7 ноября 2023. Как получать удовольствие от работы? Наверно, ответ на этот вопрос скрывается в характере человека. Кто-то на первое место ставит заработок, кто-то — дружный коллектив, кто-то — результаты своего труда. Важно, чтобы они были зримыми, осязаемыми и полезными, а сам труд — интересным. Лучше всего, конечно, чтобы работа совмещала все вышеперечисленное.
Оператору пульта управления угольного комплекса в АО "Восточный Порт" Елене Ченцовой в этом смысле повезло. Работа в порту всегда считалась почетной. Приморье — такой регион, где логистика и грузоперевозки исторически были базой экономического развития. Только раньше судовые трюмы загружали чуть ли не вручную, а сейчас — это дело техники. Когда технологии и люди, как оркестр, выполняют одну общую задачу — это уже производственный процесс. Для каждого участника — своя партитура. Управлять этим действием, безусловно, очень интересно, но крайне сложно и ответственно.
Елена Ченцова рассказала, какого это — управлять технологическим процессом в угольном комплексе. Фото: ИА PrimaMedia
— Елена Георгиевна, у вас часто берут интервью?
— Нет. Первый раз.
— Почему такая несправедливость творится?
— У нас сейчас молодежь впереди планеты всей.
— Говоря о молодежи, как вы попали в Восточный Порт?
— Я тут работаю уже 38 лет. Пришла в 1985 году. До этого я жила и работала в Омске, а мои родители — здесь. Отец трудился слесарем на вагоноопрокидывателе. Меня тянуло к родным, хотелось в Приморье. И вот попала на угольный комплекс, на систему централизации и блокировки. Маневры с вагонами — сфера моей ответственности в тот период. Отдала этому занятию 13 лет. Потом перешла оператором пульта управления.
— Каково это было — проводить маневры с вагонами молодой девушке?
— Очень интересно было, мне все нравилось. Работа была серьезной, ответственной. Если говорить про порт, она тут везде серьезная и ответственная.
— В чем состоит ваша работа на сегодняшний день? Я вижу перед собой много больших и не очень мониторов. Как будто в центр управления полетами попал.
— Если коротко — мы руководим технологическим процессом угольного комплекса, а именно погрузкой судна и выгрузкой вагонов. В том числе с помощью вагоноопрокидывателя уголь перегружается на склад. Со склада, где стоят реклаймеры, уголь идет на погрузку на судно. Это в двух словах звучит просто. На деле же — сложнейшая работа, которая обеспечивается как людьми, так и техникой. И от нас — операторов пульта управления — зависит все. Не только погрузка-выгрузка, но и безопасность, жизни сотрудников, которые работают с механизмами, конвейерами, с тяжелой техникой. Это большая ответственность.
Елена Ченцова рассказала, какого это — управлять технологическим процессом в угольном комплексе. Фото: ИА PrimaMedia
— Как вы в этих экранах видите погрузку-выгрузку. Я лично вижу набор стрелок, цифр, букв. А вы что?
— Вот программа прокладывает маршруты. Например, путь угля с первого вагоноопрокидывателя на первый стакер. Мы эти маршруты запускаем и производим контроль. Между стартовой и финальной точкой обозначены основные пункты технологического процесса. Мы видим в режиме реального времени расположение стакеров, какая техника находится на той или иной точке, какая ситуация на складе, как функционирует конвейерное хозяйство, держим связь с докерами.
— Тяжело ли за всем этим следить? Какие главные качества нужны сотруднику?
— Нужно просто ответственно относиться к работе, а опыт приходит со временем. Если сначала может быть сложно, то потом чувствуешь себя, как рыба в воде. Вырабатывается определенный автоматизм. Не в том плане, что какие-то вещи делаешь без осмысления, а в том, что иногда одного взгляда хватает, чтобы понять, все ли идет штатно или нет, сразу видеть перед собой четкий план действий. Со временем добавляются какие-то новшества, к ним нас обязательно готовят, объясняют и постепенно они также отрабатываются до автоматизма.
— Я видел другие пульты управления. Более, скажем так, массивные, с рычагами, кнопками, тумблерами.
— Раньше в этом помещении был один большой экран и много пультов. Экран был не такой, как сейчас — жидкокристаллический, а больше напоминающий карту. Все маршруты мы набирали вручную с помощью тумблеров. В результате на большом экране, если все данные были введены верно, зажигались лампочки маршрутов. Если что-то было не в порядке, система подавала сигнал. Как сейчас помню: бежишь к пульту с громкой связью — говоришь с докером, потом обратно — делаешь запись в журнале. Манипуляций было много.
— Ну, да. Всегда представлял себе что-то гигантское.
— По сути, это тот же самый центральный пульт управления — ЦПУ, только помещенный в электронную версию. Функционал и задачи остаются теми же. В нашей ответственности — все докеры, поэтому следить за процессом нужно максимально пристально.
— Есть выражение, что счастливый человек — это тот, кто с удовольствием утром идет на работу, и кто вечером с удовольствием возвращается с работы домой. Вы получаете удовлетворение от работы?
— Конечно, мне тут все нравится. У нас отличный коллектив: операторы, тальманы, стивидоры. Все очень дружные, готовые подставить плечо и прийти на выручку. Приходишь, общаешься с ними не как с коллегами, а как с членами большой семьи.
— То есть вся эта автоматизация и компьютеризация не понизили ценность человеческого общения?
— Да как человека вообще можно из процесса убрать? Без диспетчера маршруты не запустишь. Он дает команду. Приходя на смену, мы расписываемся у сменного механика. Потом приходим сюда, начальник дает нам работу. В течение дня процесс может поменяться. Реклаймеры могут переезжать с места расположения угля одной марки к месту расположения другой марки, в зависимости от заданной диспетчером задачи. Где-то челнок поменять надо — это конвейер, который двигается по рельсам — таким образом перестраивается маршрут угля. Все эти команды докерам отдаю я. Происходит постоянное общение с людьми. Просто сейчас за счет автоматизации все проще стало и быстрее.