11 сентября 2023. Большой круг вопросов обсудили участники секции "Новая логистика Дальнего Востока — "белый лебедь" экономики России" (16+), которая прошла 11 сентября при поддержке FESCO в рамках VIII Восточного экономического форума (16+). Эксперты, представляющие крупный транспортно-логистический бизнес России, РЖД, Росатом, Таможенную службу России, РСПП и др., поделились мнениями о том, как обеспечить современный инфраструктурный каркас транспортно-логистической системы на Дальнем Востоке в плане развития транспортная инфраструктуры России в контексте внедрения принципов цифрового управления транспортной системой, сообщает ИА PrimaMedia.
Сегодня логистика Дальнего Востока находится в центре внимания государства и бизнеса. Делается много для увеличения портовых мощностей, роста портовых перегрузок. Однако на один из передних планов выходит и вопрос цифровизации транспортно-логистической отрасли, заметила модератор секции телеведущая телеканала "Россия 24" Александра Суворова.
Александра Суворова. Фото: ИА PrimaMedia
Разговор на серьезную тему начался с небольшого обзора того, что уже сделано на так называемом Восточном полигоне.
Так председатель совета директоров ТГ FESCO Андрей Северилов сообщил, что в 2023 году FESCO увеличил емкость контейнерных линий на Дальнем Востоке практически вдвое, благодаря чему удалось справиться с ситуацией, возникшей в 2022 году, когда западные партнеры массово покинули российский рынок и надо было срочно формировать дополнительный флот.
— Я думаю, что в этом году FESCO войдет в ТОП-30 ведущих мировых операторов морского груза. С ростом наших активов возрастут и новые активности. В прошлом году новым направлением для нас был Вьетнам, в этом году планируются Индия, Филиппины, Малайзия. Мы увеличили количество судозаходов в Китай. И, наверное, главным достижением нашей компании является прямой морской сервис Deep Sea из Китая через индийский порт Мундра в Санкт-Петербург. Это линия работает активно, ее загруженность почти 100%, она позволяет снять перезагруженность железнодорожных путей, связывающий запад России с Восточным полигоном, — сказал Андрей Северилов.
Ситуация на Восточном полигоне в 2022 году была непростой, отметил генеральный директор — председатель правления ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозёров. Большие потоки грузов переместились с запада на восток. Кроме того, изменились правила игры на мировом логистическом рынке — по отношению к России они стали носить дискриминационный характер. В связи с этим решения нужно было принимать быстро, и РЖД такие решения принимали.
Председатель правления ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозёров Подробнее: https://primamedia.ru/news/1581283/. Фото: ИА PrimaMedia
— Мы открыли горячую линию практически с каждым предприятием, обсуждали с ними возникшие проблемы, и это помогло быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, — отметил Олег Белозёров.
Важным участником обработки грузопотоков стала Федеральная таможенная служба (ФТС) России, напомнил врио руководителя ведомства Руслан Давыдов. Предстоит развивать инфраструктуру таможенных пунктов пропуска, с тем чтобы она соответствовала увеличивающимся потокам. Вторым важным вопросом является развитие современных информационных технологий, оцифровка документооборота.
— На самом деле транспортно-логистические проблемы возникли не только в связи с поворотом на Восток, об этом шла речь и раньше. Сейчас же идет мощная конкурентная борьба за транспортные потоки. Например, Джо Байден на только что завершившемся саммите G20 заявил о планах запустить вместе с Индией и союзниками Вашингтона железнодорожный судоходный коридор, который свяжет Индию, Ближний Восток и Европу. Есть еще и китайская инициатива "Один пояс и один путь", которая может пойти в обход России. Поэтому, чем энергичнее мы будем развивать собственную логистику и транспортную инфраструктуру, тем больше шансов, что мы встроимся в эту глобальную систему, — сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Такие возможности, в частности, дает реализация проекта Северного морского пути. Как рассказала Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", инфраструктурного оператора Севморпути, создание инфраструктуры СМП идет по плану, утвержденному правительством. Реализованы проекты по строительству арктических терминалов, идет строительство ледоколов, в Арктике предлагаются новые энергетические решения как в плавучем исполнении, так и наземные.
— Фокусом нашего внимания является восстановление международного транзита. Для этого совместно с FESCO реализуется проект по строительству на базе Владивостокского морского транспортного порта большого перегрузочного контейнерного терминала протяженностью 750 метров с глубинами примерно 16,5 метра, — сказала Екатерина Ляхова.
Наращением контейнерного парка на Дальнем Востоке занимается ГК "Дело", сообщил генеральный директор УК "Дело" Дмитрий Паньков. Ускорено создание терминальной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные потоки в восточном направлении. Один из крупных контейнерных терминалов будет построен в Приморье.
— Мы реализуем большую программу расширения контейнерных возможностей Восточной Стивидорной Компании, расположенной в бухте Врангеля. В прошлому году мы приобрели большую площадь, примыкающую к терминалу, и теперь весь порт будет занимать площадь порядка 125 гектаров с глубинами почти 17 метров. Будут построены два новых контейнерных причала, складские помещения и современная железнодорожная инфраструктура, — сообщил Дмитрий Паньков.
Эксперты сессии отметили необходимость развития новых цифровых технологий в транспортно-логистической отрасли России на Дальнем Востоке. Многое в этом направлении уже сделано.
Андрей Северилов (слева) и Екатерина Ляхова. Фото: ИА PrimaMedia
Председатель совета директоров ТК FESCO Андрей Северилов, рассказал, что в компании за последние 3 года внедрено немало IT-технологий. Одна из них — организация бесшовной логистики с РЖД и таможенными структурами.
— В частности мы разработали программу цифрового двойника порта. Фактически она уже завершена, и в этом году мы ее полностью запустим. Суть программы заключается в том, что еще до момента подхода судна к берегу операторы в порту уже знают, когда оно появится, где будет размещен тот или иной контейнер и т.д. Используются возможности искусственного интеллекта. Цифровой двойник порта, без сомнения, обеспечивает максимальное ускорение обработки грузов. Сейчас обработка грузов в порту составляет 4-8 суток, что раньше было невозможно, — заметил Андрей Северилов.