковое количество секунд в конце месяца было. Так что приходится не партиям за нами, а нам за ними бегать.
- Как вы относитесь к появлению многочисленных телевизионных каналов в Интернете?
- Считаю, что появляется новый вид СМИ, конечно, очень перспективный. Однако говорить о смерти газет, тем более, телевидения, преждевременно.
Есть и технические ограничения. Пока кто смотрит эти интернет-ресурсы? Жители больших городов за большие деньги. Скорость передачи данных в Москве в 16 раз меньше, чем в Японии, что же говорить про Владивосток? А москвичи платят за Интернет в десятки раз меньше, чем мы. В Приморье проблемы с Интернетом бывают часто.
Когда мы сумеем обеспечить свободный доступ всех приморцев за небольшую плату… Каждому селу – хорошая оптоволоконная линия. Когда сеть будет нормальная, хотя бы, как в Китае, тогда мы сможем о чем-то говорить.
Вообще, сайт – это не телевидение, нечто другое, и название не найдено. Теоретики пока отстают от практиков.
Напомню, в 70-е годы, когда бурно развивалось телевидение, прочили газетам смерть, она не состоялась. Аналитика настоящая, она живет не на телевидении, не в Интернете. Почитал газету, отложил, подумал. Всё тут консервативно.
Думаю, в других СМИ останется прежде всего то, что не идет в Интернет. Пока у нас работают интернет-версии традиционного медиа-ресурса: газеты, ТВ-канала, информационного агентства.
Наш сайт, кстати, увидело московское руководство, и сказало: ничего себе. Сделал молодой парень, в одиночку, за два месяца.
Отмечу: ВГТРК, конечно, государственная структура, консервативная, тем не менее, у нас очень молодой коллектив. Хотя работают и семидесятилетние.
"Пиарщик должен хорошо знать и понимать журналистику"
- Каким образом происходит преобразование Института массовых коммуникаций?
- Летом мы станем сотрудниками Школы гуманитарных наук.
Поскольку журналистика – творческая специальность, и она не вполне вписывается в структуру классического университета, мы договорились с ректором Миклушевским об определенном компромиссе. На базе института массовых коммуникаций будет создана единая кафедра, массовых коммуникаций.
Мы потеряем полиграфистов и дизайнеров, они переходят в Школу искусств. Дизайнеров мне, честно говоря, жалко, ДВГУ был единственным вузом страны, где готовили дизайнеров для телевидения и газет. Зато к нам переходят специалисты по рекламе и специалисты по связям с общественностью.
По численности студентов мы даже вырастаем - до 1200.
Хотя планировалось первоначально две кафедры, мы не стали разделять журналистику и связи с общественностью. Для меня пиарщик – человек, который должен, прежде всего, хорошо знать и понимать журналистскую работу. Большинство специалистов по PR - это журналисты по образованию.
Пока не решено, кто будет заведующим кафедрой массовых коммуникаций.
Сейчас будет сложнее работать. Объединяются четыре вуза, надо доучить людей, которых набирали по старым договорам, одновременно начинать готовить по новым стандартам. Сумеем – будет хорошо.
На настоящий момент в Институте массовых коммуникаций решают задачу, как объединить на уровне третьего курса программы ДВГУ и ДВГТУ для специалистов по связям с общественностью. Сделать это нужно без потери для качества обучения.