PrimaMedia, 30 мая 2011. Владивосток, 30 мая, PrimaMedia. Одна из причин топливного кризиса, разразившегося на территории страны – политика государственных нефтяных компаний в части реализации топлива на внутреннем рынке. В своем письме, отправленном в редакцию РИА PrimaMedia, генеральный директор одной из приморских топливных компаний ООО "Комплект-Сервис" Владимир Чирсков обращает внимание, что работа двух российских бирж по реализации нефтепродуктов, созданных в 2009 году, сегодня имеет мало общего с реальными торгами. В результате, по его словам, независимые АЗС вынуждены либо поднимать цены, либо закрываться. Редакция РИА PrimaMedia приводит текст данного письма ниже, оставив содержание без каких-либо изменений.
"Как известно, крупнейшие российские нефтяные компании являются государственными. Существует также и негласное разделение территории страны. При котором, в частности, нефтяная компания "Газпром нефть" обеспечивает потребности западных и центральных территорий страны, а НК "Роснефть" поставляет продукцию в основном в Сибирь и на Дальний Восток.
Деление это принято считать негласным, потому как с 2009 года в России официально работают две биржи по реализации нефтепродуктов, созданные для формирования реального рынка и ценовых индикаторов. Это Санкт-Петербургская Товарно-Сырьевая Биржа (СПбМТСБ) и Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК).
Запуск этих торговых площадок был осуществлен по поручению премьер-министра В.В. Путина. Также было объявлено о рекомендованном выделении 15% от общего объема производимых нефтепродуктов для реализации на биржевых торгах. Независимым операторам рынка нефтепродуктов, владеющим нефтебазами и автозаправочными станциями, предложили закупать топливо только на биржевых торгах. Около года площадки работали параллельно, с одинаковым объемом и ценами предложения. Казалось бы, биржа как важнейший инструмент рыночной экономики, создана!
Но реальных торгов с повышениями или понижениями цен в результате рыночной конъюнктуры не было, потому как предлагаемые цены не корректировались под рынок, даже при отсутствии спроса. Неоднократно в ходе биржевых торгов возникала ситуация, когда цена не снижалась несколько торговых сессий подряд при отсутствии спроса и продавцы действовали по принципу "Не хочешь – не бери!". Как положительный момент, безусловно, стоит отметить реальное выделение ресурса (нефтепродуктов – Прим. ред.) на биржевые площадки. Но за последний год ситуация кардинально изменилась. В течение лета-осени 2010 года выделение ресурса на торги резко уменьшилось. Когда нет предложения – растет цена. Таков закон любой экономики.
Уменьшение предложения на биржевом рынке нефтепродуктов привело к резкому взлету цен.
Тем не менее, НК "Роснефть" все же удавалось выполнять поручение руководства страны о реализации 15% на биржевых торгах. Казалось бы, это положительный момент для страны, ведь государственная компания, как один из локомотивов российской экономики, таким образом формирует реальный рынок и способствует созданию ценовых индикаторов.
Но каким способом это реализуется? Как оказалось, разными... Сделки действительно проходили на бирже, преимущественно на СПбМТСБ. Только выделяемый ресурс продавался не каждому, а только определенным, аффилированным компаниям. Посредством биржи сделки заключались по заранее оговоренным схемам. Как пример можем привести следующие сделки:
Данные примеры можно приводить по результатам торгов в марте-апреле 2011 года на СПбМТСБ практически по каждой биржевой сессии и не только по дизельному топливу. Остальные нефтепродукты продавались по такому же принципу. Независимые участники торгов ставили цены спроса, существенно превышающие цены предложения, однако сделки заключались только с избранными по вышеуказанным ценам, существенно ниже цен предложения.
Впоследствии, буквально на следующий день, этот продукт предлагался независимым участникам по совсем другим ценам сторонними компаниями. Как правило, с разницей в 3000-4000 рублей на тонну продукта. Покупая ресурс у таких аффилированных перепродавцов, независимые компании просто вынуждены были увеличивать свои отпускные цены.
Как результат, в апреле 2011 года в страну пришел "бензиновый" кризис. Наиболее ярко впервые он проявился в Алтайском крае, когда независимые операторы рынка закрыли свои АЗС. Причиной этому послужило отсутствие фактической возможности закупить продукт по рыночной цене, а покупка у аффилированной компании с вышеуказанной разницей в цене привела бы к банкротству многих сетей частных АЗС. Ведь отпускные цены на стеллах АЗС ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний – Прим. ред.) были существенно ниже тех цен, которые могли предложить независимые операторы. Вслед за Алтаем последовала Мурманская область, Красноярск, Томск, Тува, Санкт-Петербург и даже Москва.
В начале мая нехватка топлива на АЗС независимых операторов образовалась в Приамурье, а во второй половине месяца печальный список пополнил Приморский край. В данной ситуации интересен тот факт, что на сетях АЗС ВИНКов топливо есть в наличии постоянно и никаких ограничений на его отпуск не вводилось, причем розничные цены, как правило, ниже.
Не является ли такая ситуация на внутреннем рынке заранее продуманной политикой государственных нефтяных компаний? Ведь текущее положение на двух российских биржах – как детская игра в "кошки-мышки". Выделяемый ресурс на торги, как правило, продается все так же – аффилированным компаниям. Способы проведения сделок различны, но результат как видим – один.
Купить топливо на биржевых торгах для независимых операторов на сегодняшний день не представляется возможным. И, как следствие, собственникам АЗС приходиться их закрывать.
Несмотря на заверения властей в конце апреля о гарантированном выделении ресурса на биржу в мае для погашения дефицита топлива на сегодняшний день в свободной продаже есть только мазут и керосин производства Омского НПЗ НК "Газпром нефть".
В период с 1 по 25 мая на биржах не продано ни одной тонны автобензина производства НПЗ НК "Роснефть" и НК "Газпром нефть", только незначительные объемы Хабаровского НПЗ НК "Альянс". Таким образом, "бензиновый" кризис продолжает свое шествие по стране.
В сложившейся ситуации странно выглядят действия контролирующих органов. К примеру, Управлением ФАС по Амурской области принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Дальневосточная нефтяная компания", ООО "Содружество плюс", ОАО " Санго плюс" и ОАО "Амуртранснефть". Они подозреваются в сговоре и одномоментном введении ограничений по розничным продажам топлива и прекращении его реализации за наличные деньги. А прокуратура Алтайского края направила в суды 32 иска по фактам нарушения прав потребителей при реализации нефтепродуктов. Как пояснили в прокуратуре, нарушения законодательства заключались в том, что потребителям реализовывалось топливо только по клубным картам и в ограниченном количестве. Но какой собственник бизнеса откажется от реализации, которая приносит прибыль? Ведь суть проблемы гораздо глубже. Купить на биржевых торгах нефтепродукт для независимого оператора сегодня не представляется возможным из-за аффилированности торгов. На поставки с нефтебаз и нефтехранилищ ВИНКов также существуют определенные ограничения. И технически данные нефтебазы не в состоянии удовлетворить полностью потребности регионов.Существующие сети автозаправочных станций нефтяных компаний на сегодняшний день физически не способны удовлетворить потребность населения в топливе.
Только в Приморском крае зарегистрировано более 280 АЗС (по данным УФАС по Приморскому краю). Из них ОАО "Приморнефтепродукт" НК "Альянс" принадлежит 107 АЗС, ООО "РН-Востокнефтепродукт" НК "Роснефть" - 27 АЗС, а остальные станции принадлежат независимым операторам. При такой пропорции нехватка топлива у более чем 50 % станций обернется для края коллапсом, выйти из которого можно только создав понятные и прозрачные механизмы реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.
Как показывает текущая ситуация, государственные нефтяные компании вместо формирования рынка и создания условий для развития конкуренции занимаются только собственной капитализацией и подавлением любых признаков конкурентной борьбы на подконтрольных рынках. Но ведь без конкуренции любая экономика обречена на стагнацию и разрушение. Становится совершенно определенной необходимость кардинального изменения всех действующих принципов и норм, регулирующих рынок нефтепродуктов в настоящее время.
Федеральной антимонопольной службой разработаны законы "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ". В настоящий момент они отправлены на согласование в заинтересованные ведомства. Новые законы направлены на обеспечение прозрачного ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, в качестве индикатора цены предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен: сопоставимые цены зарубежных рынков, биржевые котировки и внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо и топливо мазут. А в законопроекте "Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ" впервые прописаны правила о недопущении монополизации рынков розничной реализации нефтепродуктов, а также о создании недискриминационных условий деятельности на товарных рынках. Независимые операторы должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Будут равные условия конкуренции - будет и стабильное ценообразование.
Основные положения законопроектов направлены на формирование и защиту конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов. Однако хотелось бы отметить также необходимость организации строгого контроля и не менее строгого наказания за нарушение законов и подавление конкуренции. Как показывает практика антимонопольных дел, только штрафы не способны умерить аппетиты монополий"