26 августа 2023. Профессиональный праздник кинематографистов появился в нашей стране в 1980 году, тогда он назвался Днем советского кино. В 1988 году его переименовали в День кино, а затем в День в кино России. Свое нынешнее название праздник получил в 2001 году, после того как его перестали объединять с Международным днем кино, отмечавшимся в декабре. В 2002 году День российского кино решили отмечать 27 августа.
Несмотря на то что в Приморье никогда не было собственной киностудии, наш край вполне можно называть кинематографичным. История и природа — вот где вещи, которые изначально привлекали кинематографистов к Приморскому краю. Затем появились и другие причины — особый колорит, ощущение большого расстояния, удаленности от Европы, нахождения на краю света, особой приморской ментальности.
Постепенно, шаг за шагом складывалась и продолжает складываться история кино в Приморском крае. Конечно, в рамках одного материала всю ее не изложишь. "Информационное агентство PrimaMedia" решило пока остановиться на трех историях.
Про этот двухсерийный фильм, снятый во Владивостоке кинорежиссером Борисом Григорьевым (киностудия "Мосфильм") по одноименному роману Юлиана Семенова (он стал одним из сценаристов) и вышедший на экраны советских кинотеатров в 1967 году, писалось много и по-разному. Пожалуй, и сейчас в городе можно найти хотя бы одного человека, принимавшего участие в съемках массовых сцен.
Это был исторический фильм. События киноленты происходили во Владивостоке в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах. По сюжету разведчик красных Максим Максимович Исаев под видом журналиста, работавшего в одном из колчаковских изданий, прибывал во Владивосто, чтобы связаться с местным подпольем и действовать с подпольщиками заодно. Ему удается наладить разведовательную работу и заодно с помощью партизан похитить начальника контрразведки белых полковника Гиацинтова. В конце фильма Исаев покидает Владивосток на одном из кораблей флотилии адмирала Старка, чтобы продолжить деятельность советского разведчика за границей, в кругах русской эмиграции первой волны. Позже автор романа Юлиан Семенов сделал из Исавева знаменитого Штирлица, о котором написал целую серию романов.
Другими героями романа "Пароль не нужен" и, соответственно, его экранизации стали исторические деятели: главнокомандующий Народно-революционной армией ДВР Василий Блюхер, член Военного совета Восточного фронта ДВР, участник Волочаевских боев Павел Постышев, атаман Григорий Семенов, воевавшйи против НРА ДВР, и др.
Известному приморскому журналисту Александру Куликову, для которого съемки "Пароля" стали одним из самых ярких воспоминаний детства, удалось связаться по телефону с исполнителем главной роли — советского разведчика Максима Максимович Исаева — Родионом Нахапетовым, главным режиссером фильма Борисом Григорьевым и его ассистенткой на фильме Верой Линд.
— Они все рассказали немало интересного. Как оказалось, все сцены фильма, включая читинские, снимались во Владивостоке и его окрестностях. Борис Григорьев лично облазил все наши сопки, выбирая нужную натуру. Сцену охоты, на которой красными партизанами был захвачен начальник контрразведки белых Гиацинтов, снимали, например, в районе станции Сиреневка (тогда она называлась Пачихеза), в лесу. Была большая сцена похорон подпольщиков, замученных в застенках белой контрразведки, — многие узнавали дорогу на морское кладбище, только не асфальтированную, а покрытую булыжником. Совсем недавно я узнал, что "булыжник" был резиновый — из Москвы привезли специально изготовленные декоративные "ленты", — рассказал Александр Куликов.
Это был по-настоящему народный фильм. Мало того, что многие горожане принимали участие в массовке и готовы были делать это бесплатно. Люди приносили реквизит — старые предметы и одежду. А еще домашнюю еду — пирожки и жареную рыбы — и подкармливали актеров. Вера Линд подсчитала, что в съемках принимало участие до 4 тысяч владивостокцев. По словам Родиона Нахапетова, обстановка на съемочной площадке была самая благоприятная и дружелюбная. Участники съемок подружились и продолжали общаться после работы — гуляли, ходили к морю.
"Пароль не нужен". Сцена фильма. Фото: Из аврхива В. Линд
— Судя по рассказу Бориса Григорьева, многое делалось по методу "народной стройки", то есть местные власти и предприятия оказывали съемочной группе безвозмездную помощь материалами и техникой. Например, командование ТОФ предоставило 11 старых кораблей, которые установили в бухте Золотого рога. Один перекрывал телевышку на горе, другим закрывали Эгершельд, где в то время были новостройки. На двух кораблях снимали, для связи использовали катер. И всё это бесплатно, точнее, по бартеру. Актеры, снимавшиеся в фильме, проводили творческие встречи с рабочими коллективами и в воинских частях.
Военные помогали много. Их солдат, призванных из Средней Азии, сформировали японские "воинские части". А в роли казаков-семеновцев снялись жители Владивостока и окрестных деревень, которые умели ездить верхом. И на съемки они прибыли на своих лошадях.
Сейчас "Пароль не нужен", к сожалению, порядочно подзабыт, а молодежь о нем практически ничего не знает. А зря. Это был настоящий блокбастер, как сейчас принято говорить, а потом он действительно положил начало съемкам кино во Владивостоке и Приморском крае.
В 1969 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич, позже прославившийся экранизацией "Трех мушкетеров" (12+) и других мушкетерских романов Александра Дюма-старшего, снял во Владивостоке часть фильма "Внимание, цунами!" (в одной из главных ролей снялся Георгий Юматов).
Две картины частично снимал во Владивостоке известный кинорежиссер Юрий Челюкин ("Неподдающиеся", 12+ и "Девчата", 12+). В 1973 вышел фильм "И на тихом океане…" (12+) по мотивам пьесы Всеволода Иванова "Бронепоезд 14-69" (12+), где в одной из главных ролей снялся Анатолий Кузнецов (товарищ Сухов в "Белом солнце пустыни", 12+), а в главной женской роли — актриса Приморского краевого драматического театра им. М. Горького Татьяна Данильченко. В 1978 году кинозрители увидели фильм "Поговорим, брат!" (12+) о партизанском движении во время Гражданской войны на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах.
Конечно, стоит отметить фильм Эдуарда Гаврилова "Владивосток 1918" (12+), который вышел в 1981 году. Сюжет ленты строится вокруг фигуры председателя Владивостокского Совета Константина Суханова (эту роль исполнил Василий Бочкарев), погибшего в 1918 году от рук интервентов. В этом фильме так же, как в "Пароль не нужен" и "Внимание, цунами!", в массовке снялись сотни владивостокцев.
Потом были и другие фильмы, разножанровые, отечественные и зарубежные, известные и не очень. Но это уже другая история.
Не многие регионы России могут похвастаться причастностью к самой престижной кинематографической премии — "Оскар". Приморский край — может. И всё потому, что в 1974 году в нашей тайге, недалеко от Арсеньева, снималась основная часть фильма "Дерсу Узала" (12+).
Конечно, многие знают, что фильм был снят на киностудии "Мосфильм" гениальным японским режиссером Акирой Куросавой по мотивам произведений Владимира Клавдиевича Арсеньева "По Уссурийскому краю" (12+) и "Дерсу Узала" (12+). В главной роли прославленного путешественника снялся очень популярный тогда после многосерийного телефильма "Адъютант его превосходительства" (12+) Юрий Соломин. В другой главной роли — таежного охотника Дерсу Узала — Максим Мунзук.
В Интернете можно найти немало материалов о съемках картины в Приморском крае. Есть, например, очень интересные воспоминания художника фильма Юрия Ракши.
В роли одного из казаков из отряда Арсеньева снялся актер Приморского академического краевого театра драмы имени М. Горького, народный артист России Владимир Сергияков.
— Я сам себе завидую, что снялся в этом фильме у кинорежиссера, который входит в первую десятку лучших режиссеров мира. Я тогда учился на втором курсе Дальневосточного института искусств, а второкурсник — это, по сути, белый лист. Прямо скажем, мне повезло –парень, москвич, который до этого работал, то ли ногу сломал, то ли что-то еще с ним случилось. Но самое главное, почему я попал в фильм, это то, что стали переснимать первую серию. Материал, который был снят, отправили в Москву на проявку, и он практически весь оказался бракованный. Много пришлось переснимать, — начал свой рассказ Владимир Сергияков.
Надо сказать, Акира Куросава стоически перенес это. По словам собеседника агентства, великий режиссер совершенно не напоминал капризную звезду. Он был спокойным, никогда не раздражался внешне, во всяком случае, никогда этого не показывал, даже если был чем-то недоволен.
Пока готовили площадку и расставляли камеры, он сидел и внимательно наблюдал за процессом. А потом шел и лично поправлял камеры.
"Дерсу Узала". Кадр из фильма. Скриншот. Крайний слева — Владимир Сергияков. Фото: в свободном доступе
Каких-то особых задач актерам он не ставил, всегда добиваясь того, чтобы они не играли, а были естественны. Поэтому ему так нравился Максим Мунзук, который ничего не играл, а просто жил на съемочной площадке. Иногда какой-нибудь актер начинал по привычке искать камеру и терялся, не находя ее. Ему было непонятно, что делать. А делать ничего не надо было. Вот вы приехали на китайскую фанзу, зашли туда, а там оказалась змея и вы оттуда выбежали. И всё. Эпизод снимался тремя кадрами, всё, что нужно, Куросава делал, занимаясь монтажом.
— Совершенно замечательный случай произошел, когда я уезжал со съемок (я снимался с сентября до Нового года). Съемки уже закончились, я думал, что ни с кем больше не увижусь и по простоте душевной устроил вечер прощания в своем номере в гостинице "Таежная". Накрыл стол, пригласил и Куросаву, и Соломина, и директора картины Карена Агаджанова, больше для приличия. Агаджанов не пришел, а Куросава и Соломин пришли. Чтобы проводить меня, студента второго курса! Конечно, это было здорово — я это лишь потом осознал. Я понимал, что когда вернусь во Владивосток, ребята из общежития устроят мне допрос, что и как. И тогда я придумал такую мульку (именно придумал, ничего подобного на самом деле не было), что, когда не было съемок и мы сидели в гостинице, Куросава стучал мне в стенку, я приходил к нему, и мы играли с ним в шахматы. Ребята поверили и спросили, сколько раз я выиграл. Я ответил: "Ни разу. Ну, одну ничью сделал", — рассказал Владимир Сергияков.
То, что увидели зрители и за что присудили "Оскара", был только прокатный вариант. Режиссерская версия составила где-то 6 часов. Найти ее в Интернете Владимиру Сергиякову так и не удалось.
С особым теплом Владимир Николаевич вспоминал о Максиме Мунзуке:
— Максим Максимовичс этим фильмом объехал 68 стран. 15 лет назад я побывал в Туве, в городе Кызыле. Встречался с двумя дочерями Мунзука. Они мне показывали архив и письма из Канады, Франции, Нидерландов и других. То есть он вел большую переписку и объездил с этим фильмом полземли. Фильм еще не вышела уже семь стран его закупили. Юрий Нагибин написал сценарий для боевика, по сути. Но здесь их пути разошлись. Куросава сам сценарий переделал. Его больше интересовало взаимодействие природы и человека. Это же как будто две разные Вселенные! У Куросавы было очень своеобразное, мудрое отношение к жизни, — сказал Владимир Сергияков.
Первая попытка снять свое художественное кино в Приморье была предпринята под влиянием съемок фильма "Пароль не нужен". В 1969 году приморские зрители увидели телевизионный двухсерийный фильм-спектакль "Хлеб" (12+) по одноименной пьесе Владимира Киршона (на его стихи "Я спросил у ясеня", 12+ Микаэл Таривердиев написал известную песню для фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром", 12+). Соавторами сценария и сорежиссерами вступили Натан Басин (на то время главный режиссер Приморского краевого драматического театра имени М. Горького) и Альберт Масленников (тогда главный режиссер Приморского телерадиокомитета). Натуру, кстати, говоря, снимали в районе старых Владивостокских фортов, где была воссоздана деревня времен первых колхозов. Интерьеры выстроили в съемочном павильоне "Дальтелефильма".
В ролях были заняты актеры театра имени Горького, спектакль которого и решили перенести на пленку. Среди них — народный артист СССР Андрей Присяжнюк и заслуженные артисты РСФСР Николай Михеев и Евгений Шальников. Михеев потом прославился на всю страну, исполнив одну из значимых ролей в телесериале "Вечный зов" (12+).
Впрочем, рассказ сейчас пойдет не о "Хлебе", а о другом фильме, снятом в Приморье приморцами.
В октябре 2008 года во Владивостоке, в театре молодежи состоялась премьера полнометражного фильма под названием "Хасанский вальс" (12+), посвященного 70-летию Хасансикх событий. Кинолента, спродюссированная и снятая режиссером Михаилом Готенко, стала первой в России на эту тему.
"Идея фильма проста. Мы, как благодарные потомки, с помощью средств кино можем показать подрастающему поколению о славе и героизме русских солдат. Я сам внук одного из участников Хасанских событий, поэтому эта тема мне близка", — сказал перед премьерой Михаил Готенко.
Фильм был снят кинокомпанией "Восточное кино", известной на тот момент приморскому зрителю короткометражным художественным фильмом "Небесный мобильник" (12+), боевиком о работе приморской наркополиции "Леопард охотится ночью" (16+), а также художественно-публицистическим фильмом "Забытая война, август 1945 года" (12+). Музыку написал известный приморский композитор Владимир Синенко.
По сюжету фильма, перед началом Хасанских событий на заставу "Пакшехори" прибывают два военных журналиста с заданием написать несколько материалов о жизни советских пограничников. Журналисты попадают в гущу военных действий и принимают участие в боях с японцами.
Две роли в фильме исполнил известный приморский театральный деятель и актер Виктор Галкин — комиссара пограничной заставы Забелина и офицера японской разведки, готовящего провокацию на границе.
"Хасанский вальс". Кадр из фильма. Скриншот. Виктор Галкин в роли комиссара Забелина. Фото: в свободном доступе
— Я согласился на съемки в этом фильме, потому что участвовал в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 70-летию Хасанских событий. Я работал тогда еще в администрации края, замначальника управления культуры. На Хасане провели реконструкции тех событий, включая ночной штурм сопки Заозерной. Это было потрясающее зрелище. Как и зажжение свечей памяти. Там достали из болота небольшой танк тех времен, который прошелся по стадиону своим ходом. Всё это дало толчок к тому, что, когда Михаил Готенко, руководивший "Восточным кино", предложил поучаствовать в этом проекте, я согласился, — вспомнил Виктор Галкин.
Съемки фильма проходили во Владивостоке. Так, для съемок в историческом интерьере использовали дом-музей семьи Сухановых, а штурм Заозерной из-за ее близости к границе снимали на сопке Змеиной, которая приблизительно на две трети уступает по высоте Заозерной.
— Все участники проекта работали в нем искренне и с удовольствием: и Роман Григорьев, который исполнял одну из главных ролей, и Борис Бехарский, и Наталья Войник, которая играла главную героиню. На роль японцев, естественно, взяли наших местных корейцев и якутов. Самое главное, очень исторически старались подойти к костюмам и реквизиту. Большую помощь оказал музей автомотостарины, который дал для съемок две машины и мотоцикл, на котором Костя Колесников выполнял трюки, например, эффектное падение в кювет. Для съемок нашли кирпичные дома старой постройки. Словом, очень ответственно подошли к работе. С одной стороны это была романтика, напоминавшая советские фильмы о войне, с другой стороны — погружение в историю Приморья, — рассказал Виктор Галкин.
По его мнению, такие фильмы необходимо снимать и дальше. О тех далеких и героических событиях обязательно должны знать сегодняшние школьники.
— Они должны знать и о том, как советский солдат сломал хребет Квантунской армии и положил конец Второй мировой войне. Об этом обязательно нужно рассказывать тем, кто собирается связать свою судьбу с Дальним Востоком, — подчеркнул Виктор Галкин.
Материал подготовлен в рамках проекта сетевого издания "Информационное агентство PrimaMedia" "Россия. Приморье. Наша история". Цель проекта — распространение среди жителей Приморья знаний об отечественной истории — как России в целом, так и Приморского края — а также формирование ответственного и патриотического отношения к объектам исторической памяти, государственным и региональным памятным датам.