30 октября 2023. Непростую работу сменного механика в АО "Восточный Порт" Анна Орешкина с гордостью выполняет уже 43 года. За эти годы Анна Емельяновна приобрела колоссальный опыт, поэтому можно смело утверждать — крановое хозяйство порта находится в надежных руках. В интервью для проекта "Человек труда" она рассказала, как ей удалось найти общий язык с техникой на универсальном производственном перегрузочном комплексе, и почему молодая советская девушка пришла в такую сложную профессию и связала с ней свою жизнь.
— Анна Емельяновна, как вы пришли в эту профессию? Почему именно в механики, а, допустим, не в балерины?
— Был ли какой-то приоритет? Нет, просто так сложилось. Закончила школу во Владивостоке — 32-ю в Первомайском районе. Получила неполное высшее образование и пошла в техникум на электрика. Где-то в 1980-м году закончила обучение. С подругой мы приехали сюда по комсомольской путевке. Электрики, как таковые, тогда здесь были не очень востребованы, а нужны были строители. Мы всё разузнали и пришли на комплекс. На работу меня взял заместитель по механизации Легай Борис Сергеевич. Так и тружусь на этом месте с 1980 года по сегодняшний день. Только количество причалов было поменьше. Когда я пришла, было только два причала. Сейчас дошли до четырех — 11-й, 12-й, 13-й и 14-й. Не считая тыловую часть.
— Молодая девушка окончила школу и пошла в техникум на электрика. Не стандартно все же звучит. Почему именно туда?
— Трудно сказать. Дети не всегда могут с самого школьного возраста понять, кем они станут. В детстве я все время проводила с мамиными братьями. Им нравилось возиться с техникой. Это передалось и мне.
— Интересно здесь работать?
— Да, очень интересно. Приходится иметь дело с кранами-гигантами, и каждый со своим характером.
— С характером?
— Ну, вот стоят "пятерка" и "шестерка". У них очень интересные и совершенно разные характеры. Не так-то просто это объяснить словами тем, кто в этом деле не знаток.
— Представьте, что перед вами школьник.
— Школьник может ничего не понять в нашей работе. Давайте сравним с теми кранами, которые были у нас первоначально в 1980 году, когда я пришла. Значит, 2-ка, 3-ка, 4-ка, 5-ка, 6-ка и 11-й. Там была контакторная система. Контактор притягивается магнитом, электрический контур замыкается, и питание запускается по механизмам. Сейчас у нас стоят краны, которые с частотной системой более требовательной к погодным условиям. Это краны 1, 12, 13, 6-ку мы переделали, 8-ка и 9-ка. Так вот, контакторная система включается без проблем, какая бы погода не стояла. А вот если в частотной системе какая-то трудность, например, по какой-то причине мы его отключили и оставили, он сразу не заведется. Ему нужно, чтобы у него была определенная температура, заданная заранее. Он стоит и ждет до тех пор, пока не прогреется.
— Помимо кранового хозяйства. Что еще входит в ваше ведение?
— Крановые колонки. Это не только моя ответственность, но и электриков. Спредерная система — это устройство для захвата и переноса контейнеров. Крюковые подвески, погрузчики и вся малая механизация.
— Случалось подниматься на краны?
— Конечно. Вот недавно ремонтировали краны, которые работают на слябах — такие металлические прямоугольники. Бывает, у них рвутся электрические кабели. Если они рвутся, их стыкуют, изолируют и отдают в работу. Поднимались до площадки вылета стрелы — это выше 30 метров.
— Какие-нибудь интересные моменты возникали? Которые запомнились?
— Все моменты запоминаются без исключения. Но, наверно, самое яркое впечатление — первое восхождение на кран. Это было еще в 1980 году. Никто не спрашивал, есть у тебя опыт или нет — есть задача и нужно ее выполнять. И вот я практически сразу по приходу в порт поднялась на площадку вылета стрелы. Ветер сильнейший, высота головокружительная, но прекрасный обзор и завораживающий вид. Долго не хотела спускаться. Тогда, наверно, я и поняла, что свяжу с портом свою жизнь.
— В чем основная сложность вашей работы?
— Сложность бывает разного уровня. Что-то можно устранить за 30 минут, что-то растягивается на сутки. Есть много вариантов решения той или иной задачи, и самое сложное и интересное в профессии — определить из этого множества наиболее правильный, быстрый и эффективный.
— Есть часть жизни, которую отдаешь работе. А есть та часть, что оставляешь себе? Что для Вас эта другая, нерабочая жизнь?
— Конечно же — семья, дети, а также немножко — книги, немножко — кроссворды, немножко — огород. Всего понемножку. В этом году вот арбузы посадила. Правда, выросли с нашей погодой вот такие (делает из ладошек маленький шарик). Ну ничего, придумаем, что с ними сделать.