23 августа 2023. Развитие профобразования в Приморье идет в плотной связке с профессиональным ориентированием, активно проводится кластерная политика, правительство края инициировало законопроект, предусматривающий создание Фонда стимулирования для школ с лучшими результатами. О новых подходах рассказала в интервью ИА PrimaMedia начальник отдела по общему образованию министерства образования Приморского края Ирина Моргунова.
Ирина Моргунова. Фото: Администрация Артемовского ГО
— Ирина Евгеньевна, кластерная политика в образовании принята в 2022 году, есть ли какие-то видимые результаты данного проекта?
— В Приморье создана сеть образовательных кластеров, которые представляют собой системное объединение различных организаций. Взаимодействие осуществляется не только с учреждениями высшего и среднего профессионального образования, но и с министерствами и предприятиями Приморского края, заинтересованными в мотивированных и грамотных выпускниках школ.
С нашими школами работают индустриальные партнеры, такие как ООО "Русагро", ПАО "НК "Роснефть", АО ВП "ЭРА", ОО "Приморская ГРЭС", АО "Лучегорский угольный разрез", ООО "ССК "Звезда", ПАО ААК "Прогресс", АО "ДЦСС". Это далеко не исчерпывающий список.
В проект входят 85 общеобразовательных организаций, в которых открыты специализированные классы по направлениям: аграрное, медицинское, педагогическое, инженерное, авиа— и судостроительное, морское, юридическое.
Реализация кластерной политики позволила включить в образовательный процесс школ инфраструктурные и кадровые возможности вузов. Так школьники из 14 школ Владивостока изучали на базе ДВФУ физику и математику. Приморский государственный аграрно-технологический университет активно оказывал методическое сопровождение деятельности агроклассов.
Такая работа дает первые результаты. В крае качественно улучшились результаты Всероссийской олимпиады школьников. У нас есть два победителя заключительного этапа олимпиады школьников по физике и китайскому языку, пять призеров по экологии, физике, английскому языку.
Результаты ЕГЭ по математике (базовый уровень) показали хорошую динамику. Увеличилось количество учеников, сдавших экзамен на "4" и "5" — с 69,7% в 2022 году до 76,2%. Средний балл увеличился с 3,68 до 4. Средний балл по математике (профильный уровень) повысился с 46 до 49. Средний балл по химии и физике вырос с 47 до 49. В этом году пять "стобалльников" по химии, два — по физике.
В целом количество 100 балльных результатов — 36, количество медалистов — 438.
Улучшились результаты и у выпускников девятых классов. По математике количество обучающихся, не преодолевших порог в основной период, снизилось с 22% до 8%, средний балл вырос с 3,0 до 4,0.
— Перечислите кластеры, которые сейчас существуют и развиваются в Приморском крае?
— В технологический кластер входят инженерные, судо— и авиастроительные классы, росреестр классы. Естественно-научный кластер состоит из медицинских классов и агроклассов. К гуманитарному кластеру относятся педагогические и юридические классы.
В новом учебном году количество школ, открывающих специализированные классы, увеличилось до 178. В 2023/24 учебном году планируется реализация новых направлений кластерной политики с учетом потребностей экономики региона: Курчатовский класс, классы Росатома, IT-классы, а также четыре пилотных инженерных класса федерального центра "Сириус". Кроме того, откроются казначейские и юридические классы.
— Участвует ли в ранней профориентации бизнес? Какую роль играют компании в этой области?
— С целью обеспечения непрерывной связи науки, образования и производства, для повышения качества подготовки будущих специалистов, приближения образовательного процесса к специфике производства, министерством образования Приморского края и школами заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими предприятиями и организациями края. Обучающиеся специализированных классов (медицинские, инженерные, педагогические, агроклассы) в июне 2023 года прошли летнюю практику на предприятиях (в учреждениях) Приморского края.
Кроме того, для ребят проводятся экскурсии на предприятиях, а работники предприятий проводят мастер-классы для ребят.
Для обучающихся специализированных классов в июне 2023 года была организована летняя практика на предприятиях и в учреждениях. Ребята из медицинских классов прошли практику на базе 10 медучреждений Приморского края. Учащиеся педагогических классов работали в качестве вожатых в пришкольном лагере своей школы.
Обучающиеся агроклассов прошли практику на базе 13 предприятий. Например, на базе пасеки СХПК "Восход" (помощник пчеловода), на базе ООО "Экоферма" (разнорабочие), на зернотеке в СХПК "Ореховский", на полях СХПК "Искра", в тепличном хозяйстве КФХ Гнатко, на КФХ Шиш, а также на пришкольных участках общеобразовательных организаций.
В период летних каникул ученики из инженерных классов прошли практику на 9 промышленных предприятий Приморского края (АО "Изумруд", АО "Дальзавод", АО "Варяг", АО "Эра", АО ААК "Прогресс", АО "Аскольд", Уссурийский локомотиворемонтный завод, УП АО "ЛУР", АО "Кузбассэнерго" Приморская ГРЭС). 23 человека были трудоустроены.
Для повышения мотивации и расширения горизонтов в выбранном направлении обучающиеся специализированных классов стали участниками программы "Профессия вместе с аттестатом".
По итогам работы данной программы 1174 обучающихся края получили документ о профессиональной подготовке по 19 направлениям. В следующем учебном году эта работа продолжится.
— Какие цели преследует кластерная политика?
— Хотели бы ознакомить ребят на практике с предприятиями региона, их спецификой и направлениями работы. Показать возможности высших учебных заведений Приморского края.
Одним словом, дать школьникам представление о возможностях и ресурсах нашего региона за счет реализации проекта "Учусь и работаю в Приморском крае".
— Какие основополагающие решения были приняты по кластеру "Педагогика" в 2023 году?
— В работе по преодолению дефицита педагогических кадров следует обратить внимание на расширение сети психолого-педагогических классов и групп. В крае уже созданы профильные психолого-педагогические классы в 36 общеобразовательных организациях 26 муниципальных образований края. В новом учебном году планируются к открытию классы в 67 организациях из 27 муниципалитетов.
Министерством с 2022 года проведена огромная работа по открытию новых образовательных программ на бесплатной основе (за счет средств регионального бюджета) по направлению "Педагогическое образование" (два профиля) на базе Приморского государственного аграрно-технологического университета и Владивостокского государственного университета. В 2023/24 учебном году на базе вузов открыт набор по целевому обучению. С 2024/25 учебного года планируется набор в соответствии с контрольными цифрами приема.
— Какие программы реализуются в крае по ранней профориентации? Есть ли какие-то видимые результаты по данным программам?
— В рамках проекта "Успех каждого ребенка" реализуется проект "Билет в будущее". Школьники бесплатно могут пройти и профориентационную диагностику, и профориентационные пробы, чтобы определить свою профессиональную траекторию на цифровой платформе. На платформе проекта "Билет в будущее" в настоящий момент зарегистрировано 13 тысяч обучающихся.
Всероссийский проект по профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ" проводится с 2013 года. Участниками проекта являются эксперты крупнейших российских компаний и вузов, лучшие педагоги страны и мотивированные школьники. Главная цель проекта "ПроеКТОриЯ" — решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения детей.
Начиная с 2021 года, в крае реализуется программа "Профессия вместе с аттестатом". По итогам работы данной программы 1174 учащихся получили документ о профессиональной подготовке по 19 направлениям. В следующем учебном году эта работа продолжится.
В 2022-23 учебном году 311 учеников из 5 школ приняли участие в пилотном тестирование на платформе Профилум. Итоги показали детальную картину по каждому классу — какие есть увлечения и интересы у ребят, какие профессии им подходят. Ученики получили персональные рекомендации и выбрали онлайн-курсы для погружения в различные специальности.
Весной 2024 года планируется проведение регионального мероприятия "Профматрица25".
— Каким образом в школах Приморья педагогов стимулируют к профессиональному росту?
— При достижении показателей повышения качества образовательных результатов, предусмотрены стимулирующие выплаты педагогам на уровне образовательного учреждения. Кроме того, предусмотрено поощрение грамотами и благодарственными письмами на уровне школы, муниципалитета, края. Также, в конце 2022 года по инициативе губернатора Приморья Олега Кожемяко принят закон о мерах поддержки педагогов, который предусматривает единовременную выплату молодым специалистам, ежемесячную доплату, частичную компенсацию расходов за съемное жилье. Предусмотрена ежемесячная выплата для наставников и, кроме того, педагогическим работникам будет компенсирована часть стоимости путевки на санаторно-курортное лечение.
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко отмечал, что существуют два основных вектора развития системы образования в Приморье. Первый — повышение качества образования, чтобы мотивировать педагогов к профессиональному росту. Второй — повышение престижа учителя.
Правительство края инициировало законопроект, предусматривающий создание Фонда стимулирования для школ с наилучшими результатами. Это послужит поводом для здоровой конкуренции между отраслевыми учреждениями. Также, с учетом предложений, поступивших от педагогического сообщества и профсоюзных организаций, подготовлен законопроект, который позволяет наделять статусом "молодой специалист" не только тех, кто окончил учебное заведение, но и тех, кто трудоустроился на последних курсах и уже обучает ребят. Таких студентов, которые еще получают образование, но уже работают в школах, достаточно много.